МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в традиционной культуре Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. иск., доцент Ю.В.Кирюшина

Рецензент(ы):
к. иск., доцент К.А. Мелехова

Рабочая программа дисциплины
Костюм в традиционной культуре Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №№253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений о процессе развития национального костюма различных этнокультурных групп населения Алтайского края.
Задачи курса:
– формирование духовно-нравственных ценностей на материале и средствами национально-культурных традиций;
– знакомство студентов с художественным кроем костюма в процессе изучения истории и развития искусства разных народов;
– художественно-практическая подготовка студентов в области художественного оформления материалов;
– овладение практическими навыками создания проектов и изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины, историю становления и развития национальных костюмов народов Алтая;
– методы и приемы построения орнамента и орнаментальных композиций в национальных костюмах народов Алтая;
– о современных процессах явлениях и тенденциях развития традиционного национального костюма.
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать образное содержание и средства выразительности художественных произведений;
– собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития народной художественной культуры;
– выполнять поисковые эскизы и проекты при создании современного национального костюма.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методами анализа художественных произведений и критериями оценки художественно-исполнительской деятельности;
– навыками создания произведений декоративно-прикладного творчества;
– источниками и каналами информации об истории национального костюма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика традиционного костюма
1.1. Функции и цвет в костюме Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
1.2. Материалы и способы изготовления элементов народного костюма Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.5
1.3. Семантика костюма в традиционной культуре Сам. работа 1 10 ПК-4 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. История развития традиционного костюма на Алтае
2.1. Русский костюм страрожилов и переселенцев Лекции 1 2 ПК-4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.2. Русский костюм страрожилов и переселенцев Сам. работа 1 10 ПК-4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.3. Костюм казачества Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.4. Костюм казачества Сам. работа 1 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.5. Традиционный костюм украинцев и белорусов на Алтае Сам. работа 1 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
2.6. Особенности костюма русских старообрядцев Практические 1 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.7. Казахский национальный костюм Лекции 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.8. Казахский национальный костюм Практические 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.9. Традиционный костюм немцев Алтая Лекции 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.10. Традиционный костюм немцев Алтая Практические 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.11. Традиционный костюм немцев Алтая Сам. работа 1 10 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.12. Татарский традиционный костюм на Алтае Практические 1 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.13. Татарский традиционный костюм на Алтае Сам. работа 1 13 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.14. Экзамен 1 9 ПК-4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Тарасова О.П, История костюма восточных славян (древность - позднее средневековье): Учебники и учебные пособия Изд-во Ориенбургский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.3 Хамматова Э.А., Гадельшина Э.А., Галиев И.Н. Формы и декор татарских национальных костюмов: Учебное пособие Казань: Изд-во КНИТУ// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
Л2.4 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.5 Титовец А.В., Фурсова Е.Ф., Тяпкова Т.К. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве: научная литература Минск: Белорусская наука // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.6 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Грушин С.П., Назаров И.И. Историко-культурное наследие Алтайского края: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет – ресурс «Традиционная культура Алтайского края» www.agik22.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Народы Алтая myrussianland.ru
Э4 РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: TERRA INCOGNITA www.velesovkrug.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013 Код продукта: 00216-40000-00000-AA694, код Соглашения V1488370, дата начала: 2015-12-23, дата окончания: 2018-12-31
Windows 10 pro Код продукта: 00331-20140-00000-AA026, код Соглашения V1488370, дата начала: 2015-12-23, дата окончания: 2018-12-31
Chrome, доступно в открытом доступе на сайте: http:// www.google.ru/chrome/browser/privacy/eula_text.html
6.4. Перечень информационных справочных систем

- Информационные ресурсы по культуре и искусству //http://www.liveinternet.ru/users/natasuzdal/post349895222
- Электронно-справочная система "Культура" //http://rumcrb.ucoz.ru/news/ehlektronno_spravochnaja_sistema_kultura/2014-04-30-362
- Информационно-справочная система "КУЛЬТУРА" //https://eva.rsl.ru/ru/2013/report/list/1216
- Автоматизиорванная информационная система "Единое информационное пространство в сфере культуры"//https://all.culture.ru/intro#events

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) для курсового проектирования (учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; проектор: марка Epson; стационарный экран: марка Screenriebla; Microsoft Windows; Microsoft Office).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.

Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий для самостоятельной работы содержатся в "Приложении"
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы.