Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 58 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 80 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель: сформировать целостное представление о биосфере как глобальной системе Земли, обладающей механизмами саморегуляции Задачи: - познакомить с основами организации и функционирования биосферы; - показать ведущую роль живого вещества в планетарном масштабе; - выявить причины антропогенного изменения "организованности" биосферы; - показать необходимость сохранения биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач |
ОПК-6 | способностью использовать знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов для системной оценки геополитических явлений и прогноза последствий реализации социально-значимых проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - биогеохимические принципы организации биосферы; - основы эволюции биосферы; - основные группы круговоротов веществ в биосфере; - современные представления о переходе биосферы в ноосферу. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - различать основные типы веществ, слагающих биосферу; - характеризовать историю развития природы и общества; - выделять основные этапы эволюции биосферы; - оценивать антропогенную трансформацию экосистем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - анализа изменений основных интегральных характеристик биосферы; - отбора геологических и биологических проб; - анализа изменений основных интегральных характеристик биосферы; - оценки техногенной трансформации и устойчивости биосферы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие о биосфере-области распространения жизни | ||||||
1.1. | Характеристка биосферы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Эволюция представлений о единой картине мира | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Биосфера – оболочка Земли. Диссимметричность биосферы. Границы биосферы. Верхняя граница и озоновый экран. Неоднозначность нижней границы биосферы. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. Вертикальная и горизонтальная структуры биосферы. Эколого-биосферный регион и экосистемы (биогеоценозы). Различные подходы к понятию и структуре биосферы. Физико-химические условия и пределы биосферы | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Учение В.И.Вернадского о биосфере | ||||||
2.1. | Роль и функии живого вещества в биосфере | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Характеристика живого вещества биосферы | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Биосфера и границы жизни. Космос и биосфера. Человек в биосфере. Создание новой ноосферной организованности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и новое научное мировоззрение. Учение о биосфере – научный фундамент современной экологии | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Организованность биосферы и ее усложнение с эволюцией жизни | ||||||
3.1. | Саморегуляция биосферы | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Биогеохимические и энергетические функционирования экосистем. Биогеохимические циклы. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Биологический круговорот веществ - главный фактор эволюции биокосных систем планеты | ||||||
4.1. | Понятие о биогенной миграции химических элементов в биосфере | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы | Практические | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.1 |
4.3. | Пространственно-временной ряд биогеохимической цикличности. Незамкнутость круговоротов в биосфере и ее планетарное значение. Скорость выхода вещества из круговоротов. Доля вещества (отдельных химических элементов) в циклическом обращении. Время и емкость биогеохимических циклов-потоков. Суточные, сезонные и другие ритмы круговоротов. Биогенные круговороты веществ и биогенных элементов и их антропогенная модификация: газообразного и осадочного циклов, макро- и микроэлементов. Органогенный парагенезис минералов | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Периодизация истории биосферы | ||||||
5.1. | Коэволюция атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Состояние и особенности эволюции живого вещества в биосфере | Практические | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Концепции ноосферы Э.Леруа, Пьера Тейяра, Де Шардена и В.И. Вернадского. Черты сходства и различия. Материальность процесса перехода биосферы в ноосферу. Историческая неизбежность трансформации биосферы в ноосферу | Сам. работа | 0 | 8 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Взаимосвязь истории природы и истории общества | ||||||
6.1. | Человек как создатель особой экологической среды | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Производство продуктов питания как процесс в биосфере. Пути повышения продуктивности биосферы. Энергетическая цена индустриализации сельскохозяйственного производства. Биоэнергетический коэффициент полезного действия агропромышленного производства. Современные сельскохозяйственные технологии и проблемы охраны окружающей среды. Угроза сокращения пищевых ресурсов: эрозия почв, деградация почвенного покрова и водных ресурсов, воздействие вредителей и болезней на сельскохозяйственные растения и животных; техногенное загрязнение окружающей среды и производство экологически чистых продуктов питания | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы 1. Предпосылки и истоки учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. 2. Живое вещество: понятие, границы между живым и неживым веществом, планетарное значение живого вещества. 3. Биосфера и ноосфера. Границы биосфера и ее структура. 4. Типы вещества, слагающие биосферу 5. Роль и функции живого вещества в биосфере. 6. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. 7. Биогеохимические круговороты вещества и потоки энергии. 8. Круговорот воды 9. Круговороты газообразных веществ в биосфере (кислород, углекислый газ, азот). 10. Осадочные циклы (круговороты фосфора, кальция, серы и др.) в биосфере. 11. Источники и потоки энергии в биологических системах 12. Концепция В.И. Вернадского о биосфере 13. Продуктивность биосферы 14. Демографические проблемы и биосфера. 15. Влияние антропогенной деятельности на биосферу и глобальные экологические проблемы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Биогеохимические функции и роль живого вещества в биосфере. Типы веществ, слагающих биосферу. Биогеохимические круговороты вещества и потоки энергии как основной механизм поддержания организованности и устойчивости биосферы. Круговороты газообразных биогенных элементов и их антропогенные модидификации. Осадочные циклы и их антропогенные модификации. Круговорот воды. Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов. Круговорот углерода. Хозяйственная деятельность человека и трансформация круговорота углерода. Круговорот кислорода. Биологическое значение кислорода. Источники поступления кислорода в биосферу. Круговорот азота. Фиксация азота и вовлечение его в биогеохимический круговорот. Проблемы загрязнения окружающей среды соединениями азота. Круговорот фосфора. Биологическая роль фосфора. Последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора. Круговорот серы. Антропогенная трансформация круговорота серы. Фотохимические процессы и климат планеты. Перепроизводство минеральных удобрений – причина эвтрофикации современной биосферы. Рассеивание и циркуляция загрязняющих веществ в биосфере. Включение загрязнителей в биомассу. Последствия влияния загрязнителей на популяционном, биоценотическом и геосистемном уровнях. Экологические последствия физического, химического и биологического загрязнения экосистем. Технологии производства экологически чистой продукции. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тесты по всем разделам дисциплины. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ягодин, Г. А. | Устойчивое развитие: человек и биосфера : | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тарасова Н.П.,. Ермоленко Б.В, Зайцев В.А, Макаров С.В.. | Оценка воздействия промышленных предприятий на окружающую среду: учебное пособие | Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | О. З. Еремченко | Учение о биосфере: учеб. пособие для вузов. | М. : Академия,, 2006 | |
Л2.3 | Камшилов М.М. | Эволюция биосферы: | М, Наука, 1979 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 7.http://www.books.demetri.ru | |||
Э2 | 6.http://www.book.tr.200.net | |||
Э3 | 5.http://www.ecolife.ru | |||
Э4 | 4.http://www.alleng.ru | |||
Э5 | 3.http://www.netshkola.com | |||
Э6 | 2.http://www.biblioclub.ru | |||
Э7 | 1.http://www.lib.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронные библиотеки, режимы доступа: http://www.elibrary.ru/ http://www.biblioclub.ru http://www.book.ru http://znanium.com http://tricon.ru Архивы журналов издательства SAGE Publications (компания Sage Publications известна своими журналами в области материаловедения, биологии, географии, химии), режим доступа: http://online.sagepub.com/ Интернет-ресурсы Правовые информационные системы «Консультант Плюс», «Технорматив», «Кодекс», «Гарант», доступ с компьютеров медиатеки (ауд. 2502). Государственный доклад состоянии окружающей среды http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/officinf.html «Россия в окружающем мире» (ежегодник) http://eco-mnepu.narod.ru/book/ Сайты: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru Гильдии экологов http://www.ecoguild.ru Гринпис Российское представительство http://www.greenpeace.org/russia/ru/ WWF (Всемирный фонд дикой природы) http://www.wwf.ru/ в библиотеке ВГУЭС. |
Мультимедийное оборудование, проектор, набор фильмов, таблиц |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1. вести конспект лекций; 2. изучать основную и дополнительную литературу; 3. вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |