МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура и спорт

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физического воспитания
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Романова Е.В., доцент, к.ф.н.

Рецензент(ы):
Ульянова Н.А., доц., к.п.н.

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура и спорт

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04. Профессионвльное обучение (по отраслям). Приказ от 01.10.2015. № 1018.

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физического воспитания

Протокол от 26.06.2017 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дугнист П.Я., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физического воспитания

Протокол от 26.06.2017 г. № 9
Заведующий кафедрой Дугнист П.Я., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт» являются:
- овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их адаптивного, творческого использования для личностного, профессионального развития и самосовершенствования;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
- организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 готовностью поддерживать уровень физической подготовки обеспечивающий полноценную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Базовые термины и понятия физической культуры. Ценности физической культуры и спорта. Значение физической культуры в жизнедеятельности человека. Факторы, определяющие здоровье человека, понятие здорового образа жизни и его составляющие. Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Раскрывать понятия и термины физической культуры. Ориентироваться в общих и специальных литературных источниках. Придерживаться здорового образа жизни. Самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями. Составить комплекс производственной гимнастики в зависимости от условий и характера труда.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Понятийно-терминологическим аппаратом в области физической культуры. Навыками ведения здорового образа жизни. Методами самостоятельного выбора вида спорта или системы физических упражнений для укрепления здоровья. Средствами и методами воспитания физических (быстрота, сила выносливость, гибкость и ловкость) и волевых (целеустремленность, инициативность, решительность, самостоятельность) качеств, необходимых для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы физической культуры
1.1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента. Лекции 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Изучение учебной, научной, методической литературы и материалов периодических изданий по дисциплине. Сам. работа 1 10 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания. Лекции 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Изучение учебной, научной, методической литературы и материалов периодических изданий по дисциплине. Сам. работа 1 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий. Лекции 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Подготовка к практическому занятию (семинару). Изучение учебной, научной, методической литературы и материалов периодических изданий по дисциплине. Сам. работа 1 12
1.7. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе. Практические 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Подготовка к практическому занятию (семинару). Изучение учебной, научной, методической литературы и материалов периодических изданий по дисциплине. Сам. работа 1 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов. Практические 1 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Изучение учебной, научной, методической литературы и материалов периодических изданий по дисциплине. Сам. работа 1 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Написание итгового теста Зачет 1 2
1.12. Доклады по рефератам Зачет 1 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине (модулю) "Физическая культура и спорт" в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. и др. Физическая культура: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чеснова Е.Л. Физическая культура: Учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Гелецкая Л.Н., Бирдигулова И.Ю. Физическая культура студентов специального учебного отделения: Учебное пособие Красноярск: Сиб. Фед. Ун-т, 2014. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лопатина О.А., Белоуско Д.В. (и др.). Физическая культура.: Учебное пособие Барнаул: из-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru
http://fgosvo.ru/
http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

6. Методические указания для студентов
заочной формы обучения по освоению дисциплины (модуля) «Физическая культура и спорт»

6.1 Общие требования к зачету по дисциплине
Студенты заочной формы обучения сдают зачет по дисциплине (модулю) «Физическая культура и спорт», который предусматривает выполнение следующих требований:
- посещение и подготовка к учебным (лекции, семинары) занятиям (текущий контроль успеваемости);
- сдача теоретического раздела программы (промежуточная аттестация).
Студенты, которые выполнили зачетные требования по дисциплине «Физическая культура и спорт» получают зачет с соответствующей записью в зачетной книжке «зачтено».

6. 2. Общие положения по организации самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы – одна из компетентностей студента, формируемая им посредством самостоятельной активной учебно-познавательной деятельности.
Задачи самостоятельной работы:
• поиск источников информации о управленческой деятельности (работа в библиотеках, с интернет-ресурсами), обеспечивающий формирование библиографической компетентности;
• знакомство с теорией физической культуры и спорта, обеспечивающее формирование историографической компетентности;
• систематизация понятий, знакомство с основами физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающие формирование теоретической компетентности;
• знакомство с методами исследования, обеспечивающее формирование методологической компетентности;
• подготовка семинарского выступления, создание дискуссионной атмосферы в студенческой группе, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности;
Решая задачи на пути достижения поставленной цели, студент развивает собственные познавательные способности в области физкультурной деятельности. Преподаватель же формирует исходные представления, выступает в качестве организатора, консультанта и эксперта относительно учебно-познавательной деятельности студента.
Самостоятельное изучение курса представляет определенные сложности, связанные, прежде всего, со значительным объемом материала и разнородностью частей предмета. Физическая культура и спорт - явление многогранное, поэтому зачастую по тем или иным вопросам отсутствуют общепринятые определения. Если при изучении курса студент столкнется с такими разночтениями, следует проанализировать существующие противоречия, в итоге выбрав наиболее аргументированную точку зрения.
Все темы, предлагаемые для самостоятельной работы, могут быть вынесены на обсуждение на семинарском занятии. По желанию студента предлагаемые в данном разделе темы могут быть сформулированы как темы для написания контрольной работы в виде реферата.
Во время самостоятельной работы студенты развивают собственные познавательные и коммуникативные способности в области управления общественными отношениями. Преподаватель же формирует исходные представления, выступает в качестве организатора, консультанта и эксперта относительно учебно-познавательной деятельности студентов. Задачи для самоподготовки формулируются в виде конкретных заданий по повторению и углублению пройденных знаний, заданий к предстоящим лекционным и практическим занятиям и долгосрочных заданий.
Самостоятельное изучение курса представляет определенные сложности, связанные, прежде всего, со значительным объемом материала и разнородностью частей курса. Если при изучении курса студент столкнется с такими разночтениями, следует проанализировать существующие противоречия в рамках семинарского занятия, в итоге выбрав наиболее аргументированную точку зрения.
Самостоятельная работа студента направлена, прежде всего, на овладение системой знаний о сущности, структуре, функциях составляющих физической культуры и спорта; применение различных методов в собственном исследовании; использование типологических и исторических интерпретаций явлений физической культуры и спорта; подготовку результатов изучения в виде контрольной работы (реферата).
Все темы, предлагаемые для самостоятельной работы, могут быть вынесены на обсуждение на семинарском занятии: возможны выступления с докладами, организация коллоквиумов, мини-конференций. По желанию студента предлагаемые темы могут быть сформулированы как темы для написания реферата.

6.3. Методика написания контрольной в форме реферата
Реферат (от лат. «referre»: докладывать, сообщать) - текст, представляющий собой продукт реферирования - сжатого изложения содержания некоторого текстуального материала (текстуальных источников: книг, брошюр, статей, и др. - целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе).
Учебный реферат является частным случаем научного реферата, составляемого:
-с вспомогательной целью: компактизация некоторого текстуального материала для удобства использования его в исследовательской работе;
-с исследовательской целью: выборка информации по исследуемой теме из некоторого текстуального материала.
В отличие от научного реферата, традиционно выступающего частью исследовательского процесса, характеризующегося большей или меньшей новационностью (получение нового знания), учебный реферат не ориентирован на новационность, последующее использование его научной общественностью, но выступает самодостаточным произведением, выполняемым преимущественно с тренинговой целью: формирует научно-текстуальную грамотность, развивает логико-конструктивную способность мышления, его скорость, информационную базу у студента. В связи с этим учебный реферат призван:
-четко решать стоящую перед ним задачу: раскрытие темы реферата через изложение основных идей, тезисов, сюжетов реферируемых текстов;
-выполняться в соответствии с установленными правилами.
Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы: выбор темы; общее ознакомление с литературой; составление библиографии; углубленное изучение источников; составление плана; оформление готовой рукописи.
Работа начинается с выбора темы. Для этого необходимо ознакомиться со списком тем, предложенных для написания работы при изучении данной дисциплины.
Следует выбрать тему, наиболее интересную для написания, что позволит более творчески подойти к выполнению этой работы. Если ни одна из предложенных тем не заинтересует должным образом, то можно выбрать тему самостоятельно в соответствии с разделами и темами, указанными в рабочей программе данной дисциплины. При этом о своем выборе нужно сообщить преподавателю, ведущему учебные занятия в группе.
Основой всякой работы является план. В плане подготовки к написанию работы необходимо: уяснение цели контрольной работы; изучение литературы; написание введения и заключения.
Следующий этап: составление библиографии (перечень использованных источников). Значительную помощь в подборе литературы по данной проблеме и составлении библиографии может оказать разработанная и установленная в библиотеке академии информационно-справочная компьютерная программа. Ценный материал для работы содержится в научных журналах, газетных публикациях, других источниках. Для того, чтобы обеспечить поиск нужного материала в периодических изданиях, необходимо пользоваться их сводным перечнем, публикуемых в последних номерах журналов, каталогами, имеющимися в библиотеках.
Работа включает в себя следующие основные элементы:
• титульный лист;
• содержание с указанием вопросов и страниц;
• основной текст;
• список использованной литературы (в алфавитном порядке);
• приложение (если есть схемы, таблицы, анкеты, иллюстрации и т.д.);
• основной текст состоит из введения, основной части, раскрывающей тему реферата, заключения.
Во введении необходимо дать обоснование избранной темы, ее важность, актуальность, сформулировать задачи работы.
В основной части работы, раскрывающей содержание темы, не следует выделять большое количество вопросов. Достаточно поставить два, три вопроса. Содержание каждого раскрываемого вопроса должно соответствовать его названию.
Цитаты, приведенные в работе, все цифровые материалы должны иметь ссылку на источник, вынесенные в подстрочник. Следует точно давать фамилию, инициалы автора, название произведения с обязательным указанием места, года издания и страницы.
На основании анализа и развития темы отдельным разделом формируются "выводы" или заключение, где может быть отражено собственное отношение к данной проблеме, если это позволяет специфика дисциплины, по которой пишется работа.
Оформление реферата.
Ориентировочный объем реферата - 12-18 страниц. Студенту не следует «гнаться за объемом» составляемого им реферата, прибегать к обширным описаниям, но имеет смысл стремиться к тщательной «фильтрации», компактизации, иерархизации своих мыслей с последующим их кратким, емким изложением, к цитированию наиболее значимых, информативных фрагментов изучаемых текстов, активному использованию схем, таблиц.
Работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво, с выделением абзацев. Обычно она готовится на компьютере на листах стандартного формата А4. Поле с левой стороны должно быть не менее 30 мм, с правой стороны - не менее 15 мм, а сверху и снизу по 20 мм. Все страницы нумеруются по центру сверху. Первая страница (титульный лист) - не нумеруется.
Титульный лист реферата включает в себя необходимую информацию об авторе:
• название учебного заведения;
• название факультета;
• название кафедры;
название дисциплины;
• название (тема) реферата (контрольной работы);
• ФИО автора;
• номер группы;
• ФИО преподавателя (см приложение)
Структура реферата, складывается из состава и композиции его текста.
Состав текста реферата включает в себя четыре типа текста:
1) изложение содержания изучаемого материала с высокой степенью общности («с высоты птичьего полета»), синтезирующее отвечающее теме реферата содержание различных текстуальных источников согласно его общему пониманию автором реферата;
2) пересказ, конспектирование (последовательное «сжатие») текста (части текста) некоторого источника;
3) цитирование (содержательное «фотографирование») относительно небольшого фрагмента текста какого-либо источника;
4) библиографирование (формальное описание, «фотографирование») используемых текстуальных источников.
К различным типам текста реферата предъявляются различные требования.
Язык текста первого и второго типов должен быть в своей основе научным (деловитым, точным, логичным) и лишь по мере необходимости может прибегать к образно-метафорическим средствам.
После каждого из участков текста второго типа (законченный пересказ некоторого источника) необходимо в квадратных скобках приводить библиографическую ссылку на пересказываемый источник, состоящую из указания на источник, номера, под которым этот источник располагается в списке использованной при написании реферата литературы, а также указания на пересказываемую часть текста (номера страниц, глав, разделов):
1. текст третьего и четвертого типов должен выстраиваться по строго определенным правилам:
2. текст цитат закавычивается, приводится дословно согласно цитируемому источнику;
3. после каждой цитаты в квадратных скобках приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из номера, под которым этот источник располагается в списке использованной при написании реферата литературы, а также указания на номер страницы цитируемой части текста (это относится и к приводимым в реферате схемам, таблицам, копирующим схемы и таблицы из тех или иных источников).
Наиболее типичными недостатками при написании контрольных работ являются следующие:
1. неудовлетворительная форма изложения материала несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей; чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов; отсутствие какой-либо составной части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы и т.д.;
2. несоответствие названия работы ее содержательной части;
3. плохо отредактированный текст;
4. неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы
Критерии оценок рефератов студентов на промежуточной аттестации
Оценка «зачтено» выставляется студенту при условии:
1. соответствие содержания, теме реферата;
2. глубина проработки материала;
3. правильность и полнота использования источников;
4. соответствие оформления реферата стандартом;
5. знание студентом изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
6. умение свободно беседовать, отвечать на вопросы преподавателя
Оценка «не зачтено» выставляется студенту при условии:
1. тема реферата недостаточно раскрыта;
2. затруднения в изложении, аргументировании.
3. неполный список литературы и источников;
4. замечания по оформлению реферата;
5. недостаточный объем реферата.

6.4. Методика по организации работы студентов в ходе
лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким образом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3.Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация - нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект - универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические и др.
Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.
Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект - один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со¬держание источника. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.
В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.
Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.
Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. При создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.
Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.
Бывает так, что написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания, не ус¬воил его. Ему помешало автоматическое пере¬писывание цитат. Иногда текстуальный конспект при после¬дующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.
Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.
Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь студент на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Цель тут одна - понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать — его не так-то легко составить.
Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания лекции. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюде¬ния, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовы¬вать свои знания.

6.5. Словарь терминов
Адаптация (латadaptatio-приспособление) - процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.
Акклиматизация – процесс приспособления организма к новым климатогеографическим условиям. Физиологическая акклиматизация состоит в выработке организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности.
Активность– это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Антропометрические показатели – степень выраженности антропометрических признаков: саматометрические– длина и масса тела, диаметры, окружности(грудной клетки и др.); физиометрические показатели– жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.; соматоскопические– состояние опорно-двигательного аппарата(форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и т.д.
Антропометрический профиль – графическое изображение результатов оценки показателей физического развития по стандартам.
Аспект- угол зрения, под которым рассматривается объект(предмет) исследования.
Быстрота– способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью– характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный(скрытый) период двигательной реакции.
Восстановление- процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к дорабочему состоянию.
Врачебный контроль- комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.
Выносливость– способность выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности– характеризуется противостоянием организма человека утомлению.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную.
Гиподинамия (греч. – понижение плюс относящийся к силе) – пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движения.
Гипокинезия(греч. – понижение плюс движение) – вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений.
Гипоксия и гипероксия(греч. hypo – приставка, означающая: 1) под, ниже; 2) понижение, уменьшение, недостаточность + лат. oxygenium – кислород) и гипероксия(греч. huper – приставка, означающая: 1) над, сверх, сверху; 2) чрезмерное повышение, увеличение чего-либо+ лат. oxygenium – кислород) – соответственно недостаточное и повышенное содержание кислорода в среде обитания, крови и тканях организма. То и другое явление существенным образом определяет реакции функциональных систем организма, обеспечивающих кислородный обмен.
Градация интенсивности физических нагрузок. В зависимости от лучших индивидуальных результатов занимающихся можно определять и использовать на занятиях уровень градации интенсивности физической нагрузки навыносливость(малая, средняя, большая, предельная) в процентах по отношению ко времени и к скорости достигнутых при установлении личного рекорда на данной дистанции.
Гомеостаз (homestasis, греч. homois – подобный, сходный stasis – стояние, неподвижность) – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма, обеспечивается сложной системой координированных приспособительных(адаптивных) механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.
Двигательная активность– понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа(гипердинамик, гиперкинезия) приводит к переутомлению, перенапряжению и перетренированности; недостаточная(гиподинамия, гипокинезия) – к различного рода физической детренированности.
Двигательное умение - владение техникой действия, которое отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык– такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
Диагностика состояния здоровья– краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.
Закаливание– повышение устойчивости организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействий солнца, воздуха, воды.
Здоровье– нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Здоровый образ жизни– типичная совокупность форм и способов повседневной жизни культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
Здоровый стиль– определенный тип поведения личности или группы жизни людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Зоны физических нагрузок– это режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-то показателями: физиологическими(пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопления лактата в крови и др.) или педагогическими(скорость, темп, усилия и др.).
Индивидуальный контроль за состоянием организма. Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин., после чего надо измерить ЧСС за 15 сек. (P1). Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 сек. первой минуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле:

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 – средней; от 6,0 до 8,0 – удовлетворительной; свыше 8,0 – плохой.
Пробы Руфье Диксона помогают объективно судить о функциональном состоянии организма.
Ловкость– координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.
Максимальное потребление кислорода(МПК)– показатель мышечной деятельности организма в аэробных(кислородных) условиях, т.е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за1 мин при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода. Существенно отличается у тренированных и нетренированных лиц.
Метаболизм (metabolismus; греч. metabole – изменение, превращение) – обмен веществ в организме, совокупность процессов анаболизма(anabolismus; греч. anabole – подъем) – создания и превращения живой материи, и катаболизма(греч. catabole – сбрасывание вниз) – процессов распада тканевых, клеточных структур и сложных соединений для энергетического и пластического обеспечения процессов жизнедеятельности. В более узком смысле метаболиз – это промежуточные превращения определенных веществ(белков, жиров, углеводов и др.) внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов обмена веществ.
Методические принципы физического воспитания– это принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого обязательны при осуществлении образовательных и воспитательных задач: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.
Методы физического воспитания – это способы работы, преподавателя, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические.
Общая физическая подготовка(ОФП) – процесс совершенствования физических качеств(силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Онтогенез– индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения от рождения до окончания жизни. Рассматривается в единстве с фил-генезом.
Педагогический контроль– процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Переутомление– накопление(кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают– начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.
Планирование оперативное предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.
Прикладные физические качества– это те качества(сила, выносливость, быстрота, гибкость), которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.
Прикладные умения и навыки необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка– специальнонаправленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности(общепринятая аббревиатура– ППФП).
Разминка – выполнение комплекса физических упражнений незадолго перед тренировкой или соревнованиями с целью заблаговременной мобилизации функций организма спортсмена, подготовки к выполнению предстоящих упражнений на высоком уровне.
Резистентность(латresistentia – сопротивление, противодействие) – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза.
Рекреация – отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности.
Релаксация– состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний, физических нагрузок и др. Может быть не произвольной(например, при отходе ко сну) и произвольной, вызванной путем принятия спокойной позы, представления состояния, обычно сопутствующего покою, расслаблению мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Рефлекс(лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные(врожденные) и условные(приобретенные в процессе жизнедеятельности), осуществляются с помощью рефлекторной дуги и образования так называемых временных связей механизма, взаимодействия различных корковых и подкорковых областей центральной нервной системы.
Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов. утомление
Саморегуляц