МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология сенсорных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология сенсорных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Овчаренко Н.Д.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Овчаренко Н.Д.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «физиология сенсорных систем» являются: сформировать у студентов представление о теоретических основах механизма восприятия, особенностях морфо-функциональной организации сенсорных систем на различных уровнях, методах исследования сенсорных систем, структурно-функциональной организации слуховой, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, зрительной и соматосенсорной систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-7 способностью применять теоретические знания о структурной и функциональной организации и механизмах гомеостатической регуляции организма человека в норме и патологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы диагностики психомоторики, темперамента, функциональных состояний, личностных особенностей высшей нервной деятельности и сенсорных систем в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов;
- характеристики воздействия физических факторов на организм.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить диагностику психомоторики, темперамента, функциональных состояний, личностных особенностей высшей нервной деятельности и сенсорных систем в норме и при психических отклонениях;
- прогнозировать изменения психомоторики, темперамента, функциональных состояний, личностных особенностей высшей нервной деятельности и сенсорных систем в норме и при психических отклонениях;
- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методическими навыками оценки сенсорных систем;
- методами и способами включения полученных результатов в междисциплинарную систему данных;
- навыками использования теоретических знаний по физиологии ВНД и сенсорных систем, определения типа ВНД, особенностей сенсорных систем для повышения возможностей к самоорганизации и самообразованию, адаптации в различных социальных группах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая сенсорная физиология
1.1. Предмет физиологии сенсорных систем. Объективная и субъективная сенсорная физиология. Сенсорные стимулы и объективная сенсорная физиология. Ощущение и восприятие как область субъективной сенсорной физиологии. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3
1.2. Физиология анализаторов Сам. работа 7 2 СПК-7 Л2.2, Л2.5, Л2.3
Раздел 2. Основные понятия и общие принципы организации сенсорных систем.
2.1. Общая объективная сенсорная физиология.Основные характеристики ощущений. Качественные типы ощущений. Модальности ощущений. Характеристика рецепторов, воспринимающих различные формы энергии. Основная функция рецепторов. Локализация рецепторов.Классификация рецепторов. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3
2.2. Механизм генерации рецепторного и активного потенциалов. Генерация ПД в афферентном нерве ЦНС. Кодирование стимула.Трансформация генераторных потенциалов в залпы потенциалов действия. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3
2.3. Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Лабораторные 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.3
2.4. Адаптация рецепторов Сам. работа 7 6 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Специфические и неспецифические сенсорные пути.
3.1. Медиальная и латеральная петля как специфичаеские афферентные пути. Роль неспецицифических путей в передаче сенсорной информации. Таламус как коллектор сенсорной информации. Таламо-кортикальные пути передачи сигналов. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Проводящие афферентные пути спинного мозга. Таламус. Классификайия ядер. Сам. работа 7 2 СПК-7 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Кора головного мозга как высший отдел сенсорных систем.
4.1. Аналитико-синтетическая деятельность коры мозга. Сенсорные (проекционные) зоны коры мозга. Особенности организации первичных, вторичных и третичных (ассоциативных) проекционных областей коры мозга. Теории формирования ощущений и целостного восприятия сенсорных сигналов. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3
4.2. Иллюзии восприятия Лабораторные 7 2 СПК-7 Л1.2
4.3. Идея голографической метафоры (К. Прибрам).Виртуально-голографическая конструкция сенсорных систем. Сам. работа 7 6 СПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.1
Раздел 5. Физиология зрительной системы
5.1. Фоторецепторные клетки. Фотохимические реакции в рецепторах. Фоторецепторные потенциалы. Электрические ответы биполярных, горизонтальных, амакриновых и ганглиозных клеток. Рецептивные поля ганглиозных клеток сетчатки. Лекции 7 2 СПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.2. Центральные отделы зрительной системы (верхние бугорки четверохолмия, латеральные коленчатые тела, зрительная кора), их функции. Особенности рецептивных полей нейронов разных уровней зрительной системы (Хьюбел, Визель). Нейрофизиологическая основа восприятия зрительных образов. Опознание зрительных образов. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.5, Л2.1
5.3. Световая чувствительность. Адаптация в зрительной системе. Цветовое зрение. Восприятие пространства. Роль движений глаза в зрительном восприятии. Различные проявления нарушений деятельности зрительной сенсорной системы. Лекции 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.4. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Определение остроты зрения (визометрия). Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). Исследование периферического зрения Ориентировочное определение гемианопсий. Определение центральных скотом и метаморфопсий. Адаптометрия. Аккомодометрия. Диагностика астигматизма Лабораторные 7 4 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.5. Строение глаза. Оптическая система глаза, формирование изображения на сетчатке. Строение сетчатки. Теории цветового зрения (Ломоносов, Юнг, Максвелл, Гельмгольц, Геринг) Сам. работа 7 6 СПК-7 Л1.1, Л2.5, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Физиология слуховой системы
6.1. Механические и электрические явления в улитке (Уивер, Брэй, Гершуни, Дэвис). Пороги слуховой чувствительности. Слуховая адаптация. Теории слуха (Резерфорд, Гельмгольц, Бекеши). Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
6.2. Строение путей и центров слуховой системы. Роль различных отделов слуховой системы в восприятии звуков. Анализ частоты и интенсивности звукового сигнала. Анализ направления действия звука (Рэлей, Альтман). Пространственный слух. Нарушения сенсорных процессов в слуховой системе. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.3. Определение нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности с помощью механических секундомеров. Определение способности правильно устанавливать направление звука по методике М.И. Вольфковича и Л.И. прессмана. Исследование пространственного слуха по методу Блинкова С.М. Определение абсолютных слуховых порогов и диапазона слышимости. Определение разностных порогов различения звука. Исследование безусловных слуховых рефлексов камертональными методами. Исследование фонематического слуха. Регистрация кожно-гальванических рефлексов на звуковое раздражение. Регистрация сосудистой реакции на звуковые раздражения. Слуховые рефлексы. Исследование костной и воздушной проводимости звука. Исследование функции слуховых труб. Лабораторные 7 4 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
6.4. Свойства звука как стимула. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение улитки. Сам. работа 7 2 СПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.4
Раздел 7. Физиология вестибулярной системы
7.1. Рецепторы вестибулярного аппарата. Функции полукружных каналов. Функции отолитовых рецепторов. Функции отолитов в невесомости. Вестибулярных нерв, вестибулярные ядра продолговатого мозга. Вестибуло-вегетативные рефлексы. Вестибуло-глазодвигательные реакции. Тонические реакции. Афферентные проекции вестибулярного аппарата в коре больших полушарий и других отделах головного мозга. Вестибулярная система и ориентировка в пространстве. Поражения вестибулярной сенсорной системы. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.2. Вестибулярные тесты. Исследование функции отолитового аппарата (отолитовая реакция по Воячеку). Исследование тонических реакций рук с помощью указательных проб. Исследование функций вестибулярного анализатора с помощью вращательных проб. Лабораторные 7 4 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
7.3. Строение вестибулярного аппарата. Сам. работа 7 2 СПК-7 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Физиология обонятельной системы
8.1. Структурная организация периферического отдела обонятельного анализатора Структура и функции обонятельной луковицы. Электрические реакции в обонятельной системе Пороги обонятельной чувствительности. Механизмы восприятия запахов. Структура и функция центрального отдела обонятельного анализатора. Обонятельная адаптация. Нарушения обоняния. Лекции 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
8.2. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия). Ольфактометрия. Компенсация запахов. Количественное исследование остроты обоняния и времени обонятельной адаптации. Исследование дыхательной функции носа по В.И. Воячеку Лабораторные 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
8.3. Теории обоняния. Классификация запахов. Сам. работа 7 4 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Физиология вкусовой системы
9.1. Морфологическая и гистохимическая характеристика вкусовых рецепторов. Строение центральных отделов вкусовой системы. Основные характеристики деятельности вкусового анализатора. Электрические явления в структурах вкусовой системы. Теории вкусовой чувствительности Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
9.2. Определение порогов вкусовой возбудимости. Вкусовая адаптация. Восприятие смешанного вкуса. Избирательное включение отдельных видов вкусовой возбудимости. Значение контраста для определения вкуса. Сосудистые безусловные и условные рефлексы на вкусовые раздражения. Лабораторные 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
9.3. Сам. работа 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 10. Физиология соматосенсорной системы
10.1. Виды кожной чувствительности и основные типы рецепторов. Теории кожной чувствительности. Механорецепторная чувствительность Температурная чувствительность Проприоцепция. Рецепторы скелетно-мышечного аппарата (мышечные веретена, сузожильные органы Гольджи). Роль проприорецепторов в ощущениях положения конечностей, произвольного движения, в оценке мышечного усилия. Спинальные механизмы позы и локомоции Лекции 7 2 СПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
10.2. Болевая (ноцицептивная) чувствительность. Качества боли. Болевые стимулы. Нейрофизиологическая основа боли. Центральные механизмы боли. Центральные механизмы контроля болевой чувствительности. Периферические и центральные нарушения ноцицепции. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3
10.3. Нахождение точек тепла и холода на различных участках кожи руки. Определение абсолютного порога кожных пространственных ощущений. Определение порога различения массы (метод К.Х. Кекчеева). Определение порога различения диаметра фигур при помощи осязания. Исследование адаптации кожного анализатора Лабораторные 7 4 СПК-7 Л1.2, Л2.2, Л2.3
10.4. Строение кожи, типы и расположение кожных рецепторов. Специфические (лемнисковые) и неспецифические (экстралемнисковые) проводящие пути. Сам. работа 7 3 СПК-7 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 11. Физиология висцеральной сенсорной системы
11.1. Периферический отдел висцеральной сенсорной системы. Роль интерорецепторов в организме. Проводниковый отдел висцеральной сенсорной системы. Висцеральные проекции в структурах ствола мозга и подкорковых образованиях. Участие мозжечка в осуществлении вегетативных функций. Центральный отдел висцеральной сенсорной системы. Роль различных структур мозга в анализе и синтезе информации из внутренней среды. Лекции 7 1 СПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.3
11.2. Интерорецепторы центральные и периферические Сам. работа 7 2 СПК-7 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы по теме «Физиология сенсорных систем»
1. Учение И. П. Павлова об анализаторах, их структура и значение. Отличие понятий «анализаторы» и «органы чувств».
2. Значение анализаторов для познания мира. Закон специфических энергий. Критика В. И. Лениным физиологического идеализма.
3. Рецепторный отдел анализаторов. Классификация ре¬цепторов. Первичные процессы в рецепторных элементах.
4. Общие свойства анализаторов. Функциональная мо¬бильность рецепторов.
5. Возбудимость анализаторов, способы ее оценки. Абсо¬лютный и разностный пороги раздражения и ощущения. За¬кон Вебера-Фехнера, его ограниченность.
6. Проводниковый отдел анализаторов. Функции специ¬фических и неспецифических афферентных путей. Взаимо¬действие анализаторов.
7. Корковый отдел анализаторов. Эфферентные влияния на функциональное состояние рецепторов. Понятие об ощу¬щении и восприятии.
8. Адаптация анализаторов, ее периферические и цент¬ральные механизмы.
9. Слуховой анализатор, его структура и функции. Зву¬коулавливающий и звукопроводящий аппараты, их функции.
10. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возбуждения волосковых клеток. Теории восприятия звуков разной высоты (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши).
11. Бинауральный слух, механизмы локализации звуков.
12. Зрительный анализатор, его роль, функции его отде¬лов Оптическая система; механизмы аккомодации.
13. Строение сетчатки, фотохимические процессы в ее рецепторах. Электроретинограмма
14. Функции биполярных и гапглиозных клеток сетчатки. Явления контраста и последовательных образов.
15. Механизм адаптации зрительного анализатора.
16. Теории цветового зрения (М. В. Ломоносов, Г. Гельм¬гольц, П. П. Лазарев). Современные представления о вос¬приятии цвета.
17. Пространственное, монокулярное, бинокулярное зрение.
18. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушарий в зрительном восприятии.
19. Вестибулярный анализатор. Рецепция положения и движения тела, вестибулярные реакции. Особенности функ¬ционирования вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости.
20. Двигательный анализатор. Его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. Механизмы возбуждения проприорецепторов, ре¬гуляция их функционального состояния.
21. Тактильный анализатор. Классификация тактильных рецепторов. Особенности их строения и функций. Теории тактильного восприятия.
22. Интероцептивный анализатор. Его роль в поддержа¬нии постоянства внутренней среды организма. Классифика¬ция интерорецепторов, особенности их функционирования.
23. Ноцицепция, ее значение. Современные представления о периферических и центральных механизмах боли.
24. Обонятельный анализатор. Особенности структуры и функции рецепторного отдела. Классификация запахов, ме¬ханизм их восприятия.
25. Вкусовой анализатор. Вкусовые рецепторы, особенности их строения. Механизм вкусового восприятия
Тесты
Вариант 1
I. Выберите 1 правильный вариант ответа:
1. Что происходит при недостатке витамина А со зрением?
А. зрение остается нормальным
Б. расстройство сумеречного зрения
В. человек видит только при слабом свете
Г. полная слепота на свет(ахромазия)
2. Куда передаются звуковые колебания, прежде чем вызвать колебания перилимфы в верхнем и нижнем каналах улитки?
А. на основную мембрану
Б. на мембрану овального окна
В. текторальную мембрану
Г. вестибулярную мембрану
3. Зрачок способствует четкости изображения на …
А. желтом пятне
Б. сетчатке
В. хрусталике
Г. зрительном нерве
4. Что находиться в пирамиде височной кости?
А. среднее ухо
Б. барабанная перепонка
В. внутреннее ухо
Г. евстахиева труба
5. К рецепторам ускорения и вибрации относят
А. тельца Пачини
Б. тельца Мейснера
В. тельца Руффини
Г. диски Меркеля
II. Выберите несколько правильных ответов:
6. Какие пигменты содержаться в колбочках?
А. йодопсин
Б. родопсин
В. хлоролаб
Г. эритролаб
7. Какие электрические явления возникают под влиянием звуковых раздражений?
A микрофонный потенциал улитки
Б суммационный потенциал
B потенциал эндолимфы
Г потенциал слухового нерва
Д мембранный потенциал слуховой рецепторной клетки
8. В оптическую систему глаза не входят:
А. сетчатка
Б. роговица
В. водянистая влага
Г. стекловидное тело
Д. склера
Е. хрусталик
9. К низшим механизмам управления позой относят:
А) безусловные рефлексы
Б) спинальные рефлексы
В) механизм формирования «схемы тела»
Г) шейные установочные рефлексы
Д) общение знаками, символами, понятиями
10. Какие вещества вызывают сужение зрачка?
А) ацетилхолин
Б) адреналин
В) эзерин
Г) серотонин
III. Верны ли утверждения:
11. На уровне рецепторов осуществляется первичное кодирование стимулов: переход из формы физической или химической энергии в форму нервных импульсов.-
12. Под влиянием световых лучей в фоторецепторах происходят фотохимические реакции, состоящие в изменении светочувствительности зрительных пигментов.
13. При нарушениях дыхания или подавлении тканевых окислительных процессов цианидами потенциал эндолимфы падает или даже исчезает.
14. Градуальным является потенциал действия и его амплитуда зависит от интенсивности стимула.
IV Установите соответствие:
15.
I этап,

II этап,

III этап,
IV этап,
VI этап а. - электротоническое распространение РП (рецепторного потенциала) к аксону сенсорного нейрона;
б. - специфическое взаимодействие раздражителя с мембраной рецептора на молекулярном уровне,
в. - генерация ПД (потенциала действия),
г. проведение ПД по нервному волокну,
д. возникновение РП в месте взаимодействия стимула с рецептором.

V Продолжите фразу
16.
При действии стимула на рецепторную клетку происходят….
Вопросы к экзамену (зачету)
1. Общая сенсорная физиология
2. Общая объективная сенсорная физиология
3. Общая субъективная сенсорная физиология
4. Ощущение как первопсихическое явление
5. Психологическое описание ощущения
6. Виртуально-голографическая парадигма психических процессов
7. Виртуально-голографическая конструкция сенсорных систем
8. Морфология и физиология базальных ганглиев
9. Интегративная сенсорная физиология
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Происхождение ощущений.
2. Виды и классификация ощущений.
3. Свойства ощущений
4. Отличие восприятие от ощущений.
5. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
6. Роль ощущений в жизни человека.
7. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
8. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008 20
Л1.2 под ред. Ю. И. Александрова Психофизиология: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011 1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Г. Старка Реконструкция изображений: монография М. : Мир, 1992 1
Л2.2 Лупандин В.И. Основы сенсорной физиологии: учебное пособие М.: Творческий Центр Сфера, 2006 31
Л2.3 Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов М. : Академия, 2000 5
Л2.4 Цицерошин М. Н. Становление интегративной функции мозга: монография СПб. : Наука, 2009 1
Л2.5 Веккер Л.М. Психические процессы: монография Л. : Изд-во ЛГУ, 1976 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Никашин А.И., Маякова Л.П. Возрастная физиология и психофизиология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/CDOCourses/11/15/2012open/639/339/book.htm
Э2 Сазонов В.Ф. Физиология нервной системы. Электронный учебник. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kineziolog.bodhy.ru/content/fiziologiya-nervnoi-sistemy
Э3 Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/447/2.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.
Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/
Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp
Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Набор гирь до 500 г.
Сантиметровая лента.
Аудиометр.
Таблицы Рабкина.
Таблица Сивцева, рассчитанная на показ с 5 м.
Таблицы Головина и Орловой, рассчитанные на показ с 2,5 м.
Тестовая фигура Греффе.
Звуковой генератор частот.
Ноутбук или компьютер.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа на лекции
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек . Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке к семинарским занятиям необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинара;
- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;
Подготовка к семинарам .Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме
Темы методические рекомендации по подготовке рефератов
По итогам тем 6-10 в рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем. Обсуждение рефератов проходит в рамках итогового экзамена.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 3 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.
Работа сдается преподавателю за месяц до проведения экзамена и может быть возвращена автору с замечаниями преподавателя на доработку. Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к экзамену.
Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения.