МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Декоративно - прикладное искусство Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.А. Мелехова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Декоративно - прикладное искусство Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Т.М. Степанская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Т.М. Степанская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Декоративно-прикладное искусство Востока" является исследование особенностей ДПИ различных эпох от древности до современности, а также развитие навыков изучения и анализа памятников и стилистических особенностей декора, формирование представлений о способах целостного анализа памятников
прикладного искусства как части культурного наследия конкретной эпохи и эволюции стилей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные стилистические особенности произведений декоративно - прикладного искусства народов Востока и осуществлять их стилистический анализ
3.2.Уметь:
3.2.1.Соотнести во времени произведения искусства, созданные в разное время и в разных регионах Востока: Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Япония, мусульманский Восток
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применения полученных знаний о истории декоративно-прикладного искусства Востока в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
1.1. Особенности декоративно-прикладного искусства народов Востока Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Эволюция стиля в декоративно-прикладном искусстве Египта Практические 5 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Ювелирное искусство Древнего Египта Сам. работа 5 4
1.4. Египетский костюм и приемы его декорирования Сам. работа 5 4
1.5. Техники ДПИ в Древнем Египте Сам. работа 5 4
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство народов Месопотамии
2.1. Основные стили и направления декоративно-прикладного искусства народов Месопотамии Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Проблема преемственности художественных традиций народов Месопотамии Сам. работа 5 2
2.3. ДПИ народов Шумера и Аккада Сам. работа 5 4
2.4. Старовавилонское царство и место в нем ДПИ Сам. работа 5 4
2.5. Искусство Ассирии и Нововавилонского периодов Сам. работа 5 4
2.6. ДПИ хеттов и хурритов Сам. работа 5 4
2.7. Особенности ДПИ в период правления династии Ахеменидов и Сасанидов Сам. работа 5 4
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство Индии
3.1. Единство в многообразии видов декоративно-прикладного искусства Индии Практические 5 2 Л2.2
3.2. Типология ДПИ Индии Сам. работа 5 2
3.3. Традиционные виды индийского искусства Сам. работа 5 2
3.4. Ювелирное искусство Индии Сам. работа 5 2
3.5. Орнаментальность как важное свойство искусства Индии Сам. работа 5 4
3.6. Проблема стиля в декоративно-прикладном искусстве Индии Сам. работа 5 2
3.7. Роль декора в индийском искусстве костюма Сам. работа 5 4
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство Китая
4.1. Особенности декоративно-прикладного искусства Китая Практические 5 2
4.2. Роль традиций в ДПИ Китая Сам. работа 5 2 Л2.1
4.3. Традиционные виды искусства Китая и их эволюция Сам. работа 5 2 Л2.1
4.4. Китайский лубок Сам. работа 5 2 Л2.1
4.5. Особенности искусства китайского лака Сам. работа 5 2 Л2.1
4.6. Эволюция стиля в изделиях из нефрита Сам. работа 5 2 Л2.1
4.7. Китайский фарфор как вид искусства Сам. работа 5 2
4.8. Особенности силя китайского костюма Сам. работа 5 2
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство Японии
5.1. Эстетика японского декоративно-прикладного искусства Практические 5 2
5.2. Проблема "ваби" и "саби" в ДПИ Японии Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.3
5.3. Японская керамика в историко-культурном контексте Сам. работа 5 2 Л2.1
5.4. Орегами как вид ДПИ Сам. работа 5 2 Л2.3
5.5. Искусство бонсай Сам. работа 5 2 Л2.2
5.6. Эстетика икебаны Сам. работа 5 2 Л2.3
5.7. Формообразование и декор японсого традиционного костюма Сам. работа 5 2 Л2.1
Раздел 6. Декоративно-прикладное искусство мусульманского Востока
6.1. Особенности исламской культуры и искусства Сам. работа 5 2
6.2. ДПИ арабского халифата Омейядов Сам. работа 5 2
6.3. ДПИ арабского халифата Аббасидов Сам. работа 5 2
6.4. Особенности ДПИ в искусстве Египта в мусульманский период Сам. работа 5 2
6.5. ДПИ Турции Сам. работа 5 2
6.6. ДПИ Индии 13-17 вв. Сам. работа 5 2
6.7. ДПИ Ирана 7-19 вв. Сам. работа 5 2
6.8. Мавританское декоративно-прикладное искуссво Сам. работа 5 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Особенности культуры и искусства в Древнем Египте
2. Эволюция стиля в декоративно-прикладном искусстве Египта
3. Ювелирное искусство Древнего Египта
4. Египетский костюм и приемы его декорирования
5. Техники ДПИ в Древнем Египте
6. Основные стили и направления декоративно-прикладного искусства народов Месопотамии
7. Проблема преемственности художественных традиций народов Месопотамии
8. ДПИ народов Шумера и Аккада
9. Старовавилонское царство и место в нем ДПИ
10. Искусство Ассирии и Нововавилонского периодов
11. ДПИ хеттов и хурритов
12. Особенности ДПИ в период правления династии Ахеменидов и Сасанидов
13. Единство в многообразии видов декоративно-прикладного искусства Индии
14. Типология ДПИ Индии
15. Традиционные виды индийского искусства
16. Ювелирное искусство Индии
17. Орнаментальность как важное свойство искусства Индии
18. Проблема стиля в декоративно-прикладном искусстве Индии
19. Роль декора в индийском искусстве костюма
20. Особенности декоративно-прикладного искусства Китая
21. Роль традиций в ДПИ Китая
22. Традиционные виды искусства Китая и их эволюция
23. Китайский лубок
24. Особенности искусства китайского лака
25. Эволюция стиля в изделиях из нефрита
26. Китайский фарфор как вид искусства
27. Особенности силя китайского костюма
28. Эстетика японского декоративно-прикладного искусства
29. Проблема "ваби" и "саби" в ДПИ Японии
30. Японская керамика в историко-культурном контексте
31. Орегами как вид ДПИ
32. Искусство бонсай
33. Эстетика икебаны
34. Формообразование и декор японсого традиционного костюма
35. Особенности исламской культуры и искусства
36. ДПИ арабского халифата Омейядов
37. ДПИ арабского халифата Аббасидов
38. Особенности ДПИ в искусстве Египта в мусульманский период
39. ДПИ Турции
40. ДПИ Индии 13-17 вв.
41. ДПИ Ирана 7-19 вв.
42. Мавританское декоративно-прикладное искуссво
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Классификация видов декоративно-прикладного искусства по материалам (художественная керамика, художественный металл, художественная обработка дерева, художественный
текстиль)
Классификация видов декоративно-прикладного искусства по техникам (художественная роспись, художественная резьба, художественное ткачество)
Соотношение понятий «декоративно-прикладное искусство» и «дизайн»
Соотношение понятий «декор» и «декоративность».
Значение терминов «орнамент», «ритм», «симметрия»
Ключевые этапы генезиса ДПИ в культурах Востока
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для высшего профессионального образования: М.: Академия, – , 2011 г.
Л1.2 Кузищин В.И. История Древнего Востока : учебное пособие для вузов М. : Академия, , 2010.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гоголев К.Н. Индия, Китай, Япония.: М. : Айрис-пресс, 2004
Л2.2 Фишер Р.Е. Искусство буддизма: М. : СЛОВО/SLOVO, 2001
Л2.3 Стэнли-Бейкер Джоан Искусство Японии : М. : СЛОВО / SLOVO, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Е.А. Петракова. Искусство Древнего Востока ibooks.ru
Э2 В.Б. Кошаев. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития ibooks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории для проведения практических и лекционных занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Декоративно-прикладное искусство Востока» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по проблемам истории ДПИ.
По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки создания и исполнения в материале произведений ДПИ.
Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации, мастер-классы по разным видам техник ДПИ.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.

Самостоятельная работа – одна из форм организации учебного процесса в вузе. Неаудиторные формы включают комплекс заданий на дополнительное изучение различных аспектов истории искусства Индии и закрепление изученного материала. Распространенной формой является написание письменных работ (рефератов) и самостоятельное изучение некоторых разделов курса. Широкое использование самостоятельной работы позволяет решать следующие задачи:
• Более глубокое осмысление изучаемого материала, а также закрепление практических навыков, полученных на аудиторных занятиях.
• Подготовка основы для проведения последующего занятия (выступление с самостоятельно подготовленным докладом).
• Коррекция уровня подготовленности у всех студентов группы (выполнение индивидуальных заданий).
• Освоение навыков самостоятельного исследования.
Требования к различным видам письменных работ.
Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос, который рассматривается в рамках учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: показ знания теории вопроса и понятийного аппарата; изложение истории вопроса; выделение ключевых проблем. Структура (план) письменной контрольной работы может иметь соответствующую рубрикацию. Как правило, контрольная работа состоит из краткого введения, двух параграфов основной части, заключения и списка источников и литературы.
Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 8-10 страниц печатного текста через полтора интервала. Контрольная работа имеет титульный лист. Контрольная работа предоставляется для регистрации методисту заочного отделения, а затем на профильную кафедру не менее чем за две недели до начала сессии. По всем контрольным работам, выполняемых в рамках дисциплины, включенной в учебный план подготовки искусствоведов или культурологов выставляется оценка (зачтено–не зачтено).
Реферат – это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов теории, истории искусства или художественной критики. «Реферат» в переводе с латинского означает следующее – «пусть он доложит». Поэтому, по сути, это обобщающая запись идей (концепций, точек зрения) на основе самостоятельного анализа различных или рекомендованных источников, литературы и предложенных авторских (оригинальных) выводов. Чтобы изложить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется: во-первых, хорошо знать материал, во-вторых, быть готовым передать его содержание в письменной форме, сделать логичные выводы. Рефераты чаще пишут по предметной дисциплине, предполагая вести коллегиальное обсуждение (дискуссия, круглый стол и т.п.) более широкой проблемы. Участники такой дискуссии, как правило, готовят несколько рефератов.
В практике факультета искусств Алтайского государственного университета студенту заочного отделения предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата из списка, рекомендованного в программе учебного курса. При определении темы учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие базы источников, а также начальные знания студента и его личный интерес к выбору проблемы. После выбора темы составляется список изданной по теме (проблеме) литературы, опубликованных статей. Обязательно следует уточнить перечень источников, как правило, это произведения искусства, каталоги художественных выставок, литературные источники, другие документы для анализа.
План реферата имеет внутренне единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы (темы). Реферат состоит из краткого введения, двух параграфов основной части, заключения и списка источников и литературы. Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается актуальность темы (проблемы), краткий обзор литературы, показываются цель и задачи проводимого в реферате анализа. В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа произведений искусства, документальных и теоретических источников.
Реферат носит исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска автора. В заключении (1-2 страницы) подводятся главные итоги авторского исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами реферата, делаются обобщенные выводы. Объем реферата, как правило, не должен превышать 10 страниц компьютерного текста при полуторном интервале. Реферат имеет титульный лист. После титульного листа печатается план реферата. Каждый раздел реферата начинается с названия. Оформляется список источников и литературы. Реферат предоставляется на профильную кафедру не менее чем за десять дней до экзамена/зачета. Оценка реферата производится по пятибалльной системе или зачтено/не зачтено.