МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анатомия человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Анатомия человека

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представление о принципах системной организации, дифференциации, интеграции органов и систем организма человека;
• ознакомить со строением тела человека с точки зрения его индивидуального и исторического развития;
• научить анализировать строение органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
• сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии человека
• понимать морфофункциональные связи в строении тела человека, единство организма, его структуры с внешней средой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности строения и топографии органов и их систем;
особенности строения и топографии органов и их систем с учетом половых и возрастных особенностей;
особенности строения и топографии органов и их систем с учетом выполняемых функций, половых и возрастных особенностей;
3.2.Уметь:
3.2.1.демонстрировать на анатомических препаратах, муляжах и планшетах строение органов и систем.
выделить и распо¬знать особенности строения органов и систем с точки зрения возрастных и половых особенностей;
объяснять особенности строения органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями об основных принципах строения органов, систем органов и организма человека в целом
представлением об основных принципах и взаимосвязях в строении органов, систем органов и организма человека в целом с учетом половых и возрастных особенностей;
представлением об основных принципах и взаимосвязях в функционировании всех органов и систем организма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека.
1.1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека. Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Сходство и отличие человека от других представителей п/т позвоночных. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему. Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат.Пассивная часть
2.1. Опорно-двигательный аппарат. Пассивная часть Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.2
2.2. Лабораторная работа 1. Особенности строения осевого скелета человека Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л2.5, Л1.2, Л2.1
2.3. Особенности опорно-двигательного человека обусловленные прямохож- дением. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Опорно двигательный аппарат . Активная часть
3.1. Опорно-двигательный аппарат активная часть Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1
3.2. Особенности опорно-двигательного человека обусловленные прямохож- дением. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме функциональная миология. Составление кроссворда по теме и ответов к нему Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 0 ОПК-4 Л1.1
Раздел 4. Внутренние органы человека
4.1. Внутренние органы человека Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.1
4.2. Лабораторная работа 3. Строение пищеварительной системы. Лабораторная работа 4. Строение дыхательной системы. Лабораторная работа 5. Строение мочеполовой системы Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л2.5, Л1.2, Л2.1
4.3. Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Эндокринная система
5.1. Эндокринная система Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1
5.2. Лабораторная работа 6. Особенности расположения и кровоснабжения желез внутренней секреции Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.3. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 6. Сердечно-сосудистая система
6.1. Сердечно-сосудистая система Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.2
6.2. Лабораторная работа 7. Строение сердца. Лабораторная работа 8. Аорта и ее главнейшие ветви Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.5, Л2.1
6.3. Онтогенез системы кровообращения. Особенности кровообращения плода Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 7. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты.
7.1. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты. Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.2
7.2. Особенности строения лимфатических сосудов. Строение тимуса, лимфатических узлов, селезенки. Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.4, Л1.2
7.3. Органы кроветворения Подготовка информационного сообщения Составление кроссворда по теме и ответов к нему Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.5, Л2.1
Раздел 8. Нервная система человека
8.1. Нервная система человека Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Лабораторная работа 11. Строение головного мозга Лабораторная работа 12. Строение спинного мозга Лабораторная работа 13. Строение вегетативной нервной системы Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л2.5, Л1.2, Л2.1
8.3. Лимбическая система Подготовка информационного сообщения Строение и функции коры больших полушарий Подготовка информационного сообщения Составление кроссворда по теме и ответов к нему Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 9. Органы чувств человека
9.1. Органы чувств человека Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.2
9.2. Вкусовой анализатор Подготовка информационного сообщения Составление кроссворда по теме и ответов к нему Соматосенсорный анализатор Подготовка информационного сообщения Составление кроссворда по теме и ответов к нему Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к коллоквиуму «Опорно-двигательный аппарат»
1. Каковы закономерности распределения мышц, чем они обусловлены?
2. Классификация мышц по форме, направлению волокон, функции, положению, развитию, по отношению к суставам.
3. Какие образования относят к вспомогательным аппаратам мышц, каково функциональное значение каждого их них?
4. Каковы особенности развития мускулатуры туловища, головы и конечностей?
5. Мышцы пояса верхней конечности, производящие движение вперед, назад, верх и вниз в плечевом суставе.
6. Мышцы, производящие движение в плечевом суставе: сгибание, разгибание, пронацию, супинацию.
7. Мышцы, производящие движение в локтевом суставе: сгибание, разгибание, пронация, супинация.
8. Мышцы, сгибающие и разгибающие кисть.
9. Мышцы образующие брюшной пресс. Какие места брюшной стенки слабо защищены (места образования грыж)?
10. Какие мышцы, разгибают позвоночник?
11. Какие мышцы сгибают позвоночник?
12. Какие мышцы скручивают позвоночник?
13. Какие мышцы осуществляют движение позвоночного столба в сторону?
14. Инспираторные мышцы основные и вспомогательные.
15. Инспираторные мышцы, косвенно расширяющие грудную клетку.
16. Экспираторные мышцы.
17. Мышцы нижней конечности, осуществляющие движения в тазобедренном суставе: сгибание, разгибание, отведение, приведение.
18. Мышцы нижней конечности, осуществляющие движения в тазобедренном суставе: пронация, супинация.
19. Мышцы нижней конечности, осуществляющие сгибание, разгибание голени.
20. Мышцы нижней конечности, осуществляющие пронацию и супинацию голени.
21. Мышцы нижней конечности, осуществляющие сгибание, разгибание стопы.
22. Мышцы подошвенной поверхности стопы.
23. Мышцы, осуществляющие движение нижней челюсти назад.
24. Какова связь между функцией кости и ее строением, отличительные особенности роста кости в продольном и поперечном направления.
25. Развитие кости. Характеристика видов окостенения.
26. Классификация костей (примеры).
27. К какой форме соединения костей относятся синартрозы, назовите виды синартрозов, приведите примеры, каковы их особенности?
28. Какие соединения костей называют синдесмозами. Виды синдесмозов. Примеры.
29. Какие соединения костей называют диартрозами, особенности строения, вспомогательный аппарат. Примеры.
30. Какие соединения называют синхондрозами и синостозами. Особенности строения. Примеры.
31. Характеристика двуосных суставов, их виды. Примеры.
32. Классификация одноосных суставов, их виды. Примеры.
33. Сравнительная характеристика комплексного и комбинированного сустава.
34. Позвоночник, общие свойства позвонков, позвоночник как целое.
35. Грудная клетка как целое, формы грудной клетки.
36. Особенности скелета человека, обусловленные прямохождением
37. Происхождение и развитие костей черепа.
38. Возрастные и половые особенности черепа.
39. Таз как целое. Возрастные и половые особенности таза.
40. Основные краниометрические точки. Размеры черепа.

Тест по теме "Опорно-двигательный аппарат"
Опорно-двигательный аппарат
Лабораторная работа 1. Череп. Позвоночный столб.
1. Укажите основные функции скелета человека.
А. Кроветворная.
Б. Опорная.
В. Защитная.
Г. Локомоторная.
2. Что является структурной единицей кости?
А. Оссеин.
Б. Остеон.
В. Красный костный мозг.
Г. Остеоцит.
3. На какие основные отделы делится скелет нижней конечности?
А. Femur.
Б. Pes.
В. Cingulum.
Г. Skeleton membri inferioris liberi.
4. Какие части выделяют в скелете кисти?
А. Metacarpus.
Б. Tarsus.
В. Carpus.
Г. Phalanges digitorum manus.
5. Какие кости верхней конечности имеют суставную окружность?
А. Humerus.
Б. Ulna.
В. Clavicula.
Г. Radius.
6. Какие кости образуют скелет предплечья?
А. Radius.
Б. Humerus.
В. Fibula.
Г. Ulna.
7. Укажите признаки старения скелета.
А. Остеопороз.
Б. Образование остеофитов.
В. «Пяточные шпоры».
Г. Ахондроплазия.
8. Когда закладываются первичные точки окостенения?
А. На 2-3-м месяце внутриутробного развития.
Б. На 7-8-м месяце внутриутробного развития.
В. К моменту рождения.
Г. В раннем детском возрасте.
9. Укажите кости, участвующие в формировании cranium cerebrale.
А. Os sphenoidale.
Б. Os occipitale.
В. Os frontale.
Г. Os parietale.
10. Какие кости черепа имеют воздухоносные пазухи?
А. Mandibula.
Б. Os sphenoidale.
В. Os frontale.
Г. Maxilla.
11. Какие кости участвуют в образовании костной перегородки носа?
А. Os nasale.
Б. Vomer.
В. Os lacrimale.
Г. Os ethmoidale.
12. Какие кости образуют костное небо?
А. Vomer.
Б. Os palatinum.
В. Os hyoideum.
Г. Maxilla.
13. Укажите признаки черепа новорожденного.
А. Роднички.
Б. Выраженные лобные и теменные бугры.
В. Слабая пневматизация костей черепа.
Г. Отсутствие сосцевидных отростков.
14. На какие группы делятся суставы по сложности строения?
А. Комбинированные.
Б. Мыщелковые.
В. Сложные.
Г. Комплексные.
15. На какие группы делятся суставы по форме суставных поверхностей?
А. Сложные.
Б. Шаровидные.
В. Комбинированные.
Г. Седловидные.
16. На какие группы делятся суставы по количеству осей движения?
А. Простые.
Б. Многоосные.
В. Сложные.
Г. Одноосные.
17. Как называются движения вокруг фронтальной оси?
А. Flexio et extensio.
Б. Adductio et abductio.
В. Rotatio.
Г. Circumductio.
18. Как называются движения вокруг сагиттальной оси?
А. Flexio et extensio.
Б. Adductio et abductio.
В. Rotatio.
Г. Circumductio.
19. Как называются движения вокруг вертикальной оси?
А. Flexio et extensio.
Б. Adductio et abductio.
В. Rotatio.
Г. Circumductio.
20. В каких отделах позвоночного столба имеет место физиологический лордоз?
А. В грудном отделе.
Б. В шейном отделе.
В. В поясничном отделе.
Г. В крестцовом отделе.
21. В каких отделах позвоночного столба имеет место физиологический кифоз?
А. В грудном отделе.
Б. В поясничном отделе.
В. В шейном отделе.
Г. В крестцовом отделе.
22. Укажите аномальные формы грудной клетки.
А. Воронкообразная.
Б. Плоская.
В. Колоколообразная.
Г. Килевидная.
23. Укажите кости, принимают участие в образовании коленного сустава.
А. Fibula.
Б. Tibia.
В. Patella.
Г. Femur.

Вопросы к зачету по анатомии
1. Кость как орган, развитие кости в онтогенезе его варианты. Классификация костей.
2. Соединения костей и их варианты: синартрозы, диартрозы. Классификация суставов и их характеристика.
3. Скелет туловища: позвоночный столб, его отделы; отличительные признаки позвонков относящихся к разным отделам позвоночного столба.
4. Грудная клетка. Грудные ребра. Соединение ребер.
5. Скелет головы. Кости черепа. Череп в целом.
6. Этапы эволюции черепа. Изменения черепа в антропогенезе.
7. Эмбриональное развитие черепа, его стадии. Череп новорожденного: особенности строения, сроки закрытия родничков.
8. Развитие и рост черепа после рождения. Половые различия черепа.
9. Соединения костей черепа – швы и синхондрозы, их возрастные изменения.
10. Скелет верхних конечностей: пояса верхней конечности и свободной верхней конечности.
11. Скелет нижней конечности: пояс нижней конечности, скелет свободной нижней конечности.
12. Общая миология. Развитие мышц в онтогенезе, общая характеристика мышц. Классификация мышц: по форме, по направлению волокон, по положению.
13. Основные понятия биомеханики мышц. Сила и скорость сокращения мышц, их связь с особенностями строения мышц. Отношение мышц к суставам. Мышцы – первичные двигатели, антагонисты и синергисты.
14. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные сумки, влагалища сухожилий, мышечные блоки, сесамовидные кости.
15. Системы внутренних органов, их функциональное значение. Типы органов. Строение полых и паренхиматозных органов.
16. Пищеварительная система: функциональное значение, отделы. Развитие пищеварительной системы.
17. Печень. Строение. Понятие о печеночной дольке, процесс желчеобразования, пути оттока желчи. Желчный пузырь.
18. Поджелудочная железа, строение, функции.
19. Брюшная полость. Полость брюшины и забрюшинное пространство. Положение органов по отношению к брюшине.
20. Дыхательная система: функциональное значение, отделы. Развитие органов дыхания в онтогенезе
21. Легкие: внешнее и внутреннее строение, разветвления бронхов, строение легочной дольки и ацинуса.
22. Мочеполовая система. Развитие в фило- и онтогенезе. Функция. Органы мочеполовой системы.
23. Строение почки, положение почек. Фиксационный аппарат почки. Строение и функции коркового и мозгового вещества почки. Нефрон, его отделы, функция.
24. Мочевой пузырь. Положение, строение, функция. Строение стенки мочевого пузыря. Отличие мужского и женского мочевыделительного канала.
25. Мужская половая система.
26. Женская половая система.
27. Железы внутренней секреции: роль в организме, развитие в онтогенезе морфо-функциональные особенности, классификация.
28. Бранхиогенная группа желез: щитовидная железа, паращитовидная железа.
29. Неврогенная группа: нейро-гипофиз, шишковидное тело. Строение, функции.
30. Группа адреналовой системы: мозговое вещество надпочечника, параганглии. Строение, функции.
31. Мезодермальные железы: яичко, яичник, корковое вещество надпочечников. Строение в связи с эндокринной функцией.
32. Энтодермальные железы: аденогипофиз, эндокринная часть поджелудочной железы.
33. Сердечно-сосудистая система: роль в организме, отделы. Развитие системы в фило- и онтогенезе.
34. Общие закономерности строения и расположения сосудов. Отличие лимфа и кровеносных сосудов.
35. Строение сердца. Камеры сердца. Строение стенок сердца. Перикард, его строение, функция. Кровоснабжение сердца.
36. Артерии и вены малого круга кровообращения.
37. Большой круг кровообращения. Аорта и ее крупные ветви.
38. Особенности кровоснабжения, головного мозга.
39. Особенности кровообращения плода.
40. Лимфатическая система. Ее компоненты, их строение, функции. Развитие в фило- и онтогенезе.
41. Центральные органы лимфоидной системы. Красный костный мозг: строение, распределение в костях в различные возрастные периоды.
42. Вилочковая железа: развитие, строение, возрастные изменения.
43. Периферические органы лимфоидной системы: лимфатические фолликулы слизистых оболочек, миндалины, лимфатические узлы.
44. Селезенка.
45. Нервная система: роль в организме, стадии эволюции. Отделы нервной системы человека, их общая характеристика.
46. Структурно-функциональные элементы нервной системы. Нейроны: строение, классификация по форме и функции. Понятие о синапсах.
47. Развитие нервной системы в онтогенезе.
48. Спинной мозг: внешнее строение, строение серого и белого вещества. Понятие о сегментарном и надсегментарном аппаратах спинного мозга. Дуги спинномозговых рефлексов.
49. Головной мозг, его отделы. Оболочки головного мозга. Желудочки мозга, их строение и функция.
50. Ромбовидный мозг внешнее и внутреннее строение, нервные ядра и пути.
51. Средний мозг внешнее и внутреннее строение, нервные ядра и пути.
52. Передний мозг: промежуточный мозг, его части, строение, ядра и нервные связи.
53. Строение коры полушарий большого мозга. Старая, древняя и новая кора. Цитоархитектоника коры: слои коры, корковые колонки, цитоархитектонические поля.
54. Базальные ядра: строение, нервные связи, функциональное значение.
55. Ретикулярная формация мозга: локализация, нервные связи, функциональное значение.
56. Лимбическая система мозга: корковые и подкорковые образования, нервные связи, функциональное значение.
57. Периферический отдел нервной системы.
58. Спинномозговые нервы. Состав, строение, функции.
59. Черепные нервы (общая характеристика). Их отличия от спинномозговых нервов, классификация.
60. Автономная (вегетативная) нервная система: функциональное значение, общая характеристика системы, деление на отделы. Отличие рефлекторной дуги вегетативной нервной системы от соматической.
61. Симпатическая часть вегетативной нервной системы ее центры и функции. Центральный и периферический отделы симпатической нервной системы.
62. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы, ее центры и функции. Центральный и периферический отделы парасимпатической нервной системы.
63. Проводящие пути нервной системы. Афферентные и эфферентные пути. Их характеристика.
64. Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системах.
65. Общая характеристика органов чувств. Классификация.
66. Строение кожи и ее функция.
67. Молочные железы.
68. Орган слуха. Отделы, строение, функция.
69. Орган гравитации и равновесия.
70. Орган зрения. Строение функция.
71. Орган вкуса.
72. Орган обоняния.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Дыхательная система: функциональное значение, отделы. Развитие органов дыхания в онтогенезе
Мочеполовая система. Развитие в фило- и онтогенезе. Функция. Органы мочеполовой системы.
Симпатическая часть вегетативной нервной системы ее центры и функции. Центральный и периферический отделы симпатической нервной системы.
Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы, ее центры и функции. Центральный и периферический отделы парасимпатической нервной системы.
Проводящие пути нервной системы. Афферентные и эфферентные пути. Их характеристика.
Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: учеб. для вузов М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2009
Л1.2 Сапин М.Р. Анатомия человека: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2008 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фениш, Хайнц Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры: атлас Минск : Высш. шк., 1998 1
Л2.2 А. Е. Хомутов, С. Н. Кульба Анатомия центральной нервной системы: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2006
Л2.3 А. Е. Хомутов, С. Н. Кульба Антропология: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2007
Л2.4 М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.5 Курепина, М.М. Анатомия человека: атлас: атлас М. : ВЛАДОС, 2005 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Atlas of Human Anatomy / Трифонов Е.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anatomyatlases.org/atlasofanatomy/index.shtml
Э2 2. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува, Е.П. Ильина и Л.В. Соколовой. - СПб: Питер, 2011. – 672 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.book.ru/view/907661/1.
Э3 3. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува. - СПб: Питер, 2011. – 256 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.book.ru/book/907662
Э4 4. Функциональная анатомия центральной нервной системы. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. . - СПб: Питер, 2011. – 256 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.book.ru/book/908566
6.3. Перечень программного обеспечения
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.
Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/
Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp
Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Таблицы:
1. Ткани
2. Опорно-двигательный аппарат
- Кости
- Мышцы
3. Пищеварительная система
4. Дыхательная система
5. Мочеполовой аппарат
6. Эндокринная система
7. Сердечно-сосудистая система
8. Лимфатическая система
9. Нервная система
- Спинной мозг
- Головной мозг
Барельефные наглядные пособия:
1. Мышцы торса человека
2. Мышцы головы и шеи
3. Мышцы нижних конечностей
4. Мышцы верхних конечностей
5. Почка. Макро- микростроение
6. Ворсинка кишечная с сосудистым руслом
7. Пищеварительный тракт
8. Сердечно-сосудистая система
9. Строение спинного мозга
10. Проводящие пути головного мозга
11. Доли, извилины, цитоархитектонические поля головного мозга
12. Ромбовидная ямка, проекции черепных нервов и желудочков головного мозга
13. Кожа (разрез)
Кости скелета:
1. Кости скелета (натуральные)
2. Кости скелета (пластик)
3. Скелет человека
4. Скелет верхней и нижней конечностей
5. Позвоночный столб
6. Распилы
Натуральные влажные препараты:
Сердце
Натуральные препараты:
Фронтальные и сагиттальные срезы мозга.
Муляжи:
1. Локтевой сустав и мышцы его окружающие
2. Кисть и стопа с прилегающими мышцами
3. Урогенитальная диафрагма
4. Торс. Разборная детализированная модель в натуральную величину.
5. Торс. Разборная детализированная модель в натуральную величину
6. Диафрагма взрослого человека в натуральную величину с экспликацией.
7. Органы дыхания и средостения
8. Гортань увеличенная в 2 и 3 раза
9. Легкие
10. Сердце
11. Почки
12. Таз мужской и женский. Сагиттальный разрез
13. Головной мозг
14. Ствол головного мозга

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа на лекции
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек . Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке к семинарским занятиям необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинара;
- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;
Подготовка к семинарам .Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме
Темы методические рекомендации по подготовке рефератов
По итогам тем 6-10 в рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем. Обсуждение рефератов проходит в рамках итогового экзамена.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 3 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.
Работа сдается преподавателю за месяц до проведения экзамена и может быть возвращена автору с замечаниями преподавателя на доработку. Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к экзамену.
Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения.