МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 172
самостоятельная работа 134
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 3
зачеты: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19,5 15 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 20 20 20 36 20 20 76 76
Лабораторные 24 28 28 28 48 16 16 96 92
Сам. работа 5 60 60 33 71 36 36 134 167
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 0 0 54 54
Итого 72 27 108 108 108 182 72 72 360 389

Программу составил(и):
Стась И.Е., к.х.н.доцент, Егорова Л.С., к.х.н., доцент, к.х.н. доцент В.И. Маркин

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой проф. Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение знаний и навыков в области физической и коллоидной химии для использования в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и законы физической и коллоидной химии, способы получения и свойства различных дисперсных систем; способы решения различных физико-химических задач, методы исследования физико- химических систем, их возможности и области применения; способы обработки экспериментальных данных
- строение, методы получения, химические свойства и основные механизмы реакций органических соединений
3.2.Уметь:
3.2.1.решать расчетные задачи из области химической термодинамики, кинетики, электрохимии, поверхностных явлений и адсорбции; на основании физико-химических экспериментов проводить расчеты термодинамических, кинетических, электрохимических и адсорбционных свойств исследуемых процессов и систем; выбирать физико- химический метод исследования, расчетные уравнения для решения конкретной исследовательской задачи, правильно интерпретировать полученные результаты
- теоретически интерпретировать основные химические реакции органических соединений и самостоятельно проводить простейшие химические эксперименты с органическими вещетсвами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения физико-химического эксперимента, способами обработки полученных результатов; способностью ориентироваться в учебной и научной литературе для получения необходимых сведений по конкретной проблеме; способностью применять полученные теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач
- работы с органическими соединениями в лаборатории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы термодинамики
1.1. Предмет физической химии. Место физической химии в ряду естественных наук. Основные понятия термодинамики: система, типы систем (изолированные, открытые, закрытые), термодинамическое состояние, термодинамический процесс, типы процессов. Первый закон термодинамики – формулировки и аналитическое выражение. Внутренняя энергия как функция состояния. Работа расширения идеального газа в основных термодинамических процессах. Термохимия. Тепловые эффекты химических процессов. Теплоты образования и сгорания веществ; теплота растворения. Закон Гесса и его следствия Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
1.2. Предмет физической химии. Место физической химии в ряду естественных наук. Основные понятия термодинамики: система, типы систем (изолированные, открытые, закрытые), термодинамическое состояние, термодинамический процесс, типы процессов. Первый закон термодинамики – формулировки и аналитическое выражение. Внутренняя энергия как функция состояния. Работа расширения идеального газа в основных термодинамических процессах. Термохимия. Тепловые эффекты химических процессов. Теплоты образования и сгорания веществ; теплота растворения. Закон Гесса и его следствия. Закон Кирхгофа Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Второй закон термодинамики, его формулировки. Энтропия как функция состояния. Изменение энтропии как критерий направленности самопроизвольного процесса в изолированных системах. Термодинамические потенциалы: свободная энергия Гиббса, свободная энергия Гельмгольца. Изменение термодинамических потенциалов как критерий направленности процесса в закрытых системах. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константа равновесия и способы ее выражения. Применение закона действующих масс к гетерогенным системам. Смещение равновесия при изменении концентрации, давления и температуры. Принцип Ле Шателье- Брауна. Уравнение изобары и изохоры химической реакции Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
1.4. Второй закон термодинамики, его формулировки. Энтропия как функция состояния. Изменение энтропии как критерий направленности самопроизвольного процесса в изолированных системах. Термодинамические потенциалы: свободная энергия Гиббса, свободная энергия Гельмгольца. Изменение термодинамических потенциалов как критерий направленности процесса в закрытых системах. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константа равновесия и способы ее выражения. Применение закона действующих масс к гетерогенным системам. Смещение равновесия при изменении концентрации, давления и температуры. Принцип Ле Шателье- Брауна. Уравнение изобары и изохоры химической реакции Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Подготовка к лабораторной работе по теме «Определение теплоты растворения неорганических солей» Сам. работа 4 5 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
1.6. Определение теплоты растворения неорганических солей Лабораторные 4 8 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
1.7. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Определение теплоты растворения неорганических солей» Сам. работа 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Термодинамическая теория растворов
2.1. Определение понятия «раствор». Способы выражения концентрации растворов. Природа процесса растворения, процессы сольватации и гидратации. Образование растворов; растворимость. Растворимость газов в жидкостях. Закон Генри – Дальтона. 1-й закон Рауля. Положительные и отрицательные отклонения от закона Рауля. Идеальные и неидеальные растворы. Состав и давление насыщенного пара над раствором. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ (2-й закон Рауля). Осмотическое давление растворов. Принцип Вант-Гоффа. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
2.2. Определение понятия «раствор». Способы выражения концентрации растворов. Природа процесса растворения, процессы сольватации и гидратации. Образование растворов; растворимость. Растворимость газов в жидкостях. Закон Генри – Дальтона. 1-й закон Рауля. Положительные и отрицательные отклонения от закона Рауля. Идеальные и неидеальные растворы. Состав и давление насыщенного пара над раствором. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ (2-й закон Рауля). Осмотическое давление растворов. Принцип Вант-Гоффа. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Определение понятия «раствор». Способы выражения концентрации растворов. Природа процесса растворения, процессы сольватации и гидратации. Образование растворов; растворимость. Растворимость газов в жидкостях. Закон Генри – Дальтона. 1-й закон Рауля. Положительные и отрицательные отклонения от закона Рауля. Идеальные и неидеальные растворы. Состав и давление насыщенного пара над раствором. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ (2-й закон Рауля). Осмотическое давление растворов. Принцип Вант-Гоффа. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
2.4. Определение понятия «раствор». Способы выражения концентрации растворов. Природа процесса растворения, процессы сольватации и гидратации. Образование растворов; растворимость. Растворимость газов в жидкостях. Закон Генри – Дальтона. 1-й закон Рауля. Положительные и отрицательные отклонения от закона Рауля. Идеальные и неидеальные растворы. Состав и давление насыщенного пара над раствором. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ (2-й закон Рауля). Осмотическое давление растворов. Принцип Вант-Гоффа. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Химическая кинетика и катализ
3.1. Скорость химической реакции. Основной постулат химической кинетики. Константа скорости химической реакции. Кинетическое уравнение. Молекулярность и порядок реакции. Односторонние реакции нулевого, первого и второго порядков. Период полупревращения. Методы определения порядка реакции. Элементарные моно-, би- и тримолекулярные реакции Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
3.2. Скорость химической реакции. Основной постулат химической кинетики. Константа скорости химической реакции. Кинетическое уравнение. Молекулярность и порядок реакции. Односторонние реакции нулевого, первого и второго порядков. Период полупревращения. Методы определения порядка реакции. Элементарные моно-, би- и тримолекулярные реакции Сам. работа 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Подготовка к лабораторной работе по теме «Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира» Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира Лабораторные 4 8 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
3.5. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира» Сам. работа 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Понятие катализа и катализатора. Классификация каталитических процессов. Механизм гомогенного и гетерогенного катализа. Ферментативный катализ Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.7. Понятие катализа и катализатора. Классификация каталитических процессов. Механизм гомогенного и гетерогенного катализа. Ферментативный катализ Сам. работа 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Электрохимия
4.1. Электролиты. Гипотеза Аррениуса и современная теория электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Равновесие в растворах электролитов. Константа диссоциации слабых электролитов. Закон разведения Оствальда. Изотонический коэффициент Вант- Гоффа и степень диссоциации. Основные положения теории сильных электролитов. Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
4.2. Электролиты. Гипотеза Аррениуса и современная теория электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Равновесие в растворах электролитов. Константа диссоциации слабых электролитов. Закон разведения Оствальда. Изотонический коэффициент Вант- Гоффа и степень диссоциации. Основные положения теории сильных электролитов. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Возникновение потенциала на границе электрод-раствор. Двойной электрический слой, его строение. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Стандартные электродные потенциалы. Гальванический элемент. Электродвижущая сила гальванического элемента. Электроды сравнения и определение электродных потенциалов. Индикаторные электроды; потенциометрическое определение рН растворов Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
4.4. Возникновение потенциала на границе электрод-раствор. Двойной электрический слой, его строение. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Стандартные электродные потенциалы. Гальванический элемент. Электродвижущая сила гальванического элемента. Электроды сравнения и определение электродных потенциалов. Индикаторные электроды; потенциометрическое определение рН растворов Сам. работа 4 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Введение. Основные признаки коллоидного состояния. Классификация дисперсных систем.
5.1. Основные понятия коллоидной химии, объекты и цели изучения. Взаимосвязь коллоидной химии с другими химическими дисциплинами, с физикой, биологией, геологией, медициной. Классификация дисперсных систем Способы получения и очистки дисперсных систем Лекции 3 4 ОПК-2 Л1.3
5.2. Основные понятия коллоидной химии, объекты и цели изучения. Взаимосвязь коллоидной химии с другими химическими дисциплинами, с физикой, биологией, геологией, медициной. Классификация дисперсных систем Способы получения и очистки дисперсных систем Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Подготовка к лабораторной работе по теме «Получение коллоидных растворов. Диализ. Коагуляция» Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
5.4. Способы получения и очистки дисперсионных систем Лабораторные 3 8
5.5. Получение коллоидных растворов. Диализ. Коагуляция Лабораторные 3 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.3
5.6. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Получение коллоидных растворов. Диализ. Коагуляция» Сам. работа 3 9 ОПК-2 Л1.2
Раздел 6. Термодинамика поверхностных явлений
6.1. Поверхностное натяжение, силовая и энергетическая трактовки Адсорбция на поверхности раздела фаз. Термодинамика процесса адсорбции. Уравнение адсорбции Гиббса. Органические поверхностно-активные вещества (ПАВ). Зависимость поверхностного натяжения от концентрации ПАВ. Уравнение Шишковского. Поверхностная активность. Адсорбция ПАВ из растворов на поверхности твердых тел. Правило уравнивания полярностей Ребиндера Лекции 3 8 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
6.2. Термодинамика процесса адсорбции Лабораторные 3 4
6.3. Поверхностное натяжение, силовая и энергетическая трактовки Адсорбция на поверхности раздела фаз. Термодинамика процесса адсорбции. Уравнение адсорбции Гиббса. Органические поверхностно-активные вещества (ПАВ). Зависимость поверхностного натяжения от концентрации ПАВ. Уравнение Шишковского. Поверхностная активность. Адсорбция ПАВ из растворов на поверхности твердых тел. Правило уравнивания полярностей Ребиндера Сам. работа 3 11 ОПК-2 Л2.1, Л1.3
6.4. Подготовка к лабораторной работе по теме «Изучение адсорбции уксусной кислоты на поверхности активированного угля» Сам. работа 3 11 Л1.2
6.5. Изучение адсорбции уксусной кислоты на поверхности активированного угля Лабораторные 3 8 ОПК-2 Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Аналитическая химия
7.1. Предмет аналитической химии, ее цели и задачи. Виды анализа, Методы аналитической химии. Равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Тириметрические методы анализа
8.1. Титриметрические методы анализа. Основные понятия. Способы выражения концентраций растворов. Расчет результатов анализа. Метрологические основы методов анализа. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Кислотно-основное равновесие. Теории кислот и оснований. Расчет рН растворов в различных системах. Буферные растворы. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.3. Техника безопасности. Определение содержания серной кислоты. Лабораторные 2 8 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
8.4. Равновесие в окислительно-восстановительных системах. Расчет потенциалов, направление реакций. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.5. Комплексные соединения. Комплексометрическое титрование. Комплексонометрия. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.6. Окислительно-восстановительное титрование.Кривые титрования. Индикаторы. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.7. Комплексонометрия. Комплексонометрическое определение общей жесткости воды. Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
8.8. Окислительно-восстановительное титрование. Бихроматометрическое определение железа(II). Завершение титриметрического анализа. Сдача отчетов Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
8.9. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях: выполнение практических заданий, решение задач и т. д. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.10. Выполнение индивидуальных заданий. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 9. Гравиметрический метод анализа
9.1. Гравиметрический метод анализа. Применение метода. Расчет результатов анализа. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
9.2. Определение содержания кристаллизационной воды в хлориде бария. Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
9.3. Определение содержания ионов железа (III). Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
9.4. Выполнение индивидуальных заданий. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
9.5. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях: выполнение практических заданий, решение задач и т.д. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
9.6. Равновесие в системе осадок – раствор. Произведение растворимости. Влияние различных факторов на растворимость малорастворимых соединений. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 10. Инструментальные методы анализа
10.1. Основы физико-химических методов анализа. Классификация, области применения. Введение в спектроскопические методы анализа. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
10.2. Фотометрическое определение хрома(VI). Лабораторные 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
10.3. Введение в электрохимические методы анализа. Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
10.4. Выполнение индивидуальных заданий. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
10.5. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях: выполнение практических заданий, решение задач и т.д. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
10.6. Зачет 2 0
Раздел 11. Органическая химия
11.1. Алканы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.2. Алканы Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л1.1
11.3. Основные методы работы в лаборатории органической химии Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л3.2, Л1.1
11.4. Непредельные углеводороды Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.5. Непредельные углеводороды Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.6. Углеводороды Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л3.2, Л1.1
11.7. Арены Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.8. Арены Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.9. Спирты. Фенолы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.10. Спирты. Фенолы Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.11. Спирты. Фенолы Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л3.2, Л1.1
11.12. Карбонильные соединения Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.13. Карбонильные соединения Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.14. Амины. Карбонильные соединения Лекции 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.15. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.16. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.17. Углеводы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.18. Углеводы Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.19. Амины Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.20. Амины Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.21. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л3.2, Л1.1
11.22. Аминокислоты. Белки Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.23. Аминокислоты. Белки Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.24. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.25. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.1
11.26. Исследовательская задача Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.3, Л3.2, Л1.1
11.27. Экзамен Экзамен 3 27 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Химическая термодинамика
1. Что понимается под термодинамической системой? Дайте определение изолированной, закрытой и открытой термодинамических систем.
2. Что понимается под внутренней энергией системы, теплотой и работой? Являются ли они функциями состояния?
3. Какие формулировки первого начала термодинамики вам известны?
4. Что понимается под вечным двигателем первого рода?
5. Какие величины называются параметрами состояния? Перечислите основные параметры состояния.
6. Какие величины называются функциями состояния? Перечислите основные функции состояния, их свойства.
7. Вычисление работы в различных процессах (изохорном, изобарном, изотермическом, адиабатном).
8. Сформулируйте закон Гесса. При каких условиях он соблюдается? Термодинамическое обоснование закона Гесса.
9. Что такое стандартные теплоты образования, сгорания? Как вычислить тепловой эффект реакции по стандартным теплотам образования и сгорания? Чему равна теплота образования простого вещества? Как связаны между собой теплоты образования и разложения веществ?
10. Какова связь между изохорным и изобарным тепловыми эффектами химической реакции?
11. Что такое теплоемкость? Теплоемкость истинная и средняя, удельная и молярная.
12. Какова связь между изобарной и изохорной теплоемкостью идеального газа?
13. Как зависит от температуры изобарная теплоемкость? Приведите интерполяционные уравнения данной зависимости.
14. Как зависит тепловой эффект химической реакции от температуры? Закон Кирхгофа.
15. Приведите интегральное уравнение зависимости теплового эффекта химической реакции от температуры.
16. Самопроизвольные и не самопроизвольные, обратимые и необратимые процессы.
17. Какие формулировки второго начала термодинамики вам известны?
18. Что понимается под вечным двигателем второго рода?
19. Как математически выражается второе начало термодинамики для обратимых и необратимых процессов?
20. Для решения каких вопросов используется энтропия?
21. При каких условиях возможно самопроизвольное протекание процессов в изолированных системах?
Химическое равновесие
1 Что такое константа равновесия химической реакции? На основании какого закона получают выражение для константы равновесия?
2 В чем особенности выражения для константы равновесия в гетерогенных химических реакциях?
3 Какова связь между константами равновесия, выраженными через парциальные давления, молярные доли и молярные концентрации?
4 Для каких целей используется уравнение изотермы химической реакции?
5 Как, используя уравнение изобары или изохоры химической реакции, определить ее тепловой эффект?
6 Как влияют температура и давление на выход продуктов химической реакции? Сформулируйте принцип Ле-Шателье-Брауна.
7
Растворы
1. Какие способы выражения концентрации вы знаете?
2. Какие свойства называют интенсивными, а какие экстенсивными?
3. Что называют парциальными молярными величинами и где их применяют?
4. Что такое химический потенциал? Чему равен химический потенциал компонента идеальной газовой смеси и идеального раствора?
5. Какие растворы называют идеальными, предельно разбавленными и неидеальными?
6. Сформулируйте закон Рауля для идеальных растворов. Применим ли данный закон для предельно разбавленных и неидеальных растворов?
7. Закон Генри.
8. Запишите выражение для общего давления двухкомпонентной идеальной газовой смеси. Изобразите диаграмму состояния такой системы в координатах давление – состав.
9. Какие свойства называются коллигативными?
10. Что такое эбулиоскопическая и криоскопическая постоянные? Чему они равны и их физический смысл?
11. Как на основании криоскопических и эбулиоскопических измерений вычислить молярную массу растворенного вещества?
12. Что такое осмос? Его биологическое значение.
13. Сформулируйте закон Вант-Гоффа для осмотического давления предельно разбавленных растворов. Применим ли он для растворов электролитов?
14. Распределение компонента между двумя несмешивающимися растворителями. Экстракция.
Кинетика и катализ
1. Что понимается под скоростью химической реакции?
2. Закон действующих масс. Физический смысл константы скорости химической реакции. От каких факторов зависят скорость и константа скорости химической реакции?
3. Что такое порядок и молекулярность реакции? В каком случае они не совпадают?
4. Методы определения порядка реакции.
5. Что такое период полупревращения в химической реакции? Приведите выражения для периода полупревращения реакций различного порядка.
6. Получите выражения для констант скоростей реакций различных порядков. Как графически определить константы скорости химической реакции различных порядков?
7. Как скорость химической реакции зависит от температуры? Сформулируйте правило Вант-Гоффа, приведите его математическую формулировку.
8. Уравнение Аррениуса. Что называется энергией активации химической реакции? Как на практике находят значение энергии активации?
9. Какое явление называют катализом, автокатализом? В чем суть каталитического действия?
10. Приведите классификацию каталитических процессов. Какие вещества называют катализаторами, а какие – ингибиторами?
11. Как классифицируют гомогенно-каталитические процессы?
12. Какой катализ называют кислотно-основным? В чем особенности специфического кислотного катализа?
13. В чем особенности ферментов как катализаторов? Приведите и проанализируйте уравнение Михаэлиса-Ментен.
14. Перечислите стадии гетерогенного катализа.
15. Какие вещества называются промоторами? Смешанные катализаторы. Нанесенные катализаторы.
16. В чем причина отравления твердых катализаторов?
Электрохимия
1. Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации Аррениуса. Каковы недостатки данной теории?
2. Сформулируйте основные положения теории сильных электролитов Дебая-Хюккеля.
3. Что называют ионной атмосферой, и от каких факторов зависит ее толщина?
4. Средняя активность электролита, средний коэффициент активности, их взаимосвязь.
5. Ионная сила раствора. Правило ионной силы (первое приближение теории Дебая-Хюккеля).
6. Получите выражение для константы диссоциации уксусной кислоты. Закон разбавления Оствальда.
7. Что называют скоростью движения ионов, абсолютной скоростью, подвижностью?
8. Дайте формулировки удельной и эквивалентной электропроводности и приведите формулы для их расчета.
9. От каких факторов зависят величины удельной и эквивалентной электропроводности?
10. Сформулируйте закон независимого движения ионов Кольрауша.
11. Эмпирическое уравнение Кольрауша. Определение предельной эквивалентной электропроводности сильных электролитов.
12. В чем причина аномально высокой подвижности ионов водорода и гидроксила?
13. Кондуктометрия. Определение степени диссоциации, константы диссоциации слабого электролита и произведения растворимости труднорастворимого электролита.
14. Что называют электродным потенциалом, условным и стандартным электродным потенциалом?
15. Каковы причины возникновения ДЭС на границе раздела металл-раствор?
16. Как можно измерить электродный потенциал? Приведите уравнение Нернста для расчета электродного потенциала.
17. Классификация электродов. Приведите схему записи электрода, электродную реакцию и уравнение Нернста для каждого типа электрода.
18. Для чего применяются каломельный и хлорсеребряный электроды?
19. Что из себя представляют водородный и стеклянный электроды, для чего они используются?
20. Как измерить рН растворов? Приведите схему записи гальванического элемента, выражение для рН, на основе измерения его ЭДС.
21. Что из себя представляет гальванический элемент? Что называют его электродвижущей силой (ЭДС)?
Молекулярно-кинетические и оптические свойства дисперсных систем
1. Чем характеризуется интенсивность броуновского движения, от каких факторов она зависит?
2. В чем причина броуновского движения? Каково значение открытия данного явления для атомно-молекулярного учения?
3. Что такое диффузия? Стационарная и нестационарная диффузия. Первый закон Фика.
4. Физический смысл коэффициента диффузии, от каких факторов зависит его величина?
5. Какова размерность коэффициента диффузии, его связь со среднеквадратичным сдвигом?
6. Можно ли экспериментально определить коэффициент диффузии частиц золя? Почему?
7. Что такое осмос? В чем особенности осмотических явлений в золях по сравнению с истинным
8. Рассеяние и поляризация света в коллоидных системах. Закон Релея и условия его применимости.
9. Поглощение света непроводящими и проводящими частицами. Применение закона Ламберта-Бера к мутным средам.

Тема: Термодинамика поверхностных явлений
1. Каковы причины существования избыточной поверхностной энергии и пути ее снижения?
2. Напишите объединенную формулировку первого и второго начал термодинамики для поверхностного слоя. Получите выражение для поверхностного натяжения.
3. Обоснуйте равноценность энергетической и силовой трактовок поверхностного натяжения.
4. Обоснуйте температурную зависимость поверхностного натяжения и термодинамических функций поверхностного слоя.
5. Расположите жидкости по мере увеличения их поверхностного натяжения на границе с собственным паром: масляная кислота, вода, бензол, ртуть.
6. Почему отсутствуют прямые методы измерения пограничного натяжения для границ раздела Т/Г и Т/Ж?
7. Что является причиной капиллярной конденсации? Изобразите изотермы капиллярной конденсации с цилиндрическими и коническими порами равного диаметра. Объясните различия.
Тема: Электроповерхностные явления. Коагуляция золей
1. Причины возникновения ДЭС на границе раздела твердое тело – раствор электролита.
2. Дайте определение поверхностного и электрокинетического потенциалов. Какие факторы влияют на их величину.
3. Объясните с позиций теории Штерна явление перезарядки твердой поверхности.
4. Чем обусловлены электрокинетические явления? Как экспериментально можно наблюдать явления электрофореза и электроосмоса?
5. Как на практике можно наблюдать явления электрофореза и электроосмоса?
6. Как определить величину электрокинетического потенциала из электрофоретических и электроосмотических явлений?
7. Потенциал течения и потенциал оседания (седиментации). Кем были открыты эти явления и какова их природа?
8. Практическое применение явлений электрофореза и электроосмоса.
9. Рассмотрите строение мицеллы гидрофобного золя на примере BaSO4, стабилизированного BaCl2 или Na2SO4. Каково строение мицеллы золя в изоэлектрическом состоянии?
10. От концентрации каких ионов зависит заряд ядра мицеллы? Концентрацией каких ионов определяется величина электрокинетического потенциала?

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
1. Предмет аналитической химии.
2. Структура аналитической химии. Методологические аспекты аналитической химии: индивидуальность аналитической химии, ее место в системе наук, связь с практикой.
3. Значение аналитической химии в развитии естествознания, техники и народного хозяйства.
4. Основные аналитические проблемы: снижение предела обнаружения; повышение точности; обеспечение экспрессности; анализ микрообъектов; анализ без разрушения; локальный ана-лиз; дистанционный анализ.
5. Виды анализа: изотопный, элементный, функциональный, структурный, молекулярный, фазовый.
6. Химические, физико-химические, физические и биологические методы анализа. Макро-, микро- и ультрамикроанализ.
7. Метрологические основы химического анализа.
8. Основные стадии химического анализа. Выбор метода анализа и составление схем анализа. Абсолютные (безэталонные) и относительные методы анализа.
9. Классификация погрешностей анализа. Систематические и случайные погрешности. Погрешности отдельных стадий химического анализа.
10. Основные характеристики метода анализа: правильность в воспроизводимость, коэффициент чувствительности, предел обнаружения, нижняя и верхняя границы определяемых содержаний.
11. Статистическая обработка результатов измерений. Закон нормального распределения случайных ошибок, t и F -распределения. Среднее, дисперсия, стандартное отклонение.
12. Основные типы реакций и процессов в аналитической химии.Кислотно-основные реакции, комплексообразования, окисления-восстановления, осаждения-растворения, экстракции, сорбции.
13. Термодинамика реакций и процессов. Константы равновесия. Состояние веществ в идеальных и реальных системах.
14. Ионы. Структура растворителей и раствора, плазмы. Сольватация, ионизация, диссоциация. Поведение электролитов и неэлектролитов в растворах. Теория Дебая-Хюккеля. Коэффициенты активности.
15. Концентрационные константы. Общая и равновесная концентрация. Условные константы.).
16. Скорость реакций в химическом анализе. Быстрые и медленные реакции. Кислотно-основные реакции.
17. Современные представления о кислотах и основаниях.
18. Теория Льюиса. Теория Бренстеда-Лоури. Равновесие в системе кислота - сопряженное основание и растворитель.
19. Константа кислотности и основности.
20. Кислотные и основные свойства растворителей. Константа автопротолиза.
21. Влияние природы растворителя на силу кислоты и основания. Нивелирующий и дифференцирующий эффект растворителя.
22. Кислотно-основные реакции. Кислотно-основное равновесие в многокомпонентных системах.
23. Буферные растворы и их свойства. Буферная емкость.
24. Вычисления рН растворов незаряженных и заряженных кислот и оснований, многоосновных кислот и оснований, смеси кислот и оснований.
25. Типы комплексных соединений, используемых в аналитической химии. Свойства комплексных соединений, имеющие аналитическое значение: устойчивость, растворимость, окраска, летучесть.
26. Ступенчатое комплексообразование. Количественные характеристики комплексных соединений, константы устойчивости (ступенчатые и общие), функция образования (среднее лигандное число), функция закомплексованности, степень образования комплекса. Классификация комплексных соединений по термодинамической и кинетической устойчивости.
27. Факторы, влияющие на комплексообразование: строение центрального атома и лиганда, концентрация компонентов, рН, ионная сила раствора, температура.
28. Влияние комплесообразования на растворимость соединений, окислительно-восстановительный потенциал систем, кислотно-основное равновесие, стабилизацию различных степеней окисления элементов.
29. Важнейшие органические реагенты, применяемые в анализе для разделения, обнаружения, определения ионов металлов, для маскирования и демаскирования. Органические реагенты для органического анализа.
30. Возможности использования комплексных соединений и органических реагентов в различных методах анализа.
31. Окислительно-восстановительные реакции. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Стандартный и формальный потенциалы.
32. Связь константы равновесия со стандартными потенциалами. Направление реакции окисления и восстановления. Факторы, влияющие на направление окислительно-восстановительных реакций.
33. Основные неорганические и органические окислители и восстано¬вители, применяемые в анализе.
34. Осаждение и соосаждение. Осадки и их свойства. Схема образования осадка. Кристаллические и аморфные осадки. Зависимость структуры осадка от его индивидуальных свойств (растворимости, полярности молекул) и условий осаждения (концентрации осаждаемого иона и осадителя, солевого состава раствора и рН, температуры).
35. Осаждение и соосаждение. Осадки и их свойства. Схема образования осадка.
36. Кристаллические и аморфные осадки. Зависимость структуры осадка от его индивидуальных свойств (растворимости, полярности молекул) и условий осаждения (концентрации осаждаемого иона и осадителя, солевого состава раствора и рН, температуры).
39. Причины загрязнения осадка (совместное осаждение, соосаждение и последующее осаждение). Классификация различных видов соосаждения (адсорбция, окклюзия, изоморфизм и др.). Положительное и отрицательное значение явления соосаждения в анализе. Особенности образования коллоидно-дисперсных систем. Использование коллоидных систем в химическом анализе.
40. Основные методы разделения и концентрирования, их выбор и оценка. Экстракция.
41. Хроматография. Основные принципы метода. Классификация по применяемым фазам, механизмам разделения и технике хроматографического опыта. Методы получения хроматограмм (фронтальная, элюентная, вытеснительная жидкостная хроматография). Ионный обмен и ионнообменная хроматография, их применение для разделения неорганических и органических веществ.
42. Сущность гравиметрического анализа и границы его применимости. Прямые и косвенные методы определения.
43. Ошибки в гравиметрическом анализе. Важнейшие неорганические и органические осадители.
44. Общая схема определений. Величина навески, осадка и объема раствора. Требования к осаждаемой форме. Способы отделения осадка от раствора. Промывание осадка. Требования к гравиметрической форме. Изменения состава осадка при высушивании и прокаливании.
45. Аналитические весы. Чувствительность весов и ее математическое выражение. Факторы, влияющие на точность взвешивания. Техника взвешивания.
46. Примеры практического применения гравиметрического метода анализа. Применение органических реагентов в гравиметрическом анализе.
47. Методы титриметрического анализа. Классификация. Требования, предъявляемые к реакции в титриметрическом анализе. Определение неорганических и органических соединений. Виды титриметрических определений: прямое и обратное титрование, определение по замещению.
48. Способы выражения концентраций растворов в титриметрии. Эквивалент. Молярная масса эквивалента. Молярная концентрация.
49. Первичные стандарты, требования к ним. Фиксаналы. Вторичные стандарты.
50. Виды кривых титрования (S-образные, линейные). Скачок титрования. Точка эквивалентности и конечная точка титрования.
51. Кислотно-основное титрование. Влияние величины констант кислотности или основности, концентрации кислот или оснований и температуры на характер кривых титрования.
52. Кислотно-основные индикаторы. Ошибки титрования при определении сильных и слабых кислот и оснований, многоосновных кислот и оснований.
53. Комплексометрическое титрование. Способы определения конечной точки титрования. Ошибки титрования. Неорганические и органические реагенты в комплексометрии. Использование аминополикарбоновых кислот в комплексонометрии.
54. Способы комплексонометрического титрования: прямое, обратное, вытеснителъное, косвенное. Металлохромные индикаторы и требования, предъявляемые к ним. Важнейшие универсальные и специфические металлохромные индикаторы. Селективность титрования и способы ее повышения.
55. Примеры практического применения комплексонометрического титрования. Этилендиаминтетрауксусная кислота и ее динатриевая соль (ЭДТА) как реагенты в комплексонометрии. Определение кальция, магния, железа, алюминия в растворах чистых солей и при их совместном присутствии .
56. Электрохимические методы анализа. Общая характеристика электрохимических методов. Классификация. Электрохимическая цепь (ячейки). Индикаторный электрод и электрод сравнения. Чувствительность и селективность электрохимических методов.
57. Законы поглощения электромагнитного излучения и способы их выражения. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Математическое выражение этого закона. Величины, характеризующие поглощение. Использование спектров атомов и молекул в аналитической химии. Методы молекулярного анализа в УФ, видимой и ИК областях спектра.
58. Спектрофотометрический метод. Оптимальный интервал измеряемых значений оптической плотности (кривая ошибок). Критерии соблюдения законов поглощения и оценка чувствительности фотометрической реакции.

Модуль "Органическая химия"

В ходе лабораторных занятий решаются практические задачи по рассмотрению строения и свойств основных классов органических соединений:
- Углеводороды (Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены)
- Кислородсодержащие органические соединения (Спирты. Фенолы. Карбонилсодержащие соединения)
- Кислородсодержащие органические соединения (Карбоновые кислоты. Углеводы.)
- Азотсодержащие соединения (Амины. Аминокислоты. Белки). Понятие о гетероциклах.

Основные вопросы разбираемые в ходе занятий:
1. Общая химическая характеристика алканов. Физические свойства. Химиче-ские свойства. Понятие о цепном свободно-радикальном механизме. Пути использования алканов.

2. Алициклические соединения. Циклоалканы и их производные. Классифи-кация циклоалканов.

3. Методы синтеза циклопропана, циклобутана и их производных. Физические свойства. Особенности химических свойств соединений с трехчленным циклом. Синтез соединений ряда циклопентана и циклогексана.

4. Гомологический ряд этилена. Общая характеристика двойной связи. Физи-ческие свойства. Методы синтеза.

5. Химические свойства. Реакции электрофильного присоединения галогенов, галогеноводородов, воды и серной кислоты. Правило Марковникова и его обоснование, индуктивный и мезомерный эффекты. Реакции окисления ал-канов, их значение для установления строения. Присоединение водорода (гидрирование). Гидратация. Полимеризация. Полимеры. Сополимеры

6. Непредельные углеводороды с двумя двойными связями (диены). Типы дие-нов. Изомерия. Номенклатура. Сравнение устойчивых диенов разных типов. Сопряженные диены. Физические свойства. Методы синтеза.

7. Особенности реакций присоединения (1,2- и 1,4-присоединение). Олигомери-зация и полимеризация диенов. Изопреновый каучук.

8. Непредельные углеводороды ряда ацетилена (алкины). Изомерия. Номенклатура. Общая характеристика тройной связи. Физические свойства. Методы синтеза алкинов. Химические совйства.

9. Бензол. Ароматический характер бензол. Строение бензола. Номенклатура. Физические свойства. Методы синтеза аренов.

10. Реакции электрофильного замещения в ароматическом ряду. Механизм реакции.

11. Жирноароматические углеводороды. Реакции в ядре и боковых цепях. Многоядерные ароматические углероды. Нафталин, антрацен, фенатрен. Общее представление о строении. Реакции.

12. Классификация гидроксисоединений (насыщенные, ненасыщенные и ароматические спирты, фенолы и нафтолы; многоатомные спирты).

13. Одноатомные спирты. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства спиртов.

14. Окисление первичных спиртов до альдегидов и карбоновых кислот, вто-ричных спиртов – до кетонов.

15. Методы получения спиртов: из алкенов, карбонильных соединений, галогеналканов, сложных эфиров.

16. Многоатомные спирты. Номенклатура. Физические свойства. Методы синтеза. Свойства.

17. Фенолы. Номенклатура. Физические свойства. Методы получения. Свойства.

18. Простые эфиры спиртов и фенолов. Номенклатура. Физические свойства. Методы получения: реакция. Свойства простых эфиров.

19. Классификация карбонильных соединений.

20. Предельные альдегиды и кетоны. Изомерия. Номенклатура. Физические свойства. Связь с другими классами соединений. Строение карбонильной группы.

21. Методы получения карбонильных соединений.

22. Строение карбонильной группы, ее полярность и поляризуемость.

23. Реакции карбонильных соединений.

24. Монокарбоновые кислоты. Предельные, ароматические и циклоалкан-карбоновые кислоты. Изомерия. Номенклатура. Строение карбоксильной группы. Физико-химические свойства кислот. Методы синтеза.

25. Реакции карбоксильной группы: образование солей; получение функцио-нальных производных.

26. Дикарбоновые кислоты. Щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая.

27. Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры, галогенангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы. Их номенклатура. Методы синтеза. Их взаимные переходы. Относительная реакционная способность их в реакциях присоединения нуклеофильных агентов по карбонильной группе.
28. Сложные эфиры. Методы получения. Реакции сложных эфиров. Природ-ные сложные эфиры: эфирные масла, воска, липиды. Жиры (состав, гидро-генизация, омыление жиров, мыла).

29. Галогенангидриды. Методы получения и свойства.

30. Ангидриды. Методы получения и свойства.

31. Амиды. Методы получения и свойства.

32. Нитрилы. Методы получения и свойства.

33. Углеводы. Определение. Классификация: моносахариды (монозы), олиго-сахариды и полисахариды. Биохимическая значимость этого класса со-единений.

34. Моносахариды. Классификация. Стереоизомерия моноз. Циклические формулы. Конформационные изомеры. Химические свойства моноз.

35. Дисахариды. Восстанавливающие и невосстанавливающие. Мальтоза, целлобиоза, сахароза и лактоза. Их строение и методы установления строения.

36. Полисахариды. Их нахождение в природе и значение. Крахмал. Целлю-лоза. Гидролиз. Алкалицеллюлоза. Простые и сложные эфиры целлюлозы.

37. Органические соединения азота. Классификация.

38. Нитросоединения. Номенклатура. Физические свойства. Реакция восстановления (Зинин) и ее значение в ароматическом ряду. Промежуточные продукты восстановления. Синтетическое значение.

39. Амины. Номенклатура. Физические свойства. Классификация аминов. Методы получения.

40. Амины как основания.

41. Химические свойства аминов.

42. Аминокислоты. Изомерия. Аминокислоты. Особая роль -аминокислот, их распространение в природе. Стереоизомерия. Биосинтез кислот. Заме-нимые и незаменимые аминокислоты.

43. Важнейшие химические свойства аминокислот. Кислотно-основные свой-ства (изоэлектрическая точка). Образование дипептидов, дикетопипера-зинов и лактамов.

44. Отдельные представители моноаминокарбоновых кислот.

45. Пептиды и белки. Пептидная (вторичная амидная) связь. Общие пред-ставления о составе и строении белков.

46. Гетероциклы. Общее понятие о гетероциклах. Классификация гетеро-циклов. Ароматические и гетероциклические системы. Роль гетероциклов в природе и различных областях производства.

47. Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом: фуран, пиррол, тиофен. Взаимные переходы гетероциклов. Реакции электрофильного замещения в пятичленных ароматических гетероциклах и их отличие от реакций в ряду бензола

48. Конденсированные пятичленные гетероциклы: бензофуран, индол, бензо-тиофен. Природные продукты: триптофан, серотонин и индольные алка-лоиды.

49. Пятичленные гетероциклы с несколькими гетероатомами. Пирозол, ими-дазол, их основность и кислотность. Строение солей. Таутомерия. Пяти-членные гетероциклы с несколькими гетероатомами.

50. Шестичленные азотсодержащие гетероциклы. Пиридин, его ароматический характер. Химические свойства.
51. Гетероциклы с несколькими гетероатомами. Производные ряда пиримидина (урацил, тимин, цитозин) и пурина (аденин, гуанин). Нуклеозиды, нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Понятие об их строении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркин, Вадим Иванович Органическая химия : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. Ю.А. Золотова Основы аналитической химии: учеб. для вузов: в 2 т., т.2 М.: Академия, 2010 chembaby.com
Л1.3 под ред. Ю.А. Золотова Основы аналитической химии: учеб. для вузов: в 2 т., т.1 М.: Академия, 2010 chembaby.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.С.Егорова Курс лекций по аналитической химии: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2007
Л2.2 Г.К. Будников, В.Н. Майстренко, М.Р. Вяселев Основы современного электрохимического анализа: учебник М.: Мир, 2003
Л2.3 А. И. Артеменко Органическая химия: [учеб. для вузов] М.: Высш. шк., 1987
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е.А. Лейтес, В.П. Смагин, Л.В. Щербакова, Л.С. Егорова, В.К. Чеботарев Лабораторные работы по аналитической химии: методические указания Издательство Алтайского государственного университета, 2011
Л3.2 Катраков И.Б., Маркин В.И. Лабораторные работы по органической химии: Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
9.http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

Используются такие информационные технологии как:
– мультимедийные презентации курса лекций по дисциплине, набор учебных фильмов
–организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
– компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle).
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1 Наличие специальных помещений для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы.
7.2 Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
7.3 Для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации наличие наборов демонстрационного оборудования и учебно- наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин (модулей) - учебная аудитория № 500 (столы, стулья для обучающихся на 44 посадочных места, рабочее место преподавателя, доска, экран, проектор SANYO PROxtraX MULTIVERSE PROJECTOR и переносной ноутбук HP: CND6453 MOC, для интерактивных лекций, (программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows).
7.4 Лаборатория физической и коллоидной химии - учебная аудитория для проведения практических и лабораторных занятий №107б (вытяжные шкафы, лабораторные столы и стулья для обучающихся на 14 посадочных мест, стол инженера, стол преподавателя, полки навесные, шкаф для посуды и реактивов, стол весовой, весы ВЛТЭ-500, рН- метр А4102-1, встряхиватель, фотоэлектро-колориметр КФК-2, мешалка верхнеприводная, плитка электрическая, баня термостатирующая, стабилизатор ТЭС 9,титратор фотоэлектрический, микроскоп МБС-10-1,термометр Бекмана, термометры ртутные, штативы, набор лабораторной посуды, набор химических реактивов).
7.5 Помещение для самостоятельной работы № 419 – компьютерный класс (автоматизированное рабочее место преподавателя, 16 автоматизированных рабочих мест для обучающихся (12 моноблоков NAIOCorpZ520 FullHDi5- 6400T/4Gb/500GB; 4 компьютера НЭТА 518982 Celeron Dual Core E3400) с подключением к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационную образовательную среду АлтГУ, (программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows).
7.6 Помещение для самостоятельной работы – читальный зал (Научная библиотека АлтГУ) № 119 (стулья, столы на 44 посадочных места, ПК – 1 шт. ACER с выходом в Интернет и ЭИОС (программное обеспечение: MicrosoftOffice, MicrosoftWindows).
7.7 Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования № 005 (стеллажи, химическая посуда, вспомогательное лабораторное оборудование).
7.8 Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования - склад (стеллажи, химическая посуда, вспомогательное лабораторное оборудование).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Тематика, основное содержание лекций и семинарских занятий представлено в виде УМК. Содержание, формы контроля и материалы по самостоятельной работе представлены в УМК. Студенту, который изучает представленную дисциплину, для успешного изучения необходимо:
• посещать лекционные занятия с целью получения знаний по основным темам дисциплины «Физическая и коллоидная химия»;
• изучать терминологию, употребляемую лектором;
• осуществлять подготовку к семинарским занятиям, используя рекомендуемую в УМК литературу;
• для более глубокого освоения дисциплины необходимо уделять внимание изучению рекомендуемой преподавателем дополнительной литературы по дисциплине.

3.1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекциям
Работа с лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.
Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего- либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).
Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.
Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Необходимо проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, - прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установит логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя.
Студенту рекомендовано уделять внимание самостоятельной подготовке по предмету, план самостоятельной подготовки, перечень заданий и вопросов представлен в УМК. Полное освоение дисциплины «Коллоидная химия» не представляется возможным без активной работы на практических занятиях, проявляющейся в ответах на вопросы, участие в деловых играх и тренингах, представлении творческих заданий и эссе.
Содержание предлагаемого УМК структурировано таким образом, что студент может оперативно найти необходимые методические указания и рекомендации.
Освоение учебного курса завершает выполнение контрольной работы в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями кафедры, содержащимися в учебно-методическом комплексе. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплине.
Студент должен быть готовым к различным формам контроля по самостоятельной работе, изучив предложенные темы и вопросы. В процессе самостоятельной работы важное внимание отводится навыку и умению пользоваться справочными изданиями; конспектировать и реферировать специальную литературу и давать необходимый комментарий; суммировать и анализировать сведения из различных источников; владеть тестовыми технологиями.

3.2 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
При подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» необходимо знать и выполнять следующие условия:
1. Семинарские и практические занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану в виде собеседования и выполнения практических заданий.
2. Подготовка к семинарскому и практическому занятиям заключается в изучении литературы, которая обозначена в библиографическом списке, повторении некоторых вопросов других дисциплин (физики, химии, анатомии, физиологии, гигиены, географии, экономики, социологии, информатики, криминалистики, военных наук), изученных ранее и имеющих отношение к теме семинарского или практического занятия.
3. При проведении семинара или практического занятия студенты должны: ответить на вопросы, обозначенные в плане занятия, отработать практические навыки по применению средств индивидуальной защиты, оказанию первой медицинской помощи при травмах.
4. Работа студента на семинарском и практическом занятии оценивается по пятибалльной шкале.
5. При изучении дисциплины учитывается самостоятельная работа студента, предусмотренная учебным планом, которая должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и стимулировать на умение выполнять теоретические знания на практике.