МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология нервной системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология нервной системы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представления о теоретических основах нервного механизма регуляции функций и методах физиологии ЦНС;
• изучить особенности морфо-функциональной организации центральной нервной системы на различных уровнях;
• дать представление об интегративной деятельности ЦНС как основе успешной адаптации к изменению условий существования;
• применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-7 способностью применять теоретические знания о структурной и функциональной организации и механизмах гомеостатической регуляции организма человека в норме и патологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: свойства и особенности основных нервных процессов, основные принципы координационной деятельности ЦНС и особенности рефлексов различных уровней ЦНС.
Объяснить роль различных уровней ЦНС в организации приспособительной деятельности организма;
Объяснять молекулярно-клеточные механизмы процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
Перечислить методы исследования функционального состояния ЦНС;
Назвать способы регистрации биопотенциалов, обработки и оценки экспериментальных данных;
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать закономерности функционирования ЦНС человека и животных;
Анализировать особенности изменения процессов в ЦНС при различных функциональных состояниях организма.
Проиллюстрировать роль мембранных процессов и нейрохимических механизмов в распространении и передаче возбуждения;
Применять на практике методы исследования функционального состояния ЦНС;
Оценить функциональное состояние нервной системы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Систематизировать информацию о свойствах и функциях ЦНС при анализе закономерностей организации функциональных систем.
Работать с современной аппаратурой;
Интерпретировать полученные результаты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фило- и онтогенез центральной нервной системы
1.1. Фило- и онтогенез центральной нервной системы Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
1.2. Фило- и онтогенез центральной нервной системы Сам. работа 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Клеточные элементы центральной нервной системы.
2.1. Клеточные элементы центральной нервной системы. Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.4
2.2. Электрические процессы в нейронах. Распространение и передача возбуждения в ЦНС. Лабораторные 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
2.3. Клеточные элементы ЦНС Сам. работа 8 6 СПК-7
Раздел 3. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы
3.1. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1
3.2. Торможение в ЦНС. Лабораторная работа 1. Определение латентного периода окуломоторной и психической реакции человека. Лабораторная работа 2. Электромиография (ЭМГ). Регистрация биоэлектрической активности мышц человек Лабораторная работа 3. Иррадиация и суммация возбуждения в центральной нервной системе. Торможение рефлексов спинного мозга при сильном афферентном раздражении. Сеченовское торможение Лабораторная работа 4. Определение времени рефлекса при разной силе раздражения Лабораторная работа 5.Определение скорости образования и торможения условного вегетативного зрачкового рефлекса в зависимости от типа ВНД человека Лабораторные 8 4 СПК-7 Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.3. Основные принципы координационной и интегративной деятельности ЦНС Сам. работа 8 6 СПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Физиология спинного мозга
4.1. Физиология спинного мозга Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
4.2. Лабораторная работа 6. Изучение спинномозговых рефлексов. Анализ рефлекторной дуги Лабораторные 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Строение спинного мозга. Проводящие пути.Спинномозговые нервы. Сам. работа 8 8 СПК-7 Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Физиология ствола мозга
5.1. Физиология ствола мозга Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
5.2. Лабораторная работа 7. Оценка функций черепномозговых нервов. Лабораторные 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
5.3. Строение продолговатого мозга, Варолиева моста, среднего мозга. Сам. работа 8 6 СПК-7 Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Физиология промежуточного мозга
6.1. Физиология промежуточного мозга Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1
6.2. Семинар. Физиология промежуточного мозга Лабораторные 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
6.3. Таламус и основные группы его ядер.5. Строение гипоталамуса; его основные ядерные группы. Сам. работа 8 8 СПК-7 Л1.1
Раздел 7. Физиология конечного мозга
7.1. Физиология конечного мозга Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
7.2. Семинар. Высшие корковые функции. Лабораторная работа 8. Электроэнцефалография. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека Лабораторные 8 4 СПК-7 Л1.1, Л2.3
7.3. Слои клеток в коре больших полушарий. Базальные ганглии. Взаимное расположение составляющих их ядер. Сам. работа 8 6 СПК-7 Л1.1, Л2.3
Раздел 8. Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций.
8.1. Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций. Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
8.2. Семинар. Двигательная система мозга. Семинар. Трансформация информационных потоков в звеньях сенсорных систем. Лабораторная работа 9. Определение поля зрения методом периметрии Лабораторная работа 10. Определение абсолютного порога слуховой чувствительности методом аудиометрии Лабораторная работа 11. Эстезиометрия. Определение пространственного порога тактильной чувствительности Лабораторная работа 12. Вестибулярный анализатор. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека Лабораторные 8 4 СПК-7 Л1.1, Л2.3
8.3. Отделы вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний на иннервируемые органы.Строение м функции мозжечка. Сам. работа 8 6 СПК-7 Л1.1, Л2.3
Раздел 9. Саморегуляция функционального состояния головного мозга
9.1. Саморегуляция функционального состояния головного мозга Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
9.2. Семинар. Нейрофизиология сна. Лабораторная работа 13. Электроэнцефалография. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека при разных функциональных состояниях Лабораторные 8 4 СПК-7 Л1.1, Л2.3
9.3. Неспецифические активирующие системы мозга Сам. работа 8 4 СПК-7 Л1.1, Л2.3
Раздел 10. Компенсация нарушений функций в нервной системе.
10.1. Компенсация нарушений функций в нервной системе. Лекции 8 2 СПК-7 Л1.1, Л2.3
10.2. Свойства ЦНС, обеспечивающие компенсаторные процессы. Семинар. Общие закономерности, этапы и способы компенсации нарушений функций ЦНС. Сам. работа 8 12 СПК-7 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для текущего контроля знаний
Раздел 1. Фило- и онтогенез центральной нервной системы
1. Какие формации мозга играют ведущую роль на ранних стадиях становления ЦНС?
2. В каком возрасте головной мозг достигает наибольшего веса и во сколько раз он увеличивается от момента рождения детей?
3. Какова последовательность формирования отделов в продолговатом мозге, мозжечке, варолиевом мосту, среднем и конечном мозге?
4. Какие морфо-функциональные изменения головного мозга происходят в онтогенезе?
5. Какие изменения возникают в деятельности нервной системы по мере инволюции?
6. С чем связано совершенствование с возрастом приспособительных реакций организма?

Раздел 2. Клеточные элементы ЦНС
1. Нейроны и глиальные клетки: общая характеристика, разнообразие, функции. Серое и белое вещество мозга (на примере спинного мозга); образование миелиновых оболочек.
2. Белки-насосы: разнообразие и функции (транспорт ионов и медиаторов). Вещества, блокирующие белки-насосы; конкретные примеры последствий их применения.
3. Постоянно открытые и электрочувствительныеионные каналы: сравнение свойств, разнообразие, функции в синапсах, нервных и мышечных клетках.
4. Хемочувствительные ионные каналы: сравнение свойств, возбуждающие и тормозные эффекты, функции в синапсах, нервных и мышечных клетках.
5. Роль ионов калия и К+-каналов в деятельности нервных клеток: участие в формировании ПП, ПД, ТПСП, торможении пресинаптических окончаний.
6. Роль ионов натрия и Na+-каналов в деятельности нервных клеток: участие в формировании ПП, ПД, ВПСП, ритма пейсмекеров.
7. Роль ионов кальция и Са2+-каналов в деятельности нервных и мышечных клеток; роль кальция как вторичного посредника.
8. Потенциал покоя (ПП) нервных клеток. Роль Na+-K+-насоса и постоянно открытых ионных каналов. Уравнение Нернста, связь ПП с диффузией ионов Na+ и К+.
9. Потенциал действия (ПД) нейрона: параметры, порог запуска, восходящая и нисходящая фазы; деятельность ионных каналов и последствия их блокады.
10. Потенциал действия (ПД) мышечных клеток сердца; фаза плато и ее значение. ПД клеток скелетных мышц и гладких мышечных клеток.
11. Распространение потенциала действия (ПД); роль миелиновых оболочек. Местные анестетики. Строение, работа и значение электрических синапсов.
12. Пресинаптическое окончание: строение и основные события, вызывающие экзоцитоз (выброс) медиатора. Примеры нарушений экзоцитоза.
13. Возбуждающий (ВПСП) и тормозный (ТПСП) постсинаптические потенциалы, их свойства и связь с запуском ПД. Временная и пространственная суммация.
14. Ионотропные и метаботропные рецепторы постсинаптической мембраны: сравнительная характеристика и конкретные примеры.
15. G-белки и вторичные посредники (ВтП): общая характеристика и примеры важнейшей роли ВтП (цАМФ, ионов Са2+ и др.) в передаче сигнала внутри клетки.
16. Синтез медиаторов в теле нейрона и пресинаптическом окончании. Примеры ферментов и веществ-предшественников (аминокислот, белков и др.).
17. Три пути инактивации медиаторов: общая характеристика и конкретные примеры для каждого из вариантов. Последствия блокады путей инактивации.
18. Роль ацетилхолина (Ацх) в деятельности симпатической и парасимпатической систем; вегетативные эффекты соединений, изменяющих работу Ацх-синапсов.
19. Синтез ацетилхолина (Ацх). Ацетилхолинэстераза и инактивацияАцх. Эффекты блокаторов Ацх-эстеразы. Миастения и ее лечение.
20. Роль норадреналина (НА) в деятельности симпатической нервной системы: строение и работа НА-синапсов, типы и подтипы рецепторов, аутоторможение.
21. Два типа рецепторов ацетилхолина (Ацх), их свойства. Агонисты и антагонисты рецепторов Ацх: примеры веществ и разнообразие эффектов.
22. Ацетилхолин и норадреналин: медиаторная функция в ЦНС (регуляция уровня бодрствования, болевой чувствительности, эмоционального состояния и др.).
23. Типы и подтипы рецепторов норадреналина (НА). Агонисты и антагонисты рецепторов НА: примеры, разнообразие эффектов, практическое применение.
24. Синтез моноаминов (норадреналина, дофамина, серотонина, гистамина). Инактивация моноаминов, роль МАО-А и МАО-Б, применение блокаторов МАО.
25. Дофамин: пути синтеза и инактивации в нервных клетках. Медиаторная и гормональная функция дофамина в гипоталамусе.
26. Участие дофаминовых нейронов черной субстанции в работе двигательных систем мозга. Паркинсонизм: симптомы, причины, пути лечения.
27. Участие дофаминовых нейронов покрышки в работе коры больших полушарий. Нейролептики: механизм действия, примеры и практическое значение.
28. Серотонин как медиатор и тканевой гормон: синтез, типы рецепторов и их функции; влияние на гладкие мышечные клетки. Серотонин и мигрени.
29. Функции серотонина как медиатора ЦНС. Инактивация серотонина. Депрессии, механизмы действия антидепрессантов.
30. Гистамин как медиатор и тканевой гормон. Рецепторы гистамина. Антигистаминные препараты: применение и побочные эффекты.
31. Синтез, взаимопревращения и инактивацияглутаминовой кислоты и ГАМК. Значение аминокислот для деятельности мозга.
32. Синтез глутаминовой кислоты (ГлК) в нервных клетках. Разнообразие рецепторов к ГлК; NMDA-рецепторы. Примеры и значение агонистов и антагонистов ГлК.
33. Глутаминовая кислота (ГлК) и формирование памяти: пути модификации ГлК-синапсов (роль NMDA-рецепторов, фосфорилирование и синтез новых рецепторов).
34. Синтез и значение ГАМК в нервных клетках. Типы рецепторов к ГАМК, их свойства. Агонисты и антагонисты рецепторов ГАМК: примеры и разнообразие эффектов.
35. Повышенная тревожность, ее симптомы. Транквилизаторы, их побочные эффекты. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), его коррекция.
36. Глицин как медиатор ЦНС: возвратное торможение мотонейронов. Рецепторы глицина; стрихнин. Клиническое применение глицина.
37. Нейротрофины, их значение для роста и выживания нервных клеток. Стволовые клетки нервной ткани и перспективы их клинического применения.
Раздел 3. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы
1. Каковы основные свойства нервных центров?
2. Как доказать, что возбуждение в нервных центрах распространяется в одну сторону?
3. Что называют циркуляцией возбуждения в ЦНС?
4. Какой физиологический механизм обеспечивает кратковременную память?
5. Каковы разновидности суммации возбуждений в ЦНС?
6. В чём проявляется утомление нервного центра и каков его механизм?
7. Почему именно нервный центр в рефлекторной дуге является наиболее утомляемой структурой?
8. Какое количественное соотношение периферических и центральных промежуточных нейронов наблюдается на центральных нейронах?
9. Мотонейроны по Шеррингтону представляют общий конечный путь: в чём суть этого механизма?
10. Какое значение имеют конвергенция и дивергенция в работе головного мозга?
11. Современное представление об интегративной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций.
12. Явление потенциации и окклюзии.
13. Самовозбуждающиеся нервные сети на основе реверберации нервных импульсов в замкнутом циклическом пространстве.
14. Открытие процесса торможения в ЦНС И. М. Сеченовым в опытах на лягушках.
15. Типы торможения в нервных сетях.
16. Пресинаптическое торможение.
17. Постсинаптическое торможение.
18. Латеральное торможение.
19. Реципрокное торможение.
20. Возвратное торможение.
21. Доминанта как очаг повышенной возбудимости.

Раздел 4. Физиология спинного мозга
1. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
2. Способность спинного мозга осуществлять сложные двигательные и вегетативные рефлексы.
3. Нервные центры спинного мозга как сегментарные центры рефлексов.
4. Двигательные нейроны спинного мозга и работа мышц туловища, конечностей, шеи, диафрагмы и межреберных мышц.
5. Понятие метамера.
6. Понятие рецептивного поля рефлекса.
7. Чесательный и шагательный рефлексы спинального животного.
8. Рефлексы спинного мозга.
9. Чувствительные пути спинного мозга.
10. Двигательные пути спинного мозга.
11. Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация.


Раздел 5. Физиология ствола мозга
1. Строение и функции ствола головного мозга.
2. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга и моста.
3. Защитные рефлексы в продолговатом мозге и мосте.
4. Тонические рефлексы позы, установочные рефлексы.
5. Статические вестибулярные рефлексы и поддержание позы и равновесия.
6. Статокинетические рефлексы и поддержание позы при изменении скорости движения животного.
7. Линейное ускорение движения, лифтные рефлексы.
8. Угловое ускорение, полукружные каналы.
9. Горизонтальный нистагм при вращении.
10. Периодичность в работе дыхательного центра продолговатого мозга.
11. Сосудосуживающий и сосудорасширяющий отделы дыхательного центра.
12. Морфо-функциональная характеристика мозжечка.
13. Мозжечок как надсегментарный отдел ЦНС.
14. Функции мозжечка.
15. Регуляция позы и мышечного тонуса.
16. Сенсомоторная координация позных и целенаправленных движений.
17. Координация тонких движений.
18. Последствия удаления мозжечка и выпадения его функций.
19. Мозжечок как помощник коры головного мозга по управлению скелетной мускулатурой и деятельностью вегетативных органов.
20. Морфо-функциональная характеристика среднего мозга.
21. Роль среднего мозга в регуляции мышечного тонуса в опытах с перерезкой между продолговатым и средним мозгом.
22. Децеребрационная ригидность.
23. Функции четверохолмия.
24. Ядра среднего мозга и нейрохимическая система мозга.
25. Катехоламинергические медиаторные системы.
26. Черная субстанция и вентральная область покрышки как источники дофаминергических восходящих путей.
27. Нигростриатная система и организация стереотипных движений.
28. Модель болезни Паркинсона, дрожательного паралича.
29. Мезолимбическая система мозга.
30. Мезолимбическая система мозга как мишень действия психотропных средств на ЦНС.
31. Восходящая система аксонов голубого пятна и медиатор норадреналин.
32. Восходящая система аксонов ядер шва и медиатор серотонин.

Раздел 6. Физиология промежуточного мозга
1. Морфо-функциональная характеристика промежуточного мозга.
2. Функция таламуса.
3. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса.
4. Изучение функций таламуса после перерезок.
5. Гипоталамус как высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и центр регуляции жирового, белкового, углеводного и водно-солевого обмена.
6. Центр терморегуляции в гипоталамусе.
7. Вегетативная функция гипоталамуса.
8. Центры биологических потребностей в гипоталамусе.
9. Опыты Дельгадо на быке и центр страха.
10. Опыты Д. Олдса и реакция самораздражения гипоталамуса.

Раздел 7. Физиология конечного мозга
1. Морфо-функциональная характеристика.
2. Функции полушарий и учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлова.
3. Достижения И. П. Павлова в области изучения функций полушарий большого мозга.
4. Сенсорные зоны коры и вызванный потенциал.
5. Проекционные зоны коры больших полушарий мозга человека.
6. Ассоциативные зоны коры больших полушарий мозга человека.
7. Функциональная асимметрия полушарий.
8. Двигательная асимметрия мозга.
9. Левое полушарие и логическое мышление.

Раздел 8. Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций
Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. 4. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений.
5. Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций.
6. Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность и участие в процессах саморегуляции функций.
7. Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса.
8. Статические и статокинетические рефлексы (Р. Магнус). Саморегуляторные механизмы поддержания равновесия тела.
9. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма.
10. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов.
11. Представление о локализации двигательных функций в коре больших полушарий.
12. Виды двигательной активности. Локомоция. Целевые функции ЦНС при локомоции.
13. Общая схема организации локомоторных актов. Роль различных отделов коры мозга в формировании программ двигательных актов.
14. Представление о командных нейронах. Типы и функции командных нейронов.
15. Спинальные генераторы двигательных программ в организации движений.
16. Манипуляционные движения, особенности их организации.
17. Отделы вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний на иннервируемые органы
18. Роль вегетативных центров различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций. Вегетативные компоненты поведения.
19. Гипоталамус. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций организма.

Раздел 9. Саморегуляция функционального состояния головного мозга
1. Понятие ретикулярной формации как системы нейронов в стволе мозга и промежуточном мозге.
2. Ретикулярная формация как неспецифическая активирующая система мозга.
3. Потоки импульсов с периферии от экстеро-, интеро- и проприорецепторов и поддержание постоянного тонического возбуждения структур ретикулярной формации.
4. Раздражение отдельных структур ретикулярной формации.
5. Ретикулоспинальная система и тонус мышц.
6. Крупные ретикулярные ядра головного мозга, их локализация и функции.

Контрольные вопросы.
1. Эволюция ЦНС.
2. Онтогенетическое развитие ЦНС и ее функций.
3. Структурно-функциональная организация нервной системы
4. Нейрон. Классификация. Электрические процессы в нейронах. Распространение возбуждения.
5. Нейроглия. Происхождение, морфологические особенности, функции различных видов глии.
6. Синапс. Морфофункциональные особенности, типы синаптических контактов, отличие ПД от синаптического потенциала.
7. Понятие нервного центра. Свойства нервных центров.
8. Спинной мозг. Морфофункциональная организация серого вещества и проводящих путей спинного мозга. Рефлекторная деятельность спинного мозга, спинальный шок и его механизмы.
9. Возбудительно-тормозные отношения спинальных центров в реципрокной иннервации флексоров и экстензоров.
10. Морфофункциональная характеристика продолговатого мозга, вегетативные и соматические рефлексы ядер черепномозговых нервов.
11. Физиология мозжечка, особенности нарушения двигательной функции при его повреждении.
12. Строение и эволюция таламуса. Интегративная функция таламуса
13. Гипоталамус: структура, особенность нейронных систем, гипоталамические центры регуляции вегетативных функций.
14. Стриопаллидарная система. Функции ядер и особенности нарушения двигательной функции при их повреждении.
15. Особенности анализа зрительных образов подкорковыми и корковыми зрительными центрами.
16. Особенности анализа вербальной и невербальной информации подкорковыми и корковыми центрами.
17. Морфофункциональная организация старой и древней коры. Участие архипалеокортекса в регуляции эмоций, вегетативных функций и эндокринной системы.
18. Цитоархитектоническая организация коры, локализация функций.
19. Общие принципы организации и уровни регуляции двигательных функций.
20. Физиология вегетативной нервной системы, функциональные особенности ее отделов.
21. Участие различных структур ЦНС в регуляции вегетативных функций.
22. Болевые и антиболевые системы мозга.
23. Саморегуляция функционального состояния головного мозга. Общая характеристика неспецифических систем головного мозга. Ретикулярная формация. Регуляция цикла "сон-бодрствование".
24. Компенсация нарушений функций в нервной системе, стратегия и тактика компенсаторных процессов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Организация двигательных систем мозга
2. Основные вегетативные центры ЦНС и их функции
3. Нейрофизиология сна
4. Нейрофизиология лимбической системы
5. Нейрофизиология стриопаллидарной системы
6. Нейрофизиология архипалеокортекса
7. Нейрофизиология зрения
8. Нейрофизиология слуха
9. Нейрофизиология соматосенсорной чувствительности
10. Нейрофизиология химической чувствительности
11. Гиппокамп и эпилепсия
12. Боль и "антиболевые системы мозга"
13. Межполушарная функциональная асимметрия
14. Компенсаторные возможности головного мозга.
15. Влияние алкоголя, транквилизаторов и наркотических веществ на ЦНС.
16. Стресс и гипоталамо-гипофизарная система организма
17. Нарушения высших корковых функций
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цицерошин М. Н. Становление интегративной функции мозга: монография СПб. : Наука, 2009 1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаева Е. И. Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учеб. для вузов М.: ПЕР СЭ, 2003 8
Л2.2 Николаева Е. И. Социальные, психологические и психофизиологические механизмы аддиктивного поведения: учеб. пособие Новосибирск: НГУ, 2002 1
Л2.3 Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2011 50
Л2.4 Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: избр. психол. тр. М. : МПСИ, 2004 1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 400с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v33911
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.
Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/
Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp
Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/
Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html
Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" [Электронный ресурс]:http://agroproblem.soil.msu.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Муляжи:
1. Головной мозг
Фронтальные и сагиттальные срезы головного мозга
Видео:
1. Общие свойства возбудимых тканей.
2. Нервная клетка. Биопотенциалы.
3. Свойства нервных центров
4. Подкорковые синдромы
5. Электрофизиология ЦНС
DVD:
Лекции
Раздаточные материалы:
1. Отделы спинного мозга.
2. Отделы головного мозга.

Оборудование:
1. Аудиометр
2. DVD проигрыватель
3. Метроном
6. Молоточки для определения сухожильных рефлексов
7. Секундомеры
8. Компьютер
9. Циркуль Вебера
11. Электростимулятор
12. Электроэнцефалограф

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа на лекции
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек . Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке к семинарским занятиям необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинара;
- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;
Подготовка к семинарам .Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме
Темы методические рекомендации по подготовке рефератов
По итогам тем 6-10 в рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем. Обсуждение рефератов проходит в рамках итогового экзамена.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 3 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.
Работа сдается преподавателю за месяц до проведения экзамена и может быть возвращена автору с замечаниями преподавателя на доработку. Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к экзамену.
Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения.