МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент И.Е.Каплинская

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Г.А. Булатова

Рабочая программа дисциплины
Экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2016-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Зав. кафедрой д.с.н., проф. А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой Зав. кафедрой д.с.н., проф. А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на овладение студентами базовым понятийным аппаратом и формирование экономического мышления, адекватного требованиям современного развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины курса; предмет и метод экономки как науки; специфику микроэкономики и макроэкономики; законы хозяйственной детельности и закономерности функцинирования рыночной экономики; актуальные проблемы современной рыночной экономики.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать фундаментальную и учебную литературу курса;применять теоретические модели курса для анализа хозяйственных проблем; разбираться в актуальных проблемах современной рыночной экономики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными понятиями и терминами курса; анализа фундаментальной и научной литературой курса; применения теоретических моделей курса для объяснения и понимания фактов хозяйственной практики и экономической политики;самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономическую теорию
1.1. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Лекции 3 4 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Практические 3 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Сам. работа 3 12 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Микроэкономика
2.1. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы про-изводства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Про-центная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Лекции 3 6 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы про-изводства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Про-центная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Практические 3 4 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы про-изводства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Про-центная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства Сам. работа 3 14 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Макроэкономика
3.1. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная полити-ка. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Лекции 3 8 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денеж-ном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Практические 3 4 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Сам. работа 3 18 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Экономика как система. Потребности и ресурсы.
2. Типы хозяйственных систем.
3. Рыночная экономика. Модель рынка, его субъекты.
4. Функции рынка. Виды рынков.
5. Конкуренция, ее роль в экономике.
6. Монополия. Монополистические барьеры.
7. Спрос и предложение. Равновесие.
8. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
9. Последствия монополизации. Антимонопольная политика
10. Заработная плата, ее виды и факторы.
11. Ссудный процент, его виды.
12. Земельная рента, цена земли.
13. Прибыль. как предпринимательский доход
14. Виды доходов, факторы их дифференциации.
15. Концепции распределения. Показатели дифференциации доходов.
16. Макроэкономика, ее субъекты и их взаимодействие.
17. Основные проблемы макроэкономики.
18. Основные макроэкономические показатели
19. Сущность и виды безработицы. Ее последствия.
20. Инфляция, ее виды и причины и последствия.
21. Экономические циклы.
22. .Деньги.
23. Банки и их функции.
24. Центральный банк. Денежно-кредитная политика.
25. Государственный бюджет: доходы и расходы.
26. Цели государственной экономической политики.
27. Методы государственного регулирования.
28. Рынок ценных бумаг
29. Экономический рост, его виды и факторы.
30. Основные макроэкономические
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мировая цена на нефть и ее факторы.
2. Динамика средней заработной платы в РФ.
3. Минимальная заработная плата – сравнения с зарубежьем.
4. Дифференциация доходов населения.
5. Потребительская корзина.
6. Естественные монополии.
7. Антимонопольная политика
8. Микрофинансовые организации.
9. Государственная политика занятости.
10. Меры антиинфляционной политики
11. Проблемы российского бюджета.
12. Налоги и их виды
13. Проблемы структуры экономики РФ.
14. Длинные волны в экономике.
15. Рейганомика.
16. Новый курс Рузвельта
17. ГОсударственнный долг
18. Торговая политика РФ
19. Факторы падения курса рубля.
20. Россия в мировой экономике
21. Китай в мировой эконом ике.
22. США в мировой экономике.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См . файл в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Ф. Борисов Экономика: учебник и практикум для вузов М.: Юрайт, 2010
Л1.2 М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева Курс экономической теории: учебник Киров: АСА, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Д. Камаева Экономическая теория: учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.www.gks.ru
Э2 2. www.altairegion22.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант, Консультант +

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные аудитории
Аудитории для проведения семинаров

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
3.1. Введение (пояснительная записка)
Данные методические рекомендации разработаны на основании типового стандарта, учебного плана, плана проведения лекционных и практических занятий для бакалавров, обучающихся по программе – «Химия» в объеме 50 часов. В результате самостоятельной работы магистрант должен:
• усвоить содержание основной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать первоисточники;
• самостоятельно использовать теоретические модели;
• решать различные тесты и задания;
• быть готовым к проведению лекционных и семинарских занятий;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы.
3.2. Формы самостоятельной работы
Для самостоятельной работы студентов рекомендуются четыре вида учебно-методического обеспечения. 1) конспект лекций, 2) литературные первоисточники. 3) основная и дополнительная литература, 4) материалы УМК.
Самостоятельная работа студентов предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях. На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, не отвлекаться и вести соответствующие записи, основных положений лекции. В конце лекции задать вопросы по прочитанному материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. На семинарских занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, отвечать на поставленные вопросы, вести записи основных положений. Внеаудиторная работа включает работу в библиотеках, дома и других приспособленных местах. Эта работа связана с изучением первоисточников, учебной и дополнительной литературы, написанием реферативных работ по курсу.