МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические информационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент Вдовкина Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Булатова Г.С.председатель метод комиссии

Рабочая программа дисциплины
Экономические информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является ознакомление с различны-ми информационными системами и технологиями, используемыми в экономике.
Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных экономических информационных системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста – программными комплексами и информационными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об информационных системах управления, их классификации, сферы примкнения, методах обработки информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать методы и средства решения задач экономического характера
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования офисных программных продуктов, правовых информационных систем, поиска в интернет, статистической обработки информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекции
1.1. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Лекции 2 2 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.2. Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Классификация информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметная область ИС. Лекции 2 4 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.3. Декомпозиция информационных систем. Способы выделения подсистем: предметный, функциональный, проблемный, предметно-функциональный. Построение схемы декомпозиции информационной системы. Лекции 2 2 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.4. Обеспечивающие подсистемы. Виды обеспечения информационных систем: организационное, правовое, математическое, техническое, программное, информационное, технологическое, лингвистическое, эргономическое. Взаимосвязь обеспечивающих подсистем, связь обеспечивающих подсистем с функциональными. Лекции 2 2 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.5. Организация программного обеспечения информационных систем. Базовое программное обеспечение. Операционные системы. Сервисное программное обеспечение. Трансляторы языка программирования. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Пакеты прикладных программ. Лекции 2 2 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.6. Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Фактографические системы: предметная область(ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Базы данных. Программные средства реализации фактографических ИС.Способы организации внрутримашинного программного обеспечения: централизованный и децентрализованный. Лекции 2 4 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.7. Локальные и корпоративные экономические информационные системы. Особенности создания экономических информационных систем предприятий на различных уровнях управления по характеру решаемых задач, по использованию информации, по использованию математического аппарата. Системы обработки данных. Автоматизированные системы управления. Системы поддержки принятия решений. Лекции 2 2 Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.8. Документальные системы: информационно-поисковый язык, система индексирования, технология обработки данных, поисковый аппарат, критерии оценки документальных систем. Программные средства реализации документальных ИС. Механизм индексирования. Поисковый образ документа. Стратегии информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Правовые информационные системы. Проблемы автоматизации информационного поиска. Информационный поиск в Internet. Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Автоматизация работы конечного пользователя. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Пакетный и интерактивный режим решения задач управления, режим реального времени. Проблемы защиты информации в АРМ. Классификация АРМ по уровню управления и сфере применения. Возможность настройки и расширения возможностей АРМ. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Интеллектуальные системы. Нейрокомпьютерные системы. Понятие нейрокомпьютера. Сфера использования нейрокомпьютерных технологий. Экспертные системы, решение неформализованных задач, базы знаний, правила, факты, механизм вывода. Естественно-языковые системы. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 2 16 Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Изучение логических функций Excel, примеры решения задач с их использованием. Самостоятельное решение экономических задач с элементами математической логики. Лабораторные 2 4 Л2.2
2.2. Автоматизация финансовых расчетов с помощью финансовых функций Excel. Решение различных финансовых задач. Лабораторные 2 4 Л2.2
2.3. Решение прогнозных задач. Аналитический и графический способ решения прогнозных задач. Оценка найденных решений. Аналитическое выражение прогнозных кривых. Трендовый анализ. Лабораторные 2 2 Л2.2, Л2.1
2.4. Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Консультант +». Проверка полученных навыков посредством выполне-ния тестовых заданий. Лабораторные 2 6 Л2.2, Л1.2
2.5. Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Гарант». Проверка полученных навыков посредством выполнения тестовых заданий. Лабораторные 2 6 Л2.1, Л1.2
2.6. Использование MS Access для создания экономических приложений. Создание таблиц данных, определение ключей, связывание таблиц. Разработка экранных форм, запросов, отчетов. Графическое отображение данных базы данных. Сам. работа 2 10 Л2.2
2.7. Самостоятельная разработка информационного обеспечения для заданной предметной области средствами MS Access. Сам. работа 2 16 Л2.2
2.8. Доработка лабораторных работ и оформление отчета по выполненным работам Сам. работа 2 16 Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Акопов Г.Л. Правовая информатика: современность и перспективы. : Учеб. пособие Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
Л1.3 Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2006
Л1.4 [под ред. А. Н. Романова, Б. Е. Одинцова] Информационные системы в экономике: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян Прикладная статистика. Основы эконометрики: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2001
Л2.2 Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU - открытый интернет университет
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office, СПС КонсультантПлюс, СПС Гарант
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения используют стандартно оборудованную аудиторию. Для проведения лекций необходим видеопроектор,ноутвук, настенный экран и другое оборудование. Для проведения практических работ необходим оборудованный компьютерный класс с выходом в сеть интернет, с установленным пакетом MS Office, и пакетами статистической обработки информации.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины