МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриат) утвержден министерством образования Российской федерации 01.10.2015 г. №1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ОПК-6 способностью к когнитивной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать основные этапы истории русского декоративно-прикладного искусства, их факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров; основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфику; специфику народного искусства и основные художественные промыслы.
Иметь представление о традиционных видах обработки материалов, истории развития промыслов, стилевых особенностях, технологии изготовления изделий; национальном культурном наследии и национальном самосознании; преемственности современного декоративно-прикладного искусства, тесной связь его с народным творчеством.

3.2.Уметь:
3.2.1.
Уметь применять методы историографического и библиографического анализа; применять творческий подход к составлению основных композиционных схем, применяя специфику художественной системы народного искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений декоративно-прикладного искусства на основе знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народное искусство Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.2. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народное искусство Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.3. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 2 26 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.2. Декоративно-прикладное искусство ХХ века Сам. работа 2 24 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.3. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 2 24 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.4. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.5. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 2 24 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.6. Декоративно-прикладное искусство Алтая Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 2 27 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.8. Экзамен 2 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
«Архетипические мотивы и композиции в орнаменте»
«Декоративно-прикладное искусство Алтая»
«История возникновения и становления традиционных центров ремесла: Палех, Гжель, Федоскино, Городец, Хохлома, Полхов–Майдан, Каргополь, Мстёра, Дымково, Скопино, Колывань»

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Информационные ресурсы по культуре и искусству //http://www.liveinternet.ru/users/natasuzdal/post349895222
- Электронно-справочная система "Культура" //http://rumcrb.ucoz.ru/news/ehlektronno_spravochnaja_sistema_kultura/2014-04-30-362
- Информационно-справочная система "КУЛЬТУРА" //https://eva.rsl.ru/ru/2013/report/list/1216
- Автоматизиорванная информационная система "Единое информационное пространство в сфере культуры"//https://all.culture.ru/intro#events

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) для курсового проектирования (учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; проектор: марка Epson; стационарный экран: марка Screenriebla; Microsoft Windows; Microsoft Office).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение