Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | формирование у студентов представления о физиологии внутренней среды организма. Задачи: научить студентов понимать физиологические механизмы функционирования и регуляции внутренней среды организма давать физиологическую характеристику состояния внутренней среды организма обосновывать физиологические принципы диагностических исследований и медицинских процедур, связанных с внутренней средой организма владеть навыками методов исследования внутренней среды организма |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
СПК-7 | способностью применять теоретические знания о структурной и функциональной организации и механизмах гомеостатической регуляции организма человека в норме и патологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности и механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма, механизмы нервной и гуморальной регуляции, генетических, молекулярных, биохимических процессов, определяющих динамику и взаимодействие физиологических функций; методы исследования закономерностей функционирования основных систем организма (нервной, иммунной, сенсорной, двигательной, крови, кровообращения, лимфообращения, дыхания, выделения, пищеварения, размножения, внутренней секреции и др.); принципы реализации механизмов, обеспечивающих взаимодействие органов и систем организма и организма как целого с внешней средой; принципы регуляции функций и систем регуляции гомеостаза; основы механизмов регуляции физиологических функций на разных уровнях структурной организации; закономерности адаптации организма к естественным и экстремальным факторам среды; физиологические основы целенаправленного поведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять механизмы функционирования клеток, тканей, органов, принципов их системной организации, динамику физиологических процессов на всех стадиях развития организма и его способность поддерживать гомеостаз; проектировать и осуществлять физиологический эксперимент, статистически обрабатывать и анализировать полученные результаты; определять причины физиологических сдвигов основных параметров деятельности организма при различных воздействиях факторов внешней среды или прогнозировать их величину и характер. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью к разработке новых методов исследования функций животных и человека их молекулярной и интегративной организации; методами обработки и анализа биологического материала (биохимическими, генетическими, молекулярно-биологическими, гистологическими, статистическими); основами экспериментальных методов исследования функционального состояния организма человека; навыками подготовки и использования презентационного материала. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Внутренняя среда организма | ||||||
1.1. | Представление о внутренней среде организма. Эволюция внутренней среды. Гомеостаз. Состав и функции внутренней среды. Взаимосвязь компонентов внутренней среды. | Лекции | 6 | 2 | СПК-7 | Л1.2 |
1.2. | Кровь и лимфа, их роль в обеспечения процессов жизнедеятельности в организме. Основные функции крови. | Сам. работа | 6 | 4 | СПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Состав и физико-химические свойства крови | ||||||
2.1. | Плазма и сыворотка крови. Электролитный состав плазмы. Осмотическое давление. Механизмы регуляции. Белки плазмы. Свойства и функции альбуминов, глобулинов, фибриногена. Удельный вес крови, коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление. Форменные элементы крови и их функции. Понятие об эритроне. Форма, размеры и ультраструктура эритроцитов. Метаболизм железа и физико-химические свойства эритроцитов. Сравнительная гематология. | Лекции | 6 | 2 | СПК-7 | Л1.2 |
2.2. | Правила забора крови для проведения физиологического анализа. Основные физиологические показатели системы кровь. Определение вязкости крови. Определение количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы крови. | Лабораторные | 6 | 6 | СПК-7 | Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Питательные вещества, витамины, микроэлементы, транспортируемые плазмой, промежуточные продукты обмена, гормоны, ферменты и вещества, подлежащие выведению.Общие свойства и функции разных групп лейкоцитов: базофильных и эозинофильных гранулоцитов, моноцитов, лимфоцитов. Лейкоцитарня формула. Физиологический лейкоцитоз. Тромбоциты. Функции тромбоцитов, их роль в защите против чужеродных веществ и микроорганизмов. Общий анализ крови. Возрастные, половые раз¬личия и патологические изменения крови. Влияние белкового голодания и экстремальных условий на состав и свойства крови. | Сам. работа | 6 | 4 | СПК-7 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Газотранспортная функция крови | ||||||
3.1. | Формы транспорта газов кровью. Транспорт О2 кровью. Физическая растворимость, закон Генри-Дальтона. Гемоглобин, его природа и свойства. Структура гема. Типы гемоглобина. Сравнительная характеристика гемоглобинов. Содержание гемоглобина в эритроците. Кислородная емкость крови. Насыщение гемоглобина кислородом и факторы, определяющие насыщение его. Кривая диссоциации оксигемоглобина и ее анализ. Влияние температуры, напряжения углекислого газа и патологических факторов на кривую диссоциации оксигемоглобина. Биологический смысл формы кривой диссоциации оксигемоглобига. Неактивные и формы гемоглобина и их патофизиологическое значение. | Лекции | 6 | 2 | СПК-7 | Л1.2 |
3.2. | Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по Панченкову. Определение количества эритроцитов. Определение осмотической резистентности эритроцитов. Определение количества гемоглобина в крови Вычисление цветового показателя Изучение различных видов гемолиза Определение групп крови | Лабораторные | 6 | 6 | СПК-7 | Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Транспорт СО2 кровью. Химическое связывание СО2, карбоангидраза, сатурационные кривые, эффект Бора и эффект Холдейна. Потребление организмом кислорода в покое и при физической нагрузке. Дыхательная функция крови в экстремальных условиях среды. | Сам. работа | 6 | 4 | СПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Кислотно-щелочное равновесие | ||||||
4.1. | Постоянство рН крови. Общие представления о буферных системах. Эффективность буферной системы: буферные кривые, буферный эффект (уравнение Гендерсона-Гассельбальха) и буферная емкость. | Лекции | 6 | 2 | СПК-7 | Л1.2 |
4.2. | Определение Рн крови. | Лабораторные | 6 | 6 | СПК-7 | Л1.1, Л3.1 |
4.3. | Буферные системы крови: фосфатный, бикарбонатный и белковый буфер. Механизм регуляции рН. Компенсация первичных нарушений кислотно-щелочного равновесия. | Сам. работа | 6 | 7 | СПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Гемостаз | ||||||
5.1. | Свертывающая и противосвертыващая системы крови и их значение. Проблема гемостаза. Первичный гемостаз (сосудисто-тромбоцитарный). Адгезия, обратимая и необратимая агрегация тромбоцитов. Участие фактора Виллебранда, эндопероксидов, тромбоксана А2 и тромбоцитарного фактора 3 в первичном гемостазе. Вторичный гемостаз (коагуляционный). Факторы свертывания крови. Внешняя и внутренняя системы свертывания. Фибринолиз его значение и активация. Противосвертывающие и фибринолитические факторы. Гепарин. Плазмин (фибринолизин) и его физиологическое значение. Витамин К и его роль в обеспечении биосинтеза тромбогенных белков. | Лекции | 6 | 4 | СПК-7 | Л1.2 |
5.2. | Определение времени кровотечения по Дьюке и скорости свертывания крови по Альтгаузену. Определение количества тромбоцитов крови. | Лабораторные | 6 | 6 | СПК-7 | Л1.1, Л3.1 |
5.3. | Нейро-гуморальная регуляция гемостаза. Патофизиологические последствия нарушения функций свертывающей и противосвертывающей систем крови. Заживление ран. Особенности гемостаза в разных условиях. | Сам. работа | 6 | 8 | СПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Иммунологическая защита | ||||||
6.1. | Защитная функция крови и понятие о клеточном и гумо¬ральном иммунитете. Специфические защитные механизмы. Система Т- и В-лимфоцитов. Антигены и антитела, реакция антиген-антитело. Неспецифические защитные механизмы. Комплемент. Этапы иммунного ответа. Иммунитет и аллергические реакции. Понятие об иммунологической толероантности. | Лекции | 6 | 2 | СПК-7 | Л1.2 |
6.2. | Иммунизация. Группы крови. Резус-фактор. Агглютинация эритроцитов. Понятие о "совместимости" и "несовместимости" крови. Методы и практическое значение переливания крови. Диссеменированное внутрисосудистое свертывание крови. | Сам. работа | 6 | 4 | СПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Гемопоэз | ||||||
7.1. | Эволюция органов кроветворения. Физиология кроветворения. Эритропоэз. Генезис эритроцитов. Регуляция эритропоэза. Эритропоэтины, их природа и значение в обеспечении кроветворения. Роль почек в эритропоэзе и образовании эритропоэтина, внеклеточные источники эритропоэтина. Роль железа и витаминов (B12 и В9) в обеспечении кроветворения. "Внутренний фактор" Кастла и образование эритрона. Селезенка. Старение и разрушение эритроцитов, утилизация гемоглобина. Нарушение кроветворения, анемии и их этиология. | Лекции | 6 | 6 | СПК-7 | Л1.2 |
7.2. | Лейкопоэз. Генезис лейкоцитов. Ингибирование и активация лейкопоэза. Специфические лейкопоэтины. Роль интерлейкинов в регуляции лейкопоэза. Тромбоцитопоэз. Генезис тромбоцитов. Регуляция тромбоцитопоэза: промбоцитопоэтины кратковременного и длительного действия. Нейро-гуморальная регуляция тромбоцитопоэза. Костный мозг и его пересадка. Стволовые клетки. | Сам. работа | 6 | 6 | СПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Жидкие среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость, внутриклеточная жидкость, ликвор и др.), их объемное распределение в организме. 2. Понятие о крови, ее свойствах и функциях. Состав крови. Гематокрит. Основные физиологические константы крови (жесткие и пластические) и механизмы их поддержания. 3. Плазма и её состав. Электролитный состав плазмы крови. Функциональная система, обеспечивающая постоянство осмотического давления крови. 4. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение. Онкотическое давление плазмы крови и его роль. 5. Кислотно-основное состояние крови. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кислотно-щелочного равновесия. 6. Эритроциты, их функции, особенности строения и свойств. 7. Гемоглобин и его виды функции, особенности строения и свойства. 8. Лейкоциты, их виды, количество, особенности свойств и функции. Лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении. 9. Физиологические основы иммунитета. Т- и В-лимфоциты. 10. Тромбоциты, их строение, количество, функции. 11. Основные показатели общего анализа крови. Физиологическая оценка результатов исследования. Диагностическое значение общего анализа крови. 12. Понятие об эритроне и лейконе. Гуморальная и нервная регуляция эритро- и лейкопоэза. 13. Понятие о системе гемостаза. Первичный (сосудисто-тромбоцитарный) и вторичный (коагуляционный) гемостаз и их значение. Фазы свертывания крови. Антикоагулянты 14. Системы крови ABO, Rh. 15. Транспорт кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина, ее характеристика. Кислородная емкость крови. 16. Транспорт углекислоты кровью. Значение карбоангидразы. 17. Буферные системы и буферная емкость крови. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Анемии различной этиологии. 2. Гипопластичеаские состояния кроветворения 3. Лейкозы различной этиологии 4. Ретикулезы 5. Геморрагические диатезы 6. Внутрисосудистые тромбозы и предтромботические состояния 7. Спленопатии 8. Метгемоглобинемии 9. Изоантигенный полиморфизм крови 10. Антигенный полиморфизм групп крови и предрасположенность к заболеваниям 11. Значение антигенного полиморфизма крови для генетики. 12. Изменения системы крови при физических нагрузках. 13. Изменения системы крови в экстремальных условиях 14. Диссеменированное внутрисосудистое свертывание крови |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коротько, Г. Ф. | Физиология органов системы пищеварения: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.2 | Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов | Физиология: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | 2 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гайворонский И.В. | Анатомия и физиология человека: учебник | М. : Академия, 2014 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Агаджанян Н.А., Барбараш Н.А., Белов А.Ф., Берг М.Д., Смирнов В.М. | Нормальная физиология: учеб. для мед. вузов | М.: Академия, 2012 | 5 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | В.Д. Киселев, И.Н. Томилова, Н.В. Плешкова | Лабораторный практикум по физиологии человека: учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | 51 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Физиология. Лабораторный практикум / Под ред. И.И. Шошина, Ф.А. Гершкорон, А.А. Савченко. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 133с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft/_umkd/294/u_lab.pdf | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. --- 1. Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp 2. Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/ 3. Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp 4. Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/ |
Приборы и оборудование: Аппараты Панченкова Весы аналитические Воронки Гемометры Сали Глазные палочки Держатели для пробирок Камертоны Камеры Горяева Колбы мерные (на 50 и 100 мл) Колбы термостойкие (на 250 и 500 мл) Лабораторные стекла Лупы Меланжеры для лейкоцитов Меланжеры для эритроцитов Мерные пипетки (на 0,2, 1, 5 и 10 мл) Мерные цилиндры (на 150-500 мл) Микроскопы Пипетки медицинские Планшет для определения групп крови Предметные стекла Пробирки биологические 14х120 мм |
Цель дисциплины- формирование у студентов представления о физиологии внутренней среды организма. Задачи- сформировать : понятия физиологических механизмов функционирования и регуляции внутренней среды организма, дать физиологическую характеристику состояния внутренней среды организма, обосновывать физиологические принципы диагностических исследований и медицинских процедур, связанных с внутренней средой организма, овладеть навыками методов исследования внутренней среды организма. В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля компетенции ПК-3-5. При изучении первого раздела, студентам необходимо усвоить базовые представления о крови, ее функциях, составе, количестве и физико-химических свойствах. Второй раздел посвящен - защитной функции крови. Здесь необходимо освоить молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, роли гемостаза в поддержании целостности организма, кроветворении и его регуляции, лимфе, ее составе, функциях, образовании. |