МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Рецензент(ы):
Фроловская М.Н., д-р пед. наук, профессор

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 30.06.2017 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 30.06.2017 г. № 9
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
- формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
- развитие профессонально-педагогического мышления;
- формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- предмет педагогики, понятийный аппарат педагогической науки, содержание педагогического процесса, формы и методы организации педагогического процесса.
- принципы и критерии отбора содержания образования, содержание педагогического процесса, современные формы и методы организации педагогического процесса, условия их успешного выбора, взаимосвязь педагогики и частных методик.
- пути использования педагогического знания в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.- актуализировать знания основ педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества;
- использовать знания основ педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.
- применять общепедагогические закономерности на материале частной дидактики (методики обучения биологии)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- актуализации знаний основ педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества;
- использования знаний основ педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.
- применения общепедагогических закономерностей на материале частной дидактики (методики обучения биологии)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Учитель и обновление школы Практические 3 2 ПК-7
1.2. Педагогическая деятельность Сам. работа 3 2 ПК-7
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 3 2 ПК-7
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 3 2 ПК-7
2.2. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 3 2 ПК-7
2.3. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 3 2 ПК-7
2.4. Методологические основы педагогики Сам. работа 3 2 ПК-7
2.5. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 3 2 ПК-7
2.6. Целостный педагогический процесс Лекции 3 2 ПК-7
2.7. Система образования и пути ее совершенствования в современных условиях Практические 3 2 ПК-7
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 3 2 ПК-7
3.2. Современные концепции воспитания Практические 3 2 ПК-7
3.3. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 3 2 ПК-7
3.4. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 3 2 ПК-7
3.5. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 3 1 ПК-7
3.6. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 3 1 ПК-7
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 3 2 ПК-7
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 3 2 ПК-7
4.3. Обновление содержания школьного образования Лекции 3 2 ПК-7
4.4. Общая характеристика методов обучения Лекции 3 2 ПК-7
4.5. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Практические 3 2 ПК-7
4.6. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 3 1 ПК-7
4.7. Формы организации обучения в школе Лекции 3 2 ПК-7
4.8. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 3 2 ПК-7
4.9. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
2. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
3. Опираясь на свой довузовский опыт, опишите характерные школьные ситуации, свидетельствующие о проявлении учителями гуманистического стиля педагогической деятельности или, наоборот, о сохранении в ней авторитарных тенденций. Когда допустим авторитарный стиль педагогической деятельности?
4. Вот как рисовал образ учителя известный чешский педагог Ян Амос Коменский:
«Учитель: Подойди, мальчик! Научись уму – разуму.
Мальчик: Что это значит – уму-разуму?
Учитель: Все, что необходимо правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать.
Мальчик: Кто меня этому научит?
Учитель: Я…
Мальчик: Каким образом?
Учитель Я поведу тебя повсюду, покажу тебе все, назову тебе все.
Мальчик: Вот Я! Веди меня…» (Редкин И.Г. Избр. Пед. соч. – М., 1958. – С. 67).
Мог бы, на ваш взгляд, такой диалог характеризовать образ учителя наших дней? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Раскройте сущность профессионального самообразования учителя. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми в вузе? Почему?
6. Педагогика – это искусство – утверждают одни: «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…, а только искусствами…
…искусство, конечно, может иметь свою теорию, но теория искусства – не наука; теория не излагает законов, существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности…» (К.Д. Ушинский).
Педагогика – это наука – настаивают другие: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П.П. Блонский).
Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» (С.И. Гессен).
Педагогика – это и наука, и искусство, и технология – считают третьи. «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А.Г. Ободовский).
«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В.П. Беспалько).
А ваша точка зрения? Дайте аргументированный ответ.
7. Поспорили два друга. Олег утверждал, что главную роль в жизни животных и человека играет наследственность: «Ведь от слона рождается слоненок, от льва – львенок, от собак – щенок, от человека – человек. Значит, и через тысячу лет на Земле будут те же животные, птицы, насекомые, какие водятся в настоящее время. Наследование – это главное». Антон возражал: «Но ведь у многих собак, например, отрубают часть хвоста, а щенки все-таки рождаются опять с длинными хвостами. Если какую-нибудь собаку хорошо дрессировать, и она научится делать разные фокусы на арене цирка, все равно ее дети ничего не получают по наследству от своей умной мамы! Ребенка самого умного человека все равно надо всему учить. Он ничего не получает по наследству».
Разрешите этот спор. Дайте объяснение роли наследственности в развитии животного и ребенка.
8. Принципы целостного педагогического процесса (а также принципы обучения и воспитания) формируются в учебнике как предписания, адресованные учителю. Памятуя о двустороннем характере педагогического процесса, не сочтете ли вы целесообразным – после соответствующей «переработки» – адресовать эти принципы и школьникам? Аргументируйте свой ответ.
9. Охарактеризуйте общность и специфику задач воспитания и обучения.
10. Что следует понимать под движущей силой процесса воспитания?
- Движущей силой процесса воспитания является такая сила, которая заставляет двигаться вперед к совершенству в поведении.
- Противоречия между приобретенными знаниями, опытом поведения и новыми потребностями, противоречия между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения являются движущей силой процесса воспитания.
- Под движущей силой процесса воспитания следует понимать нечто иное, как противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами их воплощения в жизнь.
- Движущая сила всегда возникает между неравнозначными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между наличными, устоявшимися правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
- Правильного ответа нет.
11. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания? Почему? Докажите.
12. Согласны ли вы со следующим утверждением и почему?
«Пока учитель не будет в курсе интересов и переживаний здоровья своих детей, он будет безжалостно перевирать всю педагогику трудовой школы» (Блонский П.П. Избр. пед. соч. – М., 1961. – С 619).
Приведите убедительные доводы в пользу этого утверждения.
13. Из предложенных формулировок выберите наиболее точно определяющую предмет дидактики:
- Дидактика – теория образования, в том числе и обучения.
- Дидактика – теория образования и обучения.
- Дидактика – теория и технология обучения.
- Правильного ответа нет.
14. Общепринято считать, что единство обучения и воспитания – закон педагогического процесса. Вместе с тем общеизвестно, что в деятельности многих учителей наблюдается разрыв между обучением и воспитанием школьников.
Не означают ли такого рода факты, что закона единства обучения и воспитания нет, что здесь желаемое выдается за действительное?
15. Согласны ли вы с утверждением «Тот метод работы учителя хорош, который становится методом работы ученика». Аргументируйте свою точку зрения.
16. Какие уроки в школе вам казались самыми короткими? Почему?
17. За последние годы возросло количество публикаций, в которых урок рассматривается не только как основная форма организации школьного обучения, но и как основная форма учебно-воспитательного процесса в целом. Однако, ряд педагогов, не соглашаясь с таким пониманием вопроса, считают ошибочным стремление «сместить центр тяжести воспитания на хрупкие плечи урока».
Определите свою позицию в этом споре. Как вы думаете, имеет ли дискуссия о месте урока в целостном педагогическом процессе сугубо теоретический характер, или она впрямую стыкуется с проблемами школьной практики?
18. В чем причина живучести урока? Целесообразно ли в будущем оставить урок в качестве основной формы обучения в школе?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Учитель, которого ждут ....
2. Если бы я был министром образования, я бы ...
3. Роль баьреров в педагогической дечтельности учителя.
4. Педагогический консилиум как метод научно-педагогического исследования.
5. Особенности обучения и воспитания обаренных детей.
6. Роль семьи в воспитании современных школьников.
7. Целеполпгание как способ сотрудничества учителя и учащихся в целостном педагогическом процессе.
8. Зниние и отношение: что важнее?
9. Восптательные аспекты урока.
10. Формирование гуманных отношений в детском коллективе.
11. Актуальные проблемы теории и практики современного школьного обучения.
12. Реализация принципов дидактики во внеклассной работе со школьниками.
13. Роль фактологических знаний в учебном познании школьников.
14. Единый государственный экзамен: "за" и "против".
15. Формы и методы обучения в оценке школьников.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации: стулья для обучающихся на 29 посадочных мест с откидными столиками, стол и стул для преподавателя, доска, видеопроектор Panasonik, стационарный экран, ноутбук HP550.
Помещение для самостоятельной работы: стулья, столы на 15 мест, персональные компьютеры Acer V173b – 11 ед. с выходом в Интернет и ЭИОС.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации магистрантами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.