МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология человека и животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 22 22 40 40
Лабораторные 28 28 32 32 60 60
Сам. работа 26 26 63 63 89 89
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
Филатова О.В., Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология человека и животных

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 Биология, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 100 (степень "Бакалавр")

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам фундаментальные и прикладные аспекты физиологии человека и животных, обеспечивающие студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в научной, педагогической, производственной, медицинской и др. сферах деятельности.
знать функции основных систем органов человека и животных; принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системыобеспечения гомеостаза; сравнительный аспект становления функций; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; основы этологии и высшей нервной деятельности (ВНД); особенности ВНД и психофизиологические осбенности человека; методы анализа физиологического состояния человека, методы экспериментальной работы с животными.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток.
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов и гомеостатической регуляции.
приборы, используемые для оценки физиологических функций.
методы физиологических исследований.
современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить функциональное состояние конкретного испытуемого.
интерпретировать результаты физиологического исследования.
анализировать информацию физиологического характера и осуществлять манипуляции с биологическим объектами на основе гуманистических принципов
работать с приборами.
самостоятельно работать с приборами.
применять современную аппаратуру и оборудование для работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического исследования.
самостоятельно работать с приборами.
владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем.
основными методами физиологического исследования.
Навыками интерпритации результата
навыком эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая физиология. Строение и функции основных систем органов животных и человека
1.1. Предмет изучения физиологии. Физиология как наука, изучающая строение и функции основных систем органов животных и человека на организменном, органном, тканевом и клеточном уровнях. Общие принципы регуляции жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза. Лекции 5 2 ОПК-4, ОПК-6 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Физиология возбудимых тканей. Молекулярные механизмы физиологических процессов.
2.1. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Электрофизиология. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание, потенциал покоя, потенциал действия. Критерии оценки функционального состояния возбудимой ткани, возбудимость, порог возбуждения, функциональная лабильность. Потенциалы и трансмембранные токи при возбуждении. Структура ионселективных каналов и влияние степени их активации на процессы возбуждения в клетке. Механизм раздражения клетки, волокна электрическим током. Механизмы проведения возбуждения. Законы проведения возбуждения в нервах. Лекции 5 4 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Определение порогов раздражения нерва и мышцы Определение двигательной хронаксии человека (хронаксиметрия) Зависимость характера мышечного сокращения от частоты раздражения. зубчатый и гладкий тетанус Регистрация электромиограммы Эргография Динамометрия. Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц кисти. Лабораторные 5 6 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.3. Общая физиология гладких мышц позвоночных. Характеристика некоторых мышц беспозвоночных. Элементы эволюции мышц. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Нервная система
3.1. Принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме. Общие принципы нервной регуляции жизненных функций. Общая физиология нервной системы. Основные типы строения нервной системы. Межклеточные пространства в нервной системе. Аксонный транспорт. Физиология синапсов. Нервные сети и основные законы их функционирования. Рефлексы и рефлекторные дуги. Лекции 5 4 ОПК-4, ОПК-6 Л1.1, Л2.4, Л1.2
3.2. Исследование безусловных рефлексов человека Модулирующее влияние различных отделов цнс на коленный рефлекс Изменение артериального давления под действием холода Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем. Лабораторные 5 6 ОПК-4, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.5
3.3. Сравнительный аспект нервной системы. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 4. Гормональная регуляция функций
4.1. Сравнительный аспект становления эндокринной системы. Поджелудочная железа. Гормоны. Биологически активные вещества. Значение и место эндокринной регуляции в общей системе интеграционных механизмов. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма. Эндокринные железы, находящиеся под контролем гормонов аденогипофиза: щитовидная железа, кора надпочечников, гонады. Эндокринные железы, функционирующие без прямого регуляторного влияния гормонов гипофиза: симаптоадреналовая система, гормональная регуляция водно-солевого гомеостаза. Лекции 5 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 5. Кровь и формирование иммунитета животных и человека.
5.1. Сравнительный аспект становления системы крови. Кровь, ее функции, состав, количество и физико-химические свойства. Плазма крови. Функции белков плазмы крови. Форменные элементы крови. Защитная функция крови. Формирование иммунитета животных и человека. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора. Лекции 5 2 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1
5.2. Взятие крови Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по Панченкову Определение количества эритроцитов Определение числа лейкоцитов Определение количества гемоглобина в крови Вычисление цветового показателя Изучение различных видов гемолиза Определение групп крови Определение скорости свертывания крови (по Альтгаузену). Лабораторные 5 8 ОПК-4, ОПК-6
5.3. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови. Кроветворение и его регуляция. Лимфа, ее состав, функции образование. Сам. работа 5 2 ОПК-4, ОПК-6
Раздел 6. Функции кровообращения
6.1. Сравнительный аспект становления системы кровообращения. Строение сердца. Свойства сердечной мышцы. Механическая работа сердца. Тоны сердца. Электрокардиограмма. Строение сосудов и функциональные типы сосудов. Основные законы гемодинамики. Давление в артериальном русле. Артериальный пульс. Капиллярный кровоток. Кровообращение в венах. Регуляция кровообращения: местные механизмы регуляции кровообращения, нейрогуморальная регуляция системного кровообращения. Лекции 5 4 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.2. Электрокардиография Функциональные пробы для изучения состояния сердца с использованием электрокардиограммы Тоны сердца Измерение артериального пульса и его классификация Запись пульса на центральных и периферических артериях Измерение кровяного давления в артериях человека Измерение венозного давления. Лабораторные 5 8 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л3.1
6.3. Регуляция работы сердца: внутриклеточная, межклеточная, экстракардиальная нервная регуляция, гуморальная регуляция, гипоталамическая регуляция, корковая регуляция, рефлекторная регуляция. Сам. работа 5 20 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 7. Дыхание и обмен веществ
7.1. Дыхание и обмен веществ Лекции 6 6 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л1.2
7.2. Определение «нормальных» параметров респираторной функции. формулы и номограммы Определение тренированности дыхательной мускулатуры Оценка временных характеристик и типа дыхания Влияние наполнения легких на продолжительность задержки дыхания Спирометрия. определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов Объем форсированного выдоха (тест Тиффно). Лабораторные 6 8 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л3.1
7.3. Эволюция типов дыхания. Сам. работа 6 20 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 8. Физиология жидкостей тела и функция почки
8.1. Водные фазы. Эволюция осморегуляции. Выделительные органы беспозвоночных животных различных типов. Почка позвоночных. Нервная регуляция деятельности почки. Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л1.2
8.2. Инкреторная, метаболическая функция почки. Сам. работа 6 1 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Пищеварительная система
9.1. Структурно-функциональная организация пищеварительной системы. Секреторная функция. Моторная функция. Физиологические механизмы голода, аппетита, жажды. Лекции 6 4 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
9.2. Переваривание крахмала ферментами слюны человека. Влияние желчи на жиры. Переваривание белков. Физиолого-гигиенические основы питания. Составление пищевого рациона. Лабораторные 6 8 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л2.5
9.3. Ферменты переваривания пищевых веществ. Мембранное пищеварение и всасывание. Сущность обмена веществ. Теплообмен и регуляция температуры тела. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Минеральные соли и вода. Витамины. Принципы составления пищевых рационов. Рациональное питание. Концепция адекватного питания. Сам. работа 6 20 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Физиология питания
10.1. Физиология питания Лекции 6 4 ОПК-4, ОПК-6
10.2. Оценка пищевых рацирнов Лабораторные 6 4 ОПК-4, ОПК-6
10.3. Оценка различных диет Сам. работа 6 2 ОПК-4, ОПК-6
Раздел 11. Физиология сенсорных систем
11.1. Общая физиология сенсорных систем. Механизмы сенсорного преобразования и проведения сигналов. Соматосенсорная система. Гравитационная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Физические характеристики звуковых сигналов. Зрительная сенсорная система. Организация фоторецепторов. Лекции 6 6 ОПК-4, ОПК-6 Л1.1, Л2.4, Л1.2
11.2. Определение остроты зрения. Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта). Формирование изображения на сетчатке. Стереоскопическое зрение. Цветовое зрение. Определение остроты слуха по В.И. Воячеку (шепотная речь). Бинауральный слух. Исследование костной и воздушной проводимости звука. Определение порогов различения. Исследование вкусового анализатора. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия). Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Эстезиометрия кожи. Температурная рецепция. Лабораторные 6 12 ОПК-4, ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л2.5
11.3. Проприоцептивная сенсорная система. Хеморецепторные сенсорные системы. Основные принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме. Сам. работа 6 20 ОПК-4, ОПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 12.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет физиологии человека и животных.
2. История развития взглядов на биоэлектрические явления.
3. Критерии оценки функционального состояния возбудимой ткани (определение понятий возбудимость, порог возбуждения, функциональная лабильность).
4. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание (ПП, ПД).
5. Структура ионселективных каналов и влияние степени их активации на процессы возбуждения в клетке.
6. Механизм раздражения клетки, волокна электрическим током.
7. Механизмы проведения возбуждения.
8. Функции и свойства поперечнополосатых мышц.
9. Молекулярно-клеточный механизм мышечного сокращения
10. Зависимость свойств поперечнополосатых мышц от удлинения.
11. Утомление мышц.
12. Функции и свойства гладких мышц
13. Нервная система и ее компоненты.
14. Проведение возбуждения между клетками. Физиология синапсов. Строение, классификация и функциональные свойства синапсов.
15. Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС. Возбуждающие и тормозные синапсы и их медиаторные механизмы, ВПСП и ТПСП.
16. Основные принципы и особенности распространения возбуждения в ЦНС (дивергенция, конвергенция, реверберация, окклюзия, облегчение и др.).
17. Рефлекс, структура рефлекторной дуги.
18. Структура и функции спинного мозга.
19. Структура и функции заднего мозга.
20. Структура и функции среднего мозга.
21. Мозжечок
22. Структура и функции промежуточного мозга.
23. Функции коры больших полушарий.
24. Электроэнцефалография.
25. Сравнительная структурно-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний.
26. Эндокринная система: строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
27. Щитовидная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика. Паращитовидные железы.
28. Поджелудочная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
29. Надпочечники, строение, функции, нарушения развития.
30. Половые железы, строение, функции, специфическое и неспецифическое действие половых гормонов на органы-мишени, нарушения развития половых желез.
31. Гипофиз, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
32. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма.
33. Кровь, ее функции состав, количество и физико-химические свойства.
34. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора.
35. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови.
36. Функции белков плазмы крови.
37. Кроветворение и его регуляция.
38. Защитная функция крови.
39. Лимфа, ее состав, функции образование.
40. Общие принципы строения сердца.
41. Свойства сердечной мышцы.
42. Механическая работа сердца.
43. Электрокардиограмма.
44. Нервная регуляция деятельности сердца.
45. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
46. Строение сосудов и функциональные типы сосудов.
47. Основные законы гемодинамики.
48. Давление в артериальном русле.
49. Артериальный пульс.
50. Капиллярный кровоток.
51. Кровообращение в венах.
52. Нервная регуляция системного кровообращения.
53. Гуморальная регуляция системного кровообращения.
54. Местная регуляция системного кровообращения.
55. Дыхательные движения, функции дыхательных мышц.
56. Легочная вентиляция, легочные объемы.
57. Механика дыхания.
58. Механизм газообмена между легкими и тканями.
59. Перенос кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.
60. Перенос углекислого газа кровью.
61. Структура дыхательного центра. Значение различных отделов дыхательного центра в регуляции дыхания.
62. Регуляция ды¬хания.
63. Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.
64. Пищеварение в ротовой полости.
65. Пищеварение в желудке.
66. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
67. Всасывание и моторная функция кишечника.
68. Обмен веществ, основные показатели (основной обмен, валовый обмен, рабочая прибавка).
69. Параметры обменных процессов в организме. Интенсивность энергетического обмена (правило Рубнера).
70. Теплообмен и регуляция температуры тела.
71. Обмен белков.
72. Обмен жиров.
73. Обмен углеводов.
74. Минеральные соли и вода.
75. Витамины.
76. Принципы составления пищевых рационов.
77. Физиология почки.
78. Регуляция деятельности почек.
79. Сенсорная система, ее структура, свойства и функции.
80. Зрительный анализатор, восприятие зрительной информации.
81. Слух человека.
82. Периферические и центральные механизмы чувства равновесия.
83. Соматосенсорная система.
84. Физиология вкуса и обоняния.
85. Связь между стимулом и поведением: условный рефлекс.
86. Торможение условных рефлексов.
87. Системы головного мозга и память.
88. Основные функции коры больших полушарий. Анализ и синтез.
89. Типы ВНД. Физиологические показатели различных типов.
90. Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Связь между стимулом и поведением: условный рефлекс.
Торможение условных рефлексов.
Системы головного мозга и память.
Основные функции коры больших полушарий. Анализ и синтез.
Типы ВНД. Физиологические показатели различных типов.
Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет физиологии человека и животных.
2. История развития взглядов на биоэлектрические явления.
3. Критерии оценки функционального состояния возбудимой ткани (определение понятий возбудимость, порог возбуждения, функциональная лабильность).
4. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание (ПП, ПД).
5. Структура ионселективных каналов и влияние степени их активации на процессы возбуждения в клетке.
6. Механизм раздражения клетки, волокна электрическим током.
7. Механизмы проведения возбуждения.
8. Функции и свойства поперечнополосатых мышц.
9. Молекулярно-клеточный механизм мышечного сокращения
10. Зависимость свойств поперечнополосатых мышц от удлинения.
11. Утомление мышц.
12. Функции и свойства гладких мышц
13. Нервная система и ее компоненты.
14. Проведение возбуждения между клетками. Физиология синапсов. Строение, классификация и функциональные свойства синапсов.
15. Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС. Возбуждающие и тормозные синапсы и их медиаторные механизмы, ВПСП и ТПСП.
16. Основные принципы и особенности распространения возбуждения в ЦНС (дивергенция, конвергенция, реверберация, окклюзия, облегчение и др.).
17. Рефлекс, структура рефлекторной дуги.
18. Структура и функции спинного мозга.
19. Структура и функции заднего мозга.
20. Структура и функции среднего мозга.
21. Мозжечок
22. Структура и функции промежуточного мозга.
23. Функции коры больших полушарий.
24. Электроэнцефалография.
25. Сравнительная структурно-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний.
26. Эндокринная система: строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
27. Щитовидная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика. Паращитовидные железы.
28. Поджелудочная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
29. Надпочечники, строение, функции, нарушения развития.
30. Половые железы, строение, функции, специфическое и неспецифическое действие половых гормонов на органы—мишени, нарушения развития половых желез.
31. Гипофиз, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
32. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма.
33. Кровь, ее функции состав, количество и физико-химические свойства.
34. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора.
35. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови.
36. Функции белков плазмы крови.
37. Кроветворение и его регуляция.
38. Защитная функция крови.
39. Лимфа, ее состав, функции образование.
40. Общие принципы строения сердца.
41. Свойства сердечной мышцы.
42. Механическая работа сердца.
43. Электрокардиограмма.
44. Нервная регуляция деятельности сердца.
45. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
46. Строение сосудов и функциональные типы сосудов.
47. Основные законы гемодинамики.
48. Давление в артериальном русле.
49. Артериальный пульс.
50. Капиллярный кровоток.
51. Кровообращение в венах.
52. Нервная регуляция системного кровообращения.
53. Гуморальная регуляция системного кровообращения.
54. Местная регуляция системного кровообращения.
55. Дыхательные движения, функции дыхательных мышц.
56. Легочная вентиляция, легочные объемы.
57. Механика дыхания.
58. Механизм газообмена между легкими и тканями.
59. Перенос кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.
60. Перенос углекислого газа кровью.
61. Структура дыхательного центра. Значение различных отделов дыхательного центра в регуляции дыхания.
62. Регуляция ды¬хания.
63. Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.
64. Пищеварение в ротовой полости.
65. Пищеварение в желудке.
66. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
67. Всасывание и моторная функция кишечника.
68. Обмен веществ, основные показатели (основной обмен, валовый обмен, рабочая прибавка).
69. Параметры обменных процессов в организме. Интенсивность энергетического обмена (правило Рубнера).
70. Теплообмен и регуляция температуры тела.
71. Обмен белков.
72. Обмен жиров.
73. Обмен углеводов.
74. Минеральные соли и вода.
75. Витамины.
76. Принципы составления пищевых рационов.
77. Физиология почки.
78. Регуляция деятельности почек.
79. Сенсорная система, ее структура, свойства и функции.
80. Зрительный анализатор, восприятие зрительной информации.
81. Слух человека.
82. Периферические и центральные механизмы чувства равновесия.
83. Соматосенсорная система.
84. Физиология вкуса и обоняния.
85. Связь между стимулом и поведением: условный рефлекс.
86. Торможение условных рефлексов.
87. Системы головного мозга и память.
88. Основные функции коры больших полушарий. Анализ и синтез.
89. Типы ВНД. Физиологические показатели различных типов.
90. Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коротько, Г. Ф. Физиология органов системы пищеварения: учебное пособие для вузов Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Шошина И. И. Физиология: конспект лекций Красноярск : ИПК СФУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft/_umkd/294/u_lectures.pdf, 2008 http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft/_umkd/294/u_lectures.pdf
Л1.3 И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский Анатомия и физиология человека: учебник М.: Академия, 2007 1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов Физиология: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009 2
Л2.3 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
Л2.4 Под ред. Г.И. Косицкого Физиология человека : учебник М.: Медицина, 1985 114
Л2.5 Под ред. А. Д. Ноздрачева Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник М.: Высшая школа, 1991 91
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В.Д. Киселев, И.Н. Томилова, Н.В. Плешкова Лабораторный практикум по физиологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Шошина И. И., Гершкорон Ф. А., Инжеваткин Е. В. Физиология. Конспект лекций /Красноярск : ИПК СФУ, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://liber. lib.sfu-kras.ru/phpopac/elcat.php?menu1
Э2 Шошина И. И., Гершкорон Ф. А., Инжеваткин Е. В. Физиология. Лаб. Практикум /Красноярск : ИПК СФУ, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://liber. lib.sfu-kras.ru/phpopac/elcat.php?menu1
Э3 Физиология. Лабораторный практикум / Под ред. И.И. Шошина, Ф.А. Гершкорон, А.А. Савченко. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 133с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft/_umkd/294/u_lab.pdf
Э4 Физиология. Конспект лекций / Под ред. И.И. Шошина, Ф.А. Гершкорон, Е.В. Инжеваткин. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 351с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft/_umkd/294/u_lectures.pdf
Э5 Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие / Филатова О.В. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013. - 194 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/39
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007
Microsoft PowerPoint 2007
Acrobat Reader
Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №138-44/15 от 19.03.2015) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №208-44/15 от 05.03.2015) (http://e.lanbook.com/).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Таблицы:
Строение нервной системы
Строение головного мозга
Строение вегетативной нервной системы
Строение глаза
Строение слуховой системы
Строение эндокринной системы
Строение сердца
Система кровообращения
Строение дыхательной системы
Кривая диссоциации оксигемоглобина
Строение пищеварительной системы
Строение нервной системы
Строение головного мозга
Строение вегетативной нервной системы
Строение глаза
Строение слуховой системы
Строение эндокринной системы
Строение сердца
Система кровообращения
Строение дыхательной системы
Кривая диссоциации оксигемоглобина
Строение пищеварительной системы
Приборы и оборудование:
Аппараты Панченкова
Весы аналитические
Весы напольные
Видеокассеты (учебные фильмы по физиологии)
Видеомагнитофон
Воронки
Гемометры Сали
Глазные палочки
Держатели для пробирок
Камертоны
Камеры Горяева
Капнограф
Колбы мерные (на 50 и 100 мл)
Колбы термостойкие (на 250 и 500 мл)
Лабораторные стекла
Лупы
Меланжеры для лейкоцитов
Меланжеры для эритроцитов
Мерные пипетки (на 0,2, 1, 5 и 10 мл)
Мерные цилиндры (на 150-500 мл)
Метроном
Микроскопы
Молоточки для определения сухожильных рефлексов
Набор диапозитивов «Физиология человека и животных»
Пипетки медицинские
Планшет для определения групп крови
Покровные стекла 24х24 мм
Полиграф электронный П6Ч-01
Предметные стекла
Прибор для записи фонограммы тонов сердца
Пробирки биологические 14х120 мм
Ростомер
Сантиметровые ленты
Секундомеры
Спиртовки
Стаканчики высокие на (50, 100, 200 мл)
Стеклянные палочки (20 см)
Сухие спирометры
Таблица Сивцева для определения остроты зрения
Таблицы для определения основного обмена
Телевизор
Тонометры
Фотоплитизмограф
Часовые стекла
Штативы для пипеток
Штативы для пробирок на 10 и на 20 гнезд
Электрокардиограф одноканальный портативный ЭК1Т-07 «АКСИОН»
Электромиограф
Электроплитка
Электростимулятор
Электроэнцефалограф
Эргограф

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Физиология человека и животных» является формирование понимание закономерностей функционирования живых организмов; умение выделить знания о функциях, которые лежат в основе механизмов, закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: цитология, гистология, анатомия, биохимия. Полученные знания важны при изучении дисциплин: «Биофизика», «Иммунология» базовой части ПД, «Возрастная физиология и психология», «Физиология сердечно-сосудистой системы», «Физиология трудовых процессов», «Физиология ЦНС», «Физиология пищеварения», «Физиология крови» вариативной части ПД.
В курсе «Физиологии человека и животных» студенты получают знания о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток; учатся оценивать функциональное состояние организма, а также применять на практике физиологические методы оценки функционального состояния организма.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных физиологических состояниях мембран, ионных механизмах обеспечивающих их поддержание (потенциал покоя, потенциал действия) и критериях оценки функционального состояния возбудимой ткани.
При изучении второго раздела необходимо усвоить базовые представления о структуре и иннервации поперечно-полосатых мышц позвоночных, механизме мышечного возбуждения, нервно-мышечной передаче, физиологии гладких мышц.
При изучении третьего раздела необходимо усвоить базовые представления об основных клеточных элементах в нервной системе, аксонном транспорте, физиологии синапсов, характеристике процессов возбуждения и торможения в ЦНС, нервных сетях, основных законах их функционирования, торможении и возбуждении в нервных сетях, рефлексах и рефлекторных дугах, вегетативной нервной системе.
При изучении четвертого раздела необходимо усвоить базовые представления о значении и месте эндокринной регуляции в общей системе интеграционных механизмов, гипоталамо-гипофизарной системе регуляции функций организма, эндокринных железах, находящиеся под контролем гормонов аденогипофиза, эндокринных железах, функционирующих без прямого регуляторного влияния гормонов гипофиза.
При изучении пятого раздела необходимо усвоить базовые представления о крови, ее функциях, составе, количестве и физико-химических свойствах, защитной функции крови, молекулярно-клеточных основах разделения крови на группы, роли гемостаза в поддержании целостности организма, кроветворении и его регуляции, лимфе, ее составе, функциях, образовании.
При изучении шестого раздела необходимо усвоить базовые представления о свойствах сердечной мышцы, механической работе сердца, тонах сердца, электрокардиограмме, регуляции работы сердца, строении сосудов, основных законах гемодинамики, давлении в артериальном русле, кровообращении в венах, регуляции кровообращения.
При изучении седьмого раздела необходимо усвоить базовые представления о дыхательном акте, легочной вентиляции, легочных объемах, механизмах газообмена между легкими и тканями, регуляции дыхания.
При изучении восьмого раздела необходимо усвоить базовые представления о сущности обмена веществ, его основных показателях, интенсивности энергетического обмена, обмене белков, жиров, углеводов, роли минеральных солей, вода и витаминов в обмене веществ, принципах составления пищевых рационов, теплообмене и регуляции температуры тела.
При изучении девятого раздела необходимо усвоить базовые представления о выделительных органах беспозвоночных животных различных типов, почке позвоночных, регуляции деятельности почки, инкреторной, метаболической функции почки.
При изучении десятого раздела необходимо усвоить базовые представления о структурно-функциональной организации пищеварительной системы, переваривание пищевых веществ, моторной функции, физиологических механизмах голода, аппетита, жажды.
При изучении одиннадцатого раздела необходимо усвоить базовые представления о механизмах сенсорного преобразования и проведения сигналов, соматосенсорной системе, проприоцептивной сенсорной системе, гравитационной сенсорной системе, слуховой сенсорной системе, хеморецепторных сенсорных системах, зрительной сенсорной системе.