МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документационное обеспечение управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Соколова Ольга Николаевна, зав. каф. кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Рецензент(ы):
к.э.н., Капустян Лариса Анатольевна, доцент кафедры региональной экономики и управления

Рабочая программа дисциплины
Документационное обеспечение управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., проф. Соколова Ольга Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., проф. Соколова Ольга Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины:
- сформировать понимание студентами логически верного и аргументированного документирования управленческой деятельности, осуществления деловой переписки;
- ознакомить студентов с теоретическими и методологическими основами, нормативно-правовой базой документационного обеспечения управления;
- выявить особенности применения технологий создания документов, использовать их в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативно-правовую базу по документационному обеспечению управленческой деятельности
Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственной системы документационного обеспечения управления
Сущность и содержание основных понятий и категорий документационного обеспечения управления
Технологии создания документов и правила их оформления
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Коммуникативные навыки
Навыки использования нормативно-правовых документов при документировании управленческой деятельности, осуществлении деловой переписки
Навыки правильного воспроизведения терминов и понятий.
Навыки оценки состояния действующей системы и законодательства по рассматриваемым вопросам для использования в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА)
1.1. Сущность документационного обеспечения управления (делопроизводства) Лекции 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия и определения документационного обеспечения управления. Классификация документов Практические 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к практическому занятию, написание реферата Сам. работа 5 10 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Реквизиты управленческих документов и правила их оформления Лекции 5 4 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Реквизиты заголовочной части документа и правила их оформления Практические 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Реквизиты содержательной части документа и правила их оформления Практические 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Реквизиты оформляющей части документа и правила их оформления Практические 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата Сам. работа 5 12 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
2.1. Организационно-распорядительные документы и правила их оформления Лекции 5 4 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Организационно-распорядительные документы и правила их оформления Практические 5 2 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 5 12 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Информационно- справочные документы и правила их оформления Лекции 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Информационно- справочные документы и правила их оформления Практические 5 4 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 5 8 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Документация по личному составу Лекции 5 2 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Документация по личному составу Практические 5 4 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 5 6 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Лекции 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Практические 5 2 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 5 6 ОК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
3.1. Организация документооборота в учреждении Лекции 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Организация документооборота в учреждении Практические 5 1 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 5 6 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Системы и методы хранения документов Лекции 5 2 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Системы и методы хранения документов Практические 5 1 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 5 6 ОК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Основные понятия и определения − делопроизводство, документооборот,
документ, управленческая документация.
2.Классификация документов.
3.Составные части делопроизводства.
4.Документирование управленческой деятельности.
5.Государственные стандарты на документы. Сущность и значение
стандартизации и унификации.
6.Организационно-распорядительная документация.
7.Реквизиты управленческих документов и правила их оформления.
8.Бланки документов предприятия.
9.Требования к тексту документа.
10.Логические элементы текста. Прямой и обратный порядок.
11.Язык и стиль служебных документов.
12.Особенности официально-делового стиля.
13.Типичные ошибки в языке и стиле.
14.Общая характеристика распорядительных документов, стадии подготовки.
15.Постановления, решения, распоряжения, приказы − определения, назначение, содержание, порядок составления, применения, утверждения.
16.Организационные документы − общая характеристика.
17.Уставы, положения, инструкции − определения, назначение, содержание,
порядок составления, применения, утверждения.
18.Протокол (характеристика, вводная и основная части, полный и краткий
протокол).
19.Информационно-справочные документы − общая характеристика.
20.Справки, докладные и объяснительные записки, акты, служебные письма,
телеграммы, телефонограммы − определения, назначение, содержание, порядок составления, применения, утверждения.
21.Виды деловых писем, правила оформления. Унификация делового письма
(опыт США, западных стран, России).
22.Договор, виды договоров.
23.Документация по личному составу − общая характеристика.
24.Личные дела, заявления, приказы по личному составу, трудовые книжки,
автобиографии, трудовые соглашения (контракты) − определения, назначение, содержание, порядок составления, применения, утверждения.
25.Организация документооборота в учреждении.
26.Регистрация, индексация, контроль исполнения документов.
27.Организация службы документационного обеспечения управления (ДОУ).
28.Функции структурных частей службы ДОУ.
29.Организация делопроизводства в условиях корпоративных систем.
30.Качество, внедрение и экономика делопроизводственных процессов
31.Суть и основные требования к системам хранения документов.
32.Централизованная и децентрализованная системы хранения, их преимущества и недостатки.
33.Методы классификации документов хранения, поисковые карты.
34.Вертикальная, горизонтальная и другие системы хранения, поисковые карты.
35.Временное изъятие дел из хранения, система слежения.
36.Общие правила хранения документов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рекомендуемые темы рефератов:
1.Зарубежный опыт работы с документами.
2.Документы, составляемые в процессе подготовке к конференции.
3.Особенности работы с бухгалтерскими документами.
4.Особенности работы с финансовыми документами.
5.Особенности работы с документами по личному составу.
6.Образцы документов «Документы в управлении» (на примере конкретного предприятия).
7.Искусство делового письма.
8.Деловое письмо за рубежом.
9.Работа руководителя организации с документами.
10.Особенности деловой переписки с иностранными фирмами.
11 Делопроизводство в банке.
12.Экспертиза ценности документов.
13.Архивное хранение документов.
14.Организация документооборота в учреждении.
15.Организация делопроизводства в условиях корпоративных систем.
16.Суть и основные требования к системам хранения документов.
17.Методы классификации документов при хранении, поисковые карты. 18.Общие правила хранения документов.
19.Разработка и правила применения номенклатуры дел предприятия.
20.Работа с секретными документами.
21.Работа с письмами граждан.
22.Особенности делопроизводства на кризисном предприятии. 23.Рационализация производства.
24.Организация делопроизводства в учебных заведениях.
25.Организация делопроизводства в научных заведениях.
26.Информационно-справочная работа.
27.Процесс контроля за исполнением документов.
28.Картотеки в делопроизводстве.
29.Автоматизация в делопроизводстве.
30.Требования к хранению документов.
31.Права и обязанности работников канцелярии (общего отдела). 32.Организация и проведение совещания.
33.Персональный компьютер - основной инструмент совершенствования делопроизводства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова О.Н. Документационное обеспечение управления в организации : Учебное пособие , 2013
Л1.2 А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачёв, О.А. Мухаметшина. Документационное обеспечение управления : учебник А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачёв, О.А. Мухаметшина. , 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова О.Н Акимочкина Т.А Бочарова Л.А Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.-метод. комплекс АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/959
Л2.2 [М. В. Ловчева, Е. Н. Галкина, Е. В. Гурова] Делопроизводство в кадровой службе: учеб.-практ. пособие М.: Проспект, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Университетская библиотека online
Э2 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э3 Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Э4 Справочно-правовая система Гарант
6.3. Перечень программного обеспечения
1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
4.www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
5.http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
8.Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
9.http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
10. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
14.Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
15.Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
16.Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
17.Образовательные ресурсы интернета – Экономика: http://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
18.Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др.
Аудитории, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет и к справочно-поисковым системам Гарант и КонсультантПлюс.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется и оценивается преподавателем.
При желании студентом может быть подготовлен реферат по тематике, предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде.