МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление изменениями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Рудакова Оксана Юрьевна, доцент каф. "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"

Рецензент(ы):
к.э.н., Капустян Лариса Анатольевна, доцент кафедры региональной экономики и управления

Рабочая программа дисциплины
Управление изменениями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., проф. Соколова Ольга Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., проф. Соколова Ольга Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование системы знаний базовых положений современной теории управления изменениями в организации, и выработка навыков применения теории управления организационными изменениями в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические концепции, базовые подходы и модели управления организационными изменениями;
этапы проектирования изменений;
модели реализации организационных изменений.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить возможности реализации организационных изменений,
анализировать основные источники сопротивления в организации и выбрать методы преодоления сопротивления;
применить на практике основные методики реализации изменений в организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками оценки вероятности неблагоприятных воздействий на внедрение организационных изменений;
навыками разработки программы изменений в организации и участвовать в их реализации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы управления организационными изменениями. Инструменты и методы в управлении изменениями
1.1. Понятие,содержание и классификация организационных изменений. Причины организационных изменений Лекции 3 1 ПК-9 Л2.8, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.2. Понятие,содержание и классификация организационных изменений. Причины организационных изменений Практические 3 1 ПК-9 Л2.8, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.3. Понятие,содержание и классификация организационных изменений. Причины организационных изменений Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.8, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.4. Модели управления изменениями: понятие, виды, особенности реализации, достоинства и недостатки Лекции 3 1 ПК-9 Л2.8, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.5. Модели управления изменениями: понятие, виды, особенности реализации, достоинства и недостатки Практические 3 1 ПК-9 Л2.8, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.6. Модели управления изменениями: понятие, виды, особенности реализации, достоинства и недостатки Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.8, Л2.11, Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.7. Организационные изменения в жизненном цикле компаний. Модели жизненного цикла. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.2, Л2.8, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.8. Организационные изменения в жизненном цикле компаний. Модели жизненного цикла. Практические 3 2 ПК-9 Л2.2, Л2.8, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.9. Организационные изменения в жизненном цикле компаний. Модели жизненного цикла. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.2, Л2.8, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.10. Моделирование и проектирование организационных изменений. Разработка стратегии изменений. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.2, Л2.9, Л2.12, Л2.7, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.11. Моделирование и проектирование организационных изменений. Разработка стратегии изменений. Практические 3 2 ПК-9 Л2.2, Л2.9, Л2.12, Л2.7, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.12. Моделирование и проектирование организационных изменений. Разработка стратегии изменений. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.2, Л2.9, Л2.12, Л2.7, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.13. Реинжиниринг бизнес-процессов и организационнрое развитие Лекции 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.14, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.14. Реинжиниринг бизнес-процессов и организационнрое развитие Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.14, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.15. Реинжиниринг бизнес-процессов и организационнрое развитие Сам. работа 3 6 ПК-9 Л1.2, Л2.14, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.16. Эффективность организационных изменений: понятие, факторы и критерии оценки Лекции 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.14, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.17. Эффективность организационных изменений: понятие, факторы и критерии оценки Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.14, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.18. Эффективность организационных изменений: понятие, факторы и критерии оценки Сам. работа 3 6 ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л2.14, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Области осуществления организационных изменений
2.1. Управление изменениями организационной структуры. Этапы проведения изменений. Оценка эффективности измненеий Лекции 3 2 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.2. Управление изменениями организационной структуры. Этапы проведения изменений. Оценка эффективности измненеий Практические 3 2 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.3. Управление изменениями организационной структуры. Этапы проведения изменений. Оценка эффективности измненеий Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.4. Преобразование организационной культуры.Диагностика и измерение организационной культуры. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.5. Преобразование организационной культуры.Диагностика и измерение организационной культуры. Практические 3 2 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.6. Преобразование организационной культуры.Диагностика и измерение организационной культуры. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.7. Стратегия изменений.Виды стратегии изменений. Этапы разработки стратегии изменений. менений. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.8. Стратегия изменений.Виды стратегии изменений. Этапы разработки стратегии изменений. менений. Практические 3 2 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.9. Стратегия изменений.Виды стратегии изменений. Этапы разработки стратегии изменений. менений. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л2.5, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.10. Управление изменениями в организационном поведении. Сопротивление изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.11, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.11. Управление изменениями в организационном поведении. Сопротивление изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения. Практические 3 2 ПК-9 Л2.11, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.12. Управление изменениями в организационном поведении. Сопротивление изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.11, Л2.7, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.13. Преобразование системы управления организацией Лекции 3 1 ПК-9 Л2.4, Л2.10, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.14. Преобразование системы управления организацией Практические 3 2 ПК-9 Л2.4, Л2.10, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.15. Преобразование системы управления организацией Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.4, Л2.10, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.16. Разработка и реализация программ и проектов организационно-управленческих нововведений Лекции 3 1 ПК-9 Л2.12, Л2.5, Л2.7, Л2.13, Л2.10, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.17. Разработка и реализация программ и проектов организационно-управленческих нововведений Практические 3 2 ПК-9 Л2.2, Л2.12, Л2.5, Л2.7, Л2.13, Л2.10, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.18. Разработка и реализация программ и проектов организационно-управленческих нововведений Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.2, Л2.12, Л2.5, Л2.7, Л2.13, Л2.10, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие и содержание организационных изменений.
Виды организационно-управленческих изменений и их причины.
Сферы внедрения изменений.
Природа организационных изменений и необходимость управления организационными изменениями.
Внешний и внутренний контексты изменений в организации.
Роль и место экономической теории в управлении изменениями в организации.
Ведущие концепции менеджмента и их роль в планировании и реализации организационных изменений.
Подходы к реализации организационных изменений.
Политики изменений: сущность, особенности реализации, назначение.
модель переходного периода, модель постепенного наращивания, модель «EASIER», системно-процессная и процессно-системная модель управления из-менениями. Особенности реализации моделей в управлении изменениями, достоинства и недостатки.
Модели управления изменениями: силовая, сбытовая и экспертная модели. Особенности реализации моделей в управлении изменениями, достоинства и недостатки.
Этапы проведения организационных изменений и особенности управления изменениями на каждом этапе.
Проблемы управления изменениями в организации.
Препятствия изменениям и системные трудности.
Ведущие направления организационных изменений. Механизмы и инструменты реализации этих направлений.
Методы управления изменениями-организационный аспект
Методы организационного развития.
Общий механизм принятия решений в менеджменте изменений.
Модели принятия управленческих решений. Особенности и условия рациональной реализации моделей в циклическом развитии организации.
Общие принципы стратегического менеджмента.
Альтернативные подходы к изменениям в области менеджмента.
Стратегия изменений. Виды стратегий осуществления изменений.
Выбор стратегии изменений.
Понятие «обучающей организации».
Типичные ошибки менеджеров в процессе внедрения стратегий изменения.
Процесс изменений.
Основные принципы управления процессом изменений.
Структура системы для управления изменениями.
Мониторинг и контроль процесса изменений.
Жизненный цикл организации и особенности проявления его стадий.
Модель жизненного цикла организации И. Адизеса.
Модели организационного развития А.И. Пригожина и Л. Данко, модель развития и кризисов роста организации Л. Грейнера: содержание, роль и особенности использования в управлении изменениями.
Технология определения стадии жизненного цикла организации.
Критерии состояния жизненного цикла.
Анализ организационных принципов управления как инструмент выявления состояния и направлений развития организации.
Роль и место в жизненном цикле организации организационных структур различного типа.
Условия рационального управления развитием организационных структур управления по стадиям жизненного цикла организации.
Технологии мотивации и их реализация в управлении изменениями по стадиям жизненного цикла организации.
Управление изменениями группового поведения.
Особенности использования типов власти и стилей руководства в управлении организационным поведением по стадиям жизненного цикла организации.
Технологии управления изменениями.
Организационная культура в управлении организационными изменениями.
Внимание к организационной культуре как принцип организационного развития.
Классификация типов организационных культур.
Диагностика организационной культуры.
Формирование и изменение организационной культуры.
Особенности изменений организационной культуры.
Подходы к управлению организационной культурой и механизмы их реализации.
Методы преодоления барьеров по изменению организационной культуры.
Формы сопротивления преобразованиям.
Причины и источники сопротивления управлению изменениям по стадиям жизненного цикла организации.
Реакция на сопротивления.
Модель анализа «силового поля» как механизма преодоления сопротивлений.
Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения (образование и консультирование, участие и привлечение, помощь и поддержка, переговоры и соглашения, кооптация и др.), их преимущества и недостатки, условия реализации.
Уловки-манипуляции и технологии их реализации в управлении изменениями.
Формальные рабочие группы как основной фокус организационного развития.
Лидерство. Распределение ролей в групповой работе.
Формирование команды для стратегических изменений. Принципы создания команды.
Оценка работы команды. Методы повышения эффективности работы команды.
Определение и выполнение командной работы.
Основные этапы развития команды стратегических изменений.
Консультирование и тренинг в проведении организационных изменений.
Методики консультирования, используемые при проведении организационных изменений.
Виды тренинга, используемые при проведении организационных изменений.
Этапы проектирования организационных изменений.
Идентификация проблемы. Диагностика. Разработка планов организационных изменений.
Модели организации организационных изменений.
Оценка реализации организационных изменений. Критерии и методы оценки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Реализация моделей организационных изменений в деятельности организаций.

Построение эффективной системы коммуникаций как механизма преодоления сопротивлений.

Комплексный подход к преодолению сопротивления в организации.

Планирование организационных изменений.

Формирование системы управления изменениями в деятельности организаций.

Методы внедрения изменений в деятельности организаций.

Разработка системы совершенствования организационной культуры.

Развитие системы управления финансовыми потоками.

Совершенствование методов мотивации в обеспечение организационного изменения.

Разработка стратегии проведения изменений.

Анализ условий совершенствования организации.

Влияние организационной культуры на формирование организационной структуры.

Совершенствование организации и ориентация на потребителя.

Взаимодействие производственной, финансовой и коммерческой подсистем в условиях изменений.

Оптимизация бизнес-процессов в деятельности организаций.

Совершенствование оперативного управления в процессе эволюционных изменений.

Обоснование и выбор направлений организационных изменений в условиях кризиса

Оценка эффективности организационных изменений

Применение моделей принятия решений в условиях нестабильности

Инновации в управлении организационными изменениями

Применение моделей стратегического анализа в процессе управления организационными изменениями

Модель SCORE как инструмент преодоления сопротивления организационным изменениям

Диагностика организации в системе управления организационными изменениями

Применение модели «Силового поля» в управлении организационным поведением в процессе организационных изменений

Сбалансированная система показателей и ее применение в управлении изменениями в организации

Выбор и реализация политики проведения организационных изменений

Модели жизненного цикла и их применение в управлении организационными изменениями

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Учебная дисциплина в полном объеме обеспечена необходимыми контрольно-измерительными материалами, необходимыми для оценки знаний, умений и навыков обучающихся, позволяющих установить уровень овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной. По результатам проведенной оценки студентами выставляется одна из следующих отметок:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, который дал исчерпывающий и полный, развернутый ответ на вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии по дисциплине. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа, либо с помощью преподавателя; могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки.
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не сумел правильно ответить на основной и дополнительные вопросы. Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса практического занятия с другими объектами темы. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология по дисциплине не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шеремет М.А. Управление изменениями: учебное пособие М.: Издательский дом "Дело", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Н.В. Панфилов Методы управления изменениями: Учебник из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Лаборатория книги, 2010
Л1.3 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л1.4 Шаймиева Э.Ш. Управление изменениями: учебное пособие Казань: Познание, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Репнев В.А. Исследование системы управления компанией-управление изменениями: учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Директ-Медиа, 2011
Л2.2 Л. П. Белых Реструктуризация предприятия: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.3 А.А. Трефилова Управление инновационным развитием предприятия: Учебник из университетской библиотеки "Онлайн" , 2010
Л2.4 Т. О. Соломанидина Организационная культура компании: учеб. пособие. Гриф УМО М.: ИНФРА-М, 2013
Л2.5 Белладжио Д., Миллиган Т. Разработка программного обеспечения: управление изменениями : ДМК Пресс // ЭБС "ONLINE", 2009
Л2.6 Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дина, 2012
Л2.7 Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент видение - цели - изменения: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки "Лань" Юрайт, 2010
Л2.8 Р. А. Попов Антикризисное управление: учеб. пособие М.: Высшее образование, 2009
Л2.9 Белых Л. П. Реструктуризация предприятия: Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.10 Е.В. Иванова Тренинг управления изменениями в организации: Учебник СПб.: Речь, 2007
Л2.11 В. А. Спивак Организационное поведение: конспект лекций М.: Юрайт, 2011
Л2.12 Адамс,Б. Бизнес-планирование. Эффективные методики разработки : АСТ, Астрель, 2009
Л2.13 Блюмин А.М., Печеная Л.Т., Феоктистов Н.А. Проектирование систем информационного, консультационного и информационного обслуживания: М.: Дашко и Ко, 2010
Л2.14 Кожевина О.В. Управление изменениями: учебное пособие ИНФРА-М, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс] Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс] Электронное издание журнала "Эффективное антикризисное управление": http://www.e-c-m.ru/ Электронное издание журнала "Менеджмент в России и за рубежом":http://www.mevriz.ru/ Электронно-библиотечная система Издательства "Лань": http://e.lanbook.com/ Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обсечение используется в рамках самостоятельной работы студентов и представляет набор стандартных инструментов Microsoft Word
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др.
Аудитории, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет и к справочно-поисковым системам Гарант и КонсультантПлюс.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.