МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Бобина И.В.

Рецензент(ы):
никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Клиническая биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами знаний и навыков практической работы в области клинической биохимии.
Задачи дисциплины:Расширить представление о биохимических аспектах нормального течения процессов обмена веществ в организме человека.
Дать основные сведения об изменениях и нарушениях, возникающих при заболеваниях, в биохимическом составе тканей, органов, систем и регуляторно-функциональных механизмах организма человека.
Дать характеристику нормального биохимического статуса человека, срав-нивая с нормой возможные патохимические нарушения.
Изучить и освоить методы лабораторной диагностики, применяемые в кли-нической и биохимической практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-3 способностью применять базовые теоретические знания в области биохимии микроорганизмов, растений, животных и человека в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие понятия о биохимических процессах в человеческом организме;
- понимать роль биохимических анализов в диагностике критических состояний и мониторинге критических состояний.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Составить программу лабораторной диагностики и дифференциальной диагностики;
- Анализировать состояние организма человека в целом, используя знания о биохимических процессах, лежащих в основе их деятельности;
- Прогнозировать возможности развития патологии, используя знания о биохимических механизмах их развития; интерпретировать результаты биохимических анализов биологических жидкостей, в частности крови, слюны.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Навыками работы с лабораторным оборудованием, реактивами;
- приготовления реактивов; центрифугирования; хранения опасных веществ; утилизации отходов;
- теоретическими навыками, объясняющими молекулярные механизмы развития некоторых патологических процессов;
- Понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов, навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей организма животных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в клиническую биохимию
1.1. Введение в клинческую биохимию. Спектр клинико-биохимическх исследований. Подготовка обследуемых лиц и правила забора биохимического материала.Оценка результатов обследования. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2
1.2. История развития клиничкой биохимии , как науки. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Кислотно-щелочное равновесия
2.1. Кислотно-щелочное равновесие. РН-крови. Клиническое значение определения параметров.Метаболический ацидоз и алкалоз Лекции 8 2 Л1.2
2.2. Методы определния кислотно-щелочного равновеия. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Белки и субстраты
3.1. Клиническая биохимия обмена белков. Классиикация и метаболизм белков плазмы крови. Общий белок. Альбумины и глобулины.Биохимические синдромы гипо-, гипер- и дислипопротеинемии, и их клиническое значение. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.2
3.2. Определения общего белка (по Лоури)в плазме. Экспресс -метод определения содержания белка в моче Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Переваривание и всасывание пищевых белков. Аллергия алиментарного происхождения. Транспорт аминокислот в тканях. Образование белков плазмы. Распад белков в тканях организма. Истощение белков в тканях и его последствия. Нарушение белкового обмена:Альбуминурия. Гемоглобинурия. Аминоацидурия. Соединительная ткань: ее химический состав и нарушения. Гиалуронидазы. Коллагенозы. Гиперпротеинемии. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л1.2, Л2.5
Раздел 4. Липиды
4.1. Липиды и липопротеины.Общая характеристика липопротеидов. Липидный профиль.Классификация гиперлипопротеинемий (ВОЗ). Клиническое значение нарушений липидного обмена. Лекции 8 2 Л1.2
4.2. Клинико-биохимическая оценка показателей липдного обмена. Липидный профиль. Лабораторные 8 6 Л1.1, Л2.4
4.3. Методы определения показателей липидного обмена Сам. работа 8 8 Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Углеводный обмен
5.1. Обмен углеводов и его биологическое значение. Гликемия.Биохимия обмена глюкозы (сахаров). Биохимические синдромы гипер - и гипоглкемии, их клиническое значение. Первичные и втоичные нарушения углеводного обмена.Сахарный диабет, клинико-биохимические аспекты заболевания. Лекции 8 2 Л1.2
5.2. Определение сахара крови. Тест толерантности к глюкозе. Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.4
5.3. Функция печени в обеспечении процессов всасывания сахаров и преобразовании. Оценка функции печени в отношении углеводного обмена. Экскреция глюкозы в мочу и функция почек. Гормональная регуляция уровня гликемии. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Электролитный и водный обмен
6.1. Биохимия электролитного и водного обмена. Биохимические критерии нормальный баланса воды и электролитов. Основные биохимические синромы нарушений водного и электролитного баланса и их клиническое значение. Лекции 8 2 Л1.2
6.2. Определение электролитов (К и Na) крови Лабораторные 8 2 Л1.1, Л2.5
6.3. Обмен калия и его нарушения. Гиперкалиемия, гипокалиемия и их клинические последствия. Обмен натрия. Обмен хлора и его нарушения. Концентрация калия и фосфора в сыворотке. Выделение кальция и фосфора. Основные факторы, влияющие на распределение кальция и фосфора. Патологические нарушения концентрации кальция и фосфора в плазме крови человека. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Ферменты
7.1. Клиническая биохимия ферментов. Аланин - и аспартат- аминотрансфераза. Клиническое значение определения АСТ и АЛТ. Методы определния. Амилаза. клиническое значение фермета. Методы определения. У-Глютамилтрансфераза. Метод определения и клиническое значение. ЛДГ, Креатинкиназа. клиническое значение определения активности зоферментов. Лекции 8 1 Л1.2, Л2.5
7.2. Определение активности АЛТ и АСТ Лабораторные 8 2 Л1.1, Л2.5
7.3. Лактатдегидрогеназа. Клиническое значение определния активнсоти ЛДГ. Методы определения.Щелочная и кислая фосфатаза. Определение активности. Клиническое значение. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Клиническая биохимия эндокринной системы
8.1. Центральная нервная система и железы внутренней секреции. Биохимия гонадотропных гормонов гипофиза. Лактогенный гормон. Тиреотропный гормон. Адренокортикотропный гормон. Гормон паращитовидных желез. Инсулин. Тиреоидные гормоны. Гормоны мозгового слоя надпочечников. Гормоны коры надпочечников. Половые гормоны. Лекции 8 2 Л1.2
8.2. Определение уровня ТТГ Лабораторные 8 2 Л1.1, Л2.5
8.3. Гормоны и обмен веществ при беременности. Усиление функции яичников. Обмен прогестерона. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Пигментый обмен
9.1. Печень, ее значение в процессах обмена веществ и нарушение метаболических функций. Обмен желчных пигментов. Холестерин. Желтуха и её виды. Желчные пигменты в моче и кале.Клиническое значение показателей пигментного обмена. Лекции 8 1 Л1.2
9.2. Эскпресс-метод определения ацетона и сахара в моче. Лабораторные 8 2 Л1.1, Л2.5
9.3. Методы биохимической диагностики заболеваний гепато-биллиарной системы Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Метаболические нарушения, вызванные инфекционными и вирусными заболеваниями
10.1. Ответная реакция организма человека на внедрение микроорганизмов. Биохимические и морфологические маркеры инфекции. Реакция осе-дания эритроцитов.Биохимические маркеры воспаления. Ревматизм.Туберкулез. Аллергические состояния. Лекции 8 2 Л1.2
10.2. Методы определения активнсти АСТ, АТЛ, ШФ, ГГТ. Лабораторные 8 2 Л1.1, Л2.5
10.3. Терапевтическое использование антител и активная иммунизация. Бактериальные токсины. Вирусы, их биохимическая природа, питание и размножение. Животные паразиты. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 11. Гемостаз
11.1. Гемостаз. Биохимия тромбоцитов. Роль тромбоцитов в свертывании крови. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Компонеты и факторы системы свертывания крови. Белки - регуляторы активности протеаз факторов свертывания крови. Фибриноген. Дисфиброгенемия. Клиническое значение опрееления конценорации фибриногена.Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром.Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Кислотно-щелочное равновесие крови и его клиническое значение.
2. Классификация и метаболизм белков плазмы крови.
3. Альбумины и глобулины крови, их клиническое значение.
4. Общая характеристика липопротеидов. Липидный спектр и липидный профиль. Классификация гипер- липопротеинемий (ВОЗ).
5. Клиническое значение нарушений липидного обмена. Клинико-биохимическая оценка показателей липидного обмена. Липидный профиль. Методы определения показателей липидного обмена.
6. Обмен углеводов и его биологическое значение. Биохимия обмена глюкозы (сахаров).
7. Биохимические синдромы гипер - и гипоглкемии, их клиническое значение.
8. Первичные и вторичные нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет, клинико-биохимические аспекты заболевания.
9. Определение сахара крови. Тест толерантности к глюкозе.
10. Функция печени в обеспечении процессов всасывания сахаров и преобразовании. Оценка функции печени в отношении углеводного обмена.
11. Экскреция глюкозы в мочу и функция почек. Гормональная регуляция уровня гликемии в норме и патологии.
12. Биохимические критерии нормального баланса воды и электролитов.
13. Основные биохимические синдромы нарушений водного и электролитного баланса и их клиническое значение.
14. Обмен калия и его нарушения. Гиперкалиемия, гипокалиемия и их клинические последствия.
15. Аланин - и аспартат- аминотрансфераза. Клиническое значение определения АСТ и АЛТ.
16. Амилаза, клиническое значение фермета.
17. У-Глютамилтрансфераза, клиническое значение фермента.
18. ЛДГ и Креатинкиназа. Клиническое значение определения активности ферментов.
19. Щелочная и кислая фосфатаза. Определение активности. Клиническое значение.
20. Обмен желчных пигментов. Холестерин и его фракции. Обмен холестерина. Гепатиты.
21. Биохимические маркеры гепатитов. Клиническое значение показателей пигментного обмена.
22. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром.

Вопросы и ситуационные задачи по клинической биохимии
1. Уровень гамма-глутамилтранспептидазы в сыворотке крови пациента оказался повышенным. Ваш комментарий.
2. В сыворотке крови женщины 75 лет уровень триглицеридов 2,5 ммоль/л, глюкозы 8,5 ммоль/л, ХС-ЛПВП 1,5 ммоль/л. Ваш комментарий.
3. При исследовании крови пациента было обнаружено повышенное содержание креатинфосфокиназы (КФК-МВ). Ваш комментарий.
4. При определении содержания общего билирубина в крови у пациента его уровень оказался равным 45 мкмоль/л. Ваш комментарий.
5. При определении содержания мочевой кислоты в плазме крови ее количество оказалось равным 1,8 ммоль/л ( норма до 0,42 ммоль/л). Ваш комментарий.
6. В моче у пациента (натощак) в процессе лабораторного анализа обнаружено большое количество белка. Ваш комментарий.
7. В сыворотке обнаружено повышенное содержание глюкозы (8 ммоль/л) и гликированного гемоглобина (8,5 %). Ваш комментарий.
8. В сыворотке крови больного 67лет было обнаружено резкое увеличение активности кислой фосфатазы и простатичского антигена. Ваш комментарий.
9. В сыворотке пациента обнаружено двукратное увеличение молочной кислоты и ПВК. Ваш комментарий.
10. В моче новорожденного ребенка было обнаружено большое количество фенилпировиноградной кислоты. Ваш комментарий.
11. В сыворотке больного ребенка, взятой натощак, были обнаружено увеличение α-кетоизокапроата, и α-кето- ß –метилвалериат и α-кетоизовалериата. Ваш комментарий.
12. В сыворотке больного, взятой натощак, резко повышено содержание мочевины и креатинина. Ваш комментарий.
13. В результате анализа сыворотки крови, взятой натощак, было обнаружено высокое содержание кетоновых тел. Ваш комментарий.
14. При определении содержания уробилиногена в моче обнаружить его не удалось. Ваш комментарий.
15. В суточной моче у пациента было обнаружено 10-кратное превышение содержания уропорфирина 1 и копропорфирина 1. Ваш комментарий.
16. У пациента в моче было обнаружено 10-кратное увеличение содержания гомогентизиновой кислоты. Ваш комментарий.
17. Количество прямого билирубина в крови у больного мужчины 30 лет оказалось равным 50 мкМ. Возможные причины этого явления.
18. В крови пациента было обнаружено высокое содержание лактатдегидрогеназы (ЛДГ1) и тропонина Т. Ваш комментарий.
19. В плазме крови пациента в результате лабораторного анализа было обнаружено, что концентрация общего холестерина составляет 12 мМ. Ваше заключение.
20. При энзимологическом исследовании плазмы крови пациента было обнаружено, что активность амилазы увеличена в 5 раз. Ваш комментарий.
21. Содержание мочевой кислоты в плазме крови пациента оказалось равным 0,95 мМ. Ваш комментарий.
22. Содержание глюкозы в плазме крови пациента, взятой натощак, оказалось равным 15 мМ. Каковы возможные причины этого явления?
23. При определении активности кислой фосфатазы в сыворотке крови, взятой у пациента, активность ее оказалась в 3 раза выше нормы. Ваши коментарии.
24. Молоко: химический состав, питательная ценность. Особенности состава женского молока, сравнение его с коровьим. Молозиво. Бифидус- фактор.
25. О чем свидетельствует отсутствие уробилиногена в моче?
26. В крови новорожденного уровень билирубина составляет 300 мкмоль/л. Каковы возможные причины, предварительный диагноз?
27. Содержание лактата в крови больного 55 лет достигает 8 ммоль/л( норма до 2,1 ммоль/л). Каковы возможные причины? Какие метаболические нарушения связаны с лактацидозом?
28. Что такое гиперхолестеринемия и ее значение для сердечно-сосудистой патологии.
29. Что такое гиперурикемия и возможные причины ее возникновения?
30. Биохимические признаки атеросклероза.
31. Что такое гипераммонемия и ее возможные причины?
32. При каком наследственном нарушении происходит повышение уровня мочевой кислоты в крови?
33. В крови пациента обнаружен высокий уровень молочной и пировиноградной кислот. При каких нарушениях это происходит?
34. В крови больного обнаружен высокий уровень креатинфосфокиназы(МВ) и аспартатаминотрансферазы. Каков предположительный диагноз?
35. К чему приводит недостаточность витамина B12 у человека?
36. В результате биохимического анализа крови уровень мочевой кислоты у пациента оказался в два раза выше нормы. Ваш комментарий.
37. Что такое протеинурия, и ее возможные причины?
38. При энзиматическом анализе крови было выявлено, что активность кислой фосфатазы увеличена в 3 раза. Возможные причины этого явления?
39. При энзиматическом анализе крови взрослого пациента было обнаружено 4-кратное увеличение активности щелочной фосфатазы. Возможные причины этого явления?
40. Что такое оротоацидурия и возможные причины ее появления.
41. У больного в крови в 1,5 раза повышено количество общего билирубина с преобладанием «прямого билирубина». Возможные причины этого явления.
42. При определении содержания глюкозы в крови пациента было обнаружено 2,8 мМ. Каковы возможные причины этого явления?
43. У больного выявлено повышенное содержание гликированного гемоглобина. Какова возможная патология?
44. В крови больного повышен уровень билирубина и гамма-глутамилтрансферазы. Какова возможная патология?
45. Что такое глюкозурия, ее возможные механизмы и симптомом какого распространенного заболевания она является?



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Альбумины и глобулины крови, их клиническое значение
Патологическая биохимия обмена глюкозы (сахаров).
Биохимические синдромы гипер - и гипоглкемии, их клиническое значение.
Функция печени в обеспечении процессов всасывания сахаров и преобразовании.
Обмен калия и его нарушения.
ЛДГ и креатинкиназа в диагностике ишемий
Биохимические маркеры гепатитов.
У-Глютамилтрансфераза, клиническое значение фермента
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Попков В.А., Берлянд А.С. Общая и биоорганическая химия: учеб. для мед. вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баранов, Н.П. Биохимия белков и нуклеиновых кислот: учебно-методическое пособие .- Сургут : Изд-во СурГУ, 2002
Л2.2 Р. Марри, Д. Греннер, П. Мейес и др. Биохимия человека: в 2-х т.: учебник М.: Мир, 2004
Л2.3 Ленинджер А. Основы биохимии: Мир, 1985
Л2.4 Бунева В.Н., Кудряшова Н.В., Воробьев П.Е., Мызина С.Д. Биохимия: задачи и упражнения: учеб. пособие Новосибирск : НГУ, 2006
Л2.5 Цыганов А.Р., Сучкова И.В., Ковалева И.В. Биохимия: практикум: учебное пособие минск: ИВЦ Минфина, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 клиническая биохимия biochemistry.terra-medica.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
2. Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/
3. Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp
4. Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудование: вытяжной шкаф, термостат, водяная баня, фотоэлектроколориметр, кюветы к ФЭКу, весы, сушильный шкаф, дистиллятор.
Химическая посуда:химические стаканы, колбы различной вместимости, мерные цилиндры, стеклянные палочки, стеклянные пипетки различного объема, воронки, фильтры бумажные, пробирки, полуавтоматические пипетки со сменными мерными капиллярами, калиброванные капилляры,
Химические реактивы и расходные материалы, наборы для определения АСТ, АЛТ, ЩФ, ГГТ, тест-полоски для определения кетоновых тел и глюкозы, белка в моче и плазме

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование представлений об элементах клинической биохимии и лабораторной клинической диагностики, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.
Учебная дисциплина «Клиническая биохимия» относится к циклу профессиональных дисциплин (блок ПД).
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенций ПК 3- ПК-5.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые понятия клинической биохимии- спектр клинико -биохимическх исследований, подготовка обследуемых лиц и правила забора биохимического материала, оценка результатов обследования. При изучении второго раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах кислотно-щелочного равновесия внутренней среды, механизмах поддержания Ph- крови, в норме и патологии. Клиническое значение определения его параметров. Понятия - метаболический ацидоз и алкалоз, их клиническое наполнение. Методы определения кислотно-щелочного равновесия.
При изучении третьего раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах обмена белков. Классификация и метаболизм белков плазмы крови. Общий белок. Альбумины и глобулины .Биохимические синдромы гипо-, гипер- и дислипо- протеинемии, и их клиническое значение. Метаболизм белка. Переваривание и всасывание пищевых белков. Аллергия алиментарного происхождения. Транспорт аминокислот в тканях. Образование белков плазмы. Распад белков в тканях организма. Истощение белков в тканях и его последствия. Нарушение белкового обмена.
При изучении четвертого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о липидном спектре и липидном профиле крови, его клиническом значении. Классификация гипер- липопротеинемий (ВОЗ). Клиническое значение нарушений липидного обмена. Клинико-биохимическая оценка показателей липидного обмена. Липидный профиль. Методы определения показателей липидного обмена.
При изучении пятого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об обмене углеводов и его клиническом значении, понятий и механизмов гликемия, биохимия обмена глюкозы (сахаров), биохимических синдромах гипер - и гипоглкемии, их клиническое значение. Первичные и вторичные нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет, клинико-биохимические аспекты заболевания. Определение сахара крови. Тест толерантности к глюкозе.
Функция печени в обеспечении процессов всасывания сахаров и преобразовании. Оценка функции печени в отношении углеводного обмена. Экскреция глюкозы в мочу и функция почек. Гормональная регуляция уровня гликемии в норме и патологии.
При изучении шестого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах биохимии электролитного и водного обмена. Биохимические критерии нормального баланса воды и электролитов. Основные биохимические синдромы нарушений водного и электролитного баланса и их клиническое значение. Определение электролитов (К и Na) крови. Обмен калия и его нарушения. Гиперкалиемия, гипокалиемия и их клинические последст-вия. Обмен натрия. Обмен хлора и его нарушения. Концентрация калия и фосфора в сыво-ротке. Выделение кальция и фосфора. Основные факторы, влияющие на распределение кальция и фосфора. Патологические нарушения концентрации кальция и фосфора в плазме крови человека.
При изучении седьмого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о клинической биохимия ферментов. Аланин - и аспартат- аминотрансфераза. Клиническое значение определения АСТ и АЛТ. Методы определния. Амилаза. клиническое значение фермета. Методы определения. У-Глютамилтрансфераза. Метод определения и клиниче-ское значение. ЛДГ, Креатинкиназа. Клиническое значение определения активности ферментов. Лактатдегидрогеназа. Клиническое значение определния активнсоти ЛДГ. Методы определения. Щелочная и кислая фосфатаза. Определение активности. Клиническое значение.
При изучении восьмого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах клинической биохимии гормонов. Необходимо обратить внимание на особенности биохимии гонадотропных гормонов гипофиза. Лактогенный гормон. Тиреотропный гормон. Адренокортикотропный гормон. Гормон паращитовидных желез. Инсулин. Тиреоидные гормоны. Гормоны мозгового слоя надпочечников. Гормоны коры надпочечников. Половые гормоны. Гормоны и обмен веществ при беременности. Усиление функции яичников. Обмен прогестерона.
При изучении девятого и десятого разделов студентам необходимо усвоить базовые представления о механизмах пигментного обмена. Обмен желчных пигментов. Холестерин и его фракции. Обмен холестерина. Гепатиты. Биохимические маркеры гепатитов. Клиническое значение показателей пигментного обмена.
При изучении одинадцатого раздела студентам необходимо усвоить базовые гемостазиологии. Обратить внимание на роль тромбоцитов в свертывании крови. Изучить механизмы и клинические нарушения сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Компоненты и факторы системы свертывания крови. Роль белков – регуляторов в активности протеаз факторов свертывания крови. Фибриноген. Его биологическое и клиническое значение. Дисфиброгенемии. Клиническое значение определения концентрации фибриногена. Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром. Активация системы свертывания крови. Внутренний и внешний путь. Биохимия образования тромбина. Противосвертывающая система. Биохимия патологии гемостаза. Гипо и гиперкоагуляция. ДВС -синдром.