МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектоника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Позднякова Н. И.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Архитектоника

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОС ВПО по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)» утвержденный Министерством образования РФ "27" марта 2000 г

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: дать профессиональные знания и представления о законах и способах проектирования и создания формы объектов; сформировать у студентов объёмно – пространственное мышление.
Задачи:
-ознакомиться с основными теоретическими и практическими проблемами в области формообразования;
-освоить основные инструменты анализа и оценки того или иного практического задания, которое сформирует предметно – пространственную среду;
-сформировать представления об основных эстетических и художественных принципах построения формы объекта; выявить его связи со всем комплексом материальной составляющей культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-35 готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об архитектонических особенностях основных видов конструкций, материалов и технологических приёмов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
-сущность процессов, определяющих современное состояния формотворчества в различных областях архитектуры и дизайна;
-теоретические основы функционирования разнообразия форм в рамках дизайнерского проектирования;
-теоретические основы архитектурного и дизайнерского моделирования;
-основные функции визуальных коммуникаций в дизайне любой среды.
Уметь:
-излагать принципы и законы построения формы;
-различать существенные принципы и компоненты модели, распознавать их значение, выделять сходство и различия в многообразии примеров;
-анализировать сложившиеся ситуации в процессе формотворчества и уметь принимать адекватные решения;
-ясно и логично излагать изучаемый теоретический материал и осознанно применять свои знания в проектировании того или другого объекта;
-находить и отбирать информацию, необходимую для анализа существующих и создания аналогичных или творчески созданных новых форм.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками графического изображения пластики образного решения объектов с детальной проработкой стилеобразующих элементов формы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы архитектурно - дизайнерского проектирования
1.1. Произведения искусства как некая материальная конструкция. Материально - конструктивная сторона художественного произведения. Характеристика пространственных искусств. Структура художественного образа в пространственных искусствах Лекции 5 2 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.2. Виды и разносидности архитектонического творчества. Основные принципы архитектурно - дизайнерского проектирования средовых объектов. Основы формообразования в дизайне Лекции 5 2 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Работа с материалом "Создание среды жизнедеятельности - основное содержание формообразования" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.4. Комплекс принципов формообразования. Особенности композиционного формирования объектов дизайна Лекции 5 2 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.5. Работа с материалом "Язык формирования пространственной среды" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.6. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Пропорция и симметрия в зрительном восприятии искусства Лекции 5 2 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.7. Работа с материалом "Предметное наполнение интерьера пространства, их язык и информативность" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Структура художественного восприятия и закономерности процесса эстетического восприятия
2.1. Понятие равновесия как основного принципа визуального восприятия объекта. Очертание - существенная характерность объекта Лекции 5 2 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Использование сбалансированных и несбалансированных систем проектирования различных объектов Практические 5 2 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Составление конспекта "Равновесие психологическое и физическое" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Правила группирования как специфические взаимоотношения между частями Сам. работа 5 4 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Составление конспекта "Условия простоты и структурные особенности, определяемые целостность модели" Сам. работа 5 4 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Понятие формы и пространства Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Восприятие внутренне присущих объекту свойств и выбор способа изображение. Влияние искажений на восприятие объекта Практические 5 2 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Работа с лекционным материалом "Действие закона красоты на создание и восприятие формы объекта" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.6, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Композиция как одна из важнейших творческих основ дизайна
3.1. Понятие композиции. Общая концепция и общая методика композиционного построения. Законы визуального восприятия Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
3.2. Работа с лекционным материалом "Основные принципы визуального восприятия и способы их применения" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Основы проектирования открытых пространств
4.1. Композиционные средства формирования открытых пространств Лекции 5 2 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
4.2. Композиционные средства организации открытого пространства Сам. работа 5 4 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
4.3. Составление конспекта "Индивидуальность и информативность облика пространства" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
4.4. Предметно - пространственная среда общественных центров Сам. работа 5 4 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
4.5. Оборудование и элементы благоустройства открытых пространств Сам. работа 5 4 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4
4.6. Подготовка эссе "Особенности проектирования приусадебных участков" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.5, Л3.1, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Седова Л. И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании: учеб. пособие для вузов УралГАХА, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Храпач В. В. Ландшафтный дизайн: учеб. пособие для вузов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Иоханнес Иттен; [пер. с нем. Л. Монаховой] Искусство цвета: М. : Д. Аронов, , 2007
Л2.3 Кругляк В. В. , Перелыгина Е. Н. , Дарковская А. С. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры: учеб. пособие для вузов Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142412
Л2.4 Голубева, Ольга Леонидовна Основы композиции: учебник М. : Изобраз. искусство, , 2001
Л2.5 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.6 Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие : Благовещенск: БГК им. Б. де Куртене, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.masterproff.ru/mozaika/Solo-Mosaico
Э2 http://www.sdrussia.ru/
Э3 http://architektonika.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины