МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., старший преподаватель, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
к.псих.н., доцент Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2016-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.псих.н.,Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.псих.н.,Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
развитие психологической компетенции;
формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности;
об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности;
о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.психологические особенности личности и малых групп;
действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека;
отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности;
проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов;
предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации собственной деятельности в соответствие с индивидуально-психологическими особенностями личности, требованиями коллектива;
использования приемов саморегуляции, самоконтроля, формирования и развития собственной личности;
межличностного и межгруппового взаимодействия;
организации педагогического процесс с учетом закономерностей протекания процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и возраста учащихся, а также эмоциональных и функциональных состояний педагога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе Лекции 3 1 ОК-7 Л1.3, Л1.1
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.3, Л1.1
1.3. История и методы психологии Лекции 3 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 3 2 ОК-7 Л1.2, Л2.2
2.2. Мозг и психика Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.1, Л2.2
2.3. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Практические 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.6
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Психологическая теория деятельности Лекции 3 1 ОК-7 Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия Лекции 3 2 ОК-7 Л1.3, Л1.1
3.2. Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 3 1 ОК-7 Л1.1, Л2.2
3.3. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Практические 3 1 ОК-7 Л1.3, Л1.1, Л2.10
3.4. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Лекции 3 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
3.5. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Практические 3 1 ОК-7 Л2.8, Л1.1
3.6. Психология мышления и воображения Сам. работа 3 1 ОК-7 Л2.8, Л1.3, Л2.5
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний Лекции 3 1 ОК-7 Л1.3, Л1.1
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Практические 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.5, Л2.11
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.1, Л2.5
4.4. Внимание как состояние Лекции 3 1 ОК-7 Л2.5
4.5. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции Лекции 3 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
4.6. Приемы тренировки внимания Сам. работа 3 1 ОК-7 Л2.12
4.7. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 3 1 ОК-7 Л2.4, Л2.5
4.8. Эмоции и чувства Сам. работа 3 1 ОК-7 Л2.4, Л1.3
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Лекции 3 1 ОК-7 Л2.13, Л1.1
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности Лекции 3 1 ОК-7 Л1.2, Л2.7
5.3. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.7
5.4. Теории темперамента Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.2, Л2.7
5.5. Характер: общее представление Лекции 3 1 ОК-7 Л1.1, Л2.7
5.6. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 3 2 ОК-7 Л1.1, Л2.7
5.7. Способности Лекции 3 1 ОК-7 Л1.1, Л2.7
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке Лекции 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.1
6.2. Общение и речь Сам. работа 3 7 ОК-7 Л1.3, Л2.1
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.9, Л2.1
6.4. Проблема группы в социальной психологии Лекции 3 1 ОК-7 Л1.3, Л2.9
6.5. Психология малых групп Практические 3 2 ОК-7 Л1.3, Л2.9
6.6. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 3 1 ОК-7 Л1.1, Л2.9, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные этапы становления психологии.
2. Выдающиеся психологи, на примере 5 ученых.
3. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория.
4. Психофизические эксперименты исследования ощущений.
5. Поведение человека в условиях сенсорной изоляции.
6. Символы в изобразительном искусстве и их психологическое значение.
7. Приемы развития памяти человека.
8. Развитие памяти в фило- и онтогенезе.
9. Мнемические приемы тренировки памяти человека.
10. Способы исследования мышления человека.
11. Защитные механизмы личности.
12. Природа индивидуальных различий в творческих способностях и креативности.
13. Медитация и транс как измененные состояния сознания.
14. Проблема и способы тренировки внимания человека.
15. Психодиагностика эмоциональных состояний: сложности и особенности осуществления.
16. Черты характера и особенности темперамента
17. Конституциональные типологии темперамента.
18. Обоснования классификации характерологических типов К.Г. Юнга (экстраверсия и интроверсия).
19. Понятие « психопатия», «акцентуация характера». Классификация акцентуаций (скрытые и явные).
20. Сравнительная характеристика акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
21. Психология саморазвития личности.
22. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
23. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний.
24. Функциональная асимметрия головного мозга как основа различий формирования индивидуальных способностей.
25. Гениальные и одаренные люди: развитие способностей или природные задатки?
26. Психология способностей к художественному творчеству.
27. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.
28. Позитивные и негативные аспекты невербальной коммуникации.
29. Установки в восприятии партнера по общению.
30. Развитие навыков конструктивного общения.
31. Язык жестов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Г. Маклаков Общая психология: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
Л1.2 Немов Р.С. Психология: учебник М.: Высшее образование, 2008
Л1.3 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Психология: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Андриенко Социальная психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л2.2 Данилова, Нина Николаевна Психофизиология: учебник М. : Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л2.4 авт. -сост. Витис Вилюнас Психология эмоций: хрестоматия: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 В. Б. Хозиев Практикум по общей психологии: Учебное пособие М. : Академия, 2009
Л2.6 под ред. Хомской Е. Д. Хрестоматия по нейропсихологии: хрестоматия: учебное пособие М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2004
Л2.7 Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: М. : Флинта, 2006
Л2.8 Н. В. Жбанкова Познавательные процессы: учеб. пособие Красноярск: [СибГТУ], 2009
Л2.9 Я. Л. Коломинский Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов М.: АСТ, [2010]
Л2.10 под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской Хрестоматия по ощущению и восприятию: Учебное пособие М. : Изд-во МГУ, 1975
Л2.11 Гордеева О. В. Измененные состояния сознания. Природа, механизмы, функции, характеристики.: Хрестоматия М.: Когнито-Центр, 2012
Л2.12 Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания: Учебно-практическое пособие М.: РИПОЛ классик, 2009
Л2.13 Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины