Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 17 | 17 | 17 | 17 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.псих.н.,Каширский Д.В.
1.1. | изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия; развитие психологической компетенции; формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности; об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности; о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | психологические особенности личности и малых групп; действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека; отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности; проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов; предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | организации собственной деятельности в соответствие с индивидуально-психологическими особенностями личности, требованиями коллектива; использования приемов саморегуляции, самоконтроля, формирования и развития собственной личности; межличностного и межгруппового взаимодействия; организации педагогического процесс с учетом закономерностей протекания процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и возраста учащихся, а также эмоциональных и функциональных состояний педагога. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию | ||||||
1.1. | Место психологии в системе наук о человеке и обществе | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Отрасли психологии и связь психологии с другими науками | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л1.1 |
1.3. | История и методы психологии | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Психика и сознание | ||||||
2.1. | Мозг и психика | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Мозг и психика | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека | Практические | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.6 |
2.4. | Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Психологическая теория деятельности | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.3 |
Раздел 3. Психические процессы | ||||||
3.1. | Психология ощущений и восприятия | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.3, Л1.1 |
3.2. | Память как процесс отражения прошлого опыта | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека | Практические | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л1.1, Л2.10 |
3.4. | Мышление и воображение как особый вид психических процессов | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта | Практические | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.8, Л1.1 |
3.6. | Психология мышления и воображения | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.8, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 4. Психические состояния человека | ||||||
4.1. | Общая характеристика психических состояний | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л1.1 |
4.2. | Психологические особенности измененных состояний сознания человека | Практические | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.5, Л2.11 |
4.3. | Психическая регуляция поведения и деятельности | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.5 |
4.4. | Внимание как состояние | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.5 |
4.5. | Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л1.1 |
4.6. | Приемы тренировки внимания | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.12 |
4.7. | Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека | Практические | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.4, Л2.5 |
4.8. | Эмоции и чувства | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.4, Л1.3 |
Раздел 5. Психология личности | ||||||
5.1. | Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л2.13, Л1.1 |
5.2. | Темперамент как динамическая характеристика личности | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.7 |
5.3. | Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности | Практические | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.7 |
5.4. | Теории темперамента | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.7 |
5.5. | Характер: общее представление | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.7 |
5.6. | Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.7 |
5.7. | Способности | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.7 |
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы. | ||||||
6.1. | Проблема феномена общения в психологической науке | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.1 |
6.2. | Общение и речь | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-7 | Л1.3, Л2.1 |
6.3. | Межличностные отношения и взаимодействия | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.9, Л2.1 |
6.4. | Проблема группы в социальной психологии | Лекции | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.3, Л2.9 |
6.5. | Психология малых групп | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.3, Л2.9 |
6.6. | Межгрупповые отношения и взаимодействия | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.9, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Основные этапы становления психологии. 2. Выдающиеся психологи, на примере 5 ученых. 3. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория. 4. Психофизические эксперименты исследования ощущений. 5. Поведение человека в условиях сенсорной изоляции. 6. Символы в изобразительном искусстве и их психологическое значение. 7. Приемы развития памяти человека. 8. Развитие памяти в фило- и онтогенезе. 9. Мнемические приемы тренировки памяти человека. 10. Способы исследования мышления человека. 11. Защитные механизмы личности. 12. Природа индивидуальных различий в творческих способностях и креативности. 13. Медитация и транс как измененные состояния сознания. 14. Проблема и способы тренировки внимания человека. 15. Психодиагностика эмоциональных состояний: сложности и особенности осуществления. 16. Черты характера и особенности темперамента 17. Конституциональные типологии темперамента. 18. Обоснования классификации характерологических типов К.Г. Юнга (экстраверсия и интроверсия). 19. Понятие « психопатия», «акцентуация характера». Классификация акцентуаций (скрытые и явные). 20. Сравнительная характеристика акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. 21. Психология саморазвития личности. 22. Условия и факторы нормального и аномального развития личности. 23. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний. 24. Функциональная асимметрия головного мозга как основа различий формирования индивидуальных способностей. 25. Гениальные и одаренные люди: развитие способностей или природные задатки? 26. Психология способностей к художественному творчеству. 27. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых. 28. Позитивные и негативные аспекты невербальной коммуникации. 29. Установки в восприятии партнера по общению. 30. Развитие навыков конструктивного общения. 31. Язык жестов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Г. Маклаков | Общая психология: учеб. пособие для вузов | СПб.: Питер, 2011 | |
Л1.2 | Немов Р.С. | Психология: учебник | М.: Высшее образование, 2008 | |
Л1.3 | В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская | Психология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. В. Андриенко | Социальная психология: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
Л2.2 | Данилова, Нина Николаевна | Психофизиология: учебник | М. : Аспект Пресс, 2007 | |
Л2.3 | Леонтьев, Алексей Николаевич | Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие | М. : Академия, 2004 | |
Л2.4 | авт. -сост. Витис Вилюнас | Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для вузов | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л2.5 | В. Б. Хозиев | Практикум по общей психологии: Учебное пособие | М. : Академия, 2009 | |
Л2.6 | под ред. Хомской Е. Д. | Хрестоматия по нейропсихологии: хрестоматия: учебное пособие | М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2004 | |
Л2.7 | Нартова-Бочавер С.К. | Дифференциальная психология: | М. : Флинта, 2006 | |
Л2.8 | Н. В. Жбанкова | Познавательные процессы: учеб. пособие | Красноярск: [СибГТУ], 2009 | |
Л2.9 | Я. Л. Коломинский | Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов | М.: АСТ, [2010] | |
Л2.10 | под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской | Хрестоматия по ощущению и восприятию: Учебное пособие | М. : Изд-во МГУ, 1975 | |
Л2.11 | Гордеева О. В. | Измененные состояния сознания. Природа, механизмы, функции, характеристики.: Хрестоматия | М.: Когнито-Центр, 2012 | |
Л2.12 | Матюгин И.Ю. | Развитие памяти и внимания: Учебно-практическое пособие | М.: РИПОЛ классик, 2009 | |
Л2.13 | Гуревич П. С. | Психология личности: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | |||
Э2 | 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||