МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 11 12 11
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 107 108 107

Программу составил(и):
к.иск., доцент Черняева И.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - изучение этики делового общения, повышение качества эстетического сознания, овладение инструментарием для ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, выбора стиля руководства, преодоления барьеров любого уровня сложности. Усвоение основных ценностных ориентаций и этических стандартов в деловой сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью обосновать профессионально-педагогические действия
ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность морали и нравственные основы поведения в деловом общении;
- историю становления этики и этикета делового общения;
- основные принципы этики делового общения;
- этические нормы деловых отношений;
- основы делового общения;
- принципы и методы организации деловых коммуникаций;
- сущность и методы управления организационной культуры;
- основы делового общения и его различные виды;
- правила служебной, управленческой, профессиональной этики деловых отношений;
- правила делового этикета, принятые в современном деловом сообществе, их ценность и назначение.
3.2.Уметь:
3.2.1.- видеть гуманистический смысл этики делового общения как основы нравственной регуляции делового поведения и общения;
- четко формулировать основные нравственные качества личности делового человека;
- использовать технологии этики и этикета деловых отношений в практике делового общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- культурой этико-делового мышления и поведения;
- целенаправленного использования богатого арсенала методов, требований, технологий, принятых в его будущей профессиональной деятельности;
- методами анализа процессов деловой жизни и конфликтных ситуаций;
- умением решать профессиональные задачи с учетом нравственной ценности человеческой личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука и явление духовной культуры
1.1. Этика как философская дисциплина. Основные этапы ее развития. Понятие морали и морального поступка. Теории морального развития личности. Этика делового общения: сущность, закономерности и тенденции развития в XXI веке. Место этики делового общения среди других наук. Основные категории деловой морали. Функции этики делового общения. Лекции 4 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Структура этики делового общения. Макроэтика и микроэтика делового общения. Корпорация и государство. Корпорация и общество. Корпорация и природная среда. Корпорация и инвестор. Корпорация и клиент. Вертикальный и горизонтальный срез делового общения. Сам. работа 4 8 ПК-9 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Современные требования к деловым отношениям
2.1. Принципы этики делового общения. Принципы этики делового общения: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Мира. Нравственная ориентация личности и деловое общение. Профессиональный и корпоративный этические кодексы. Международные и национальные комитеты как регуляторы нравственности в профессиональных отношениях. Лекции 4 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Деловое общение
3.1. Понятие, виды и функции делового общения. Формальные и неформальные виды общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Основные барьеры делового общения. Лекции 4 2 ОПК-7 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Модели корпоративных этических кодексов. Международные этические стандарты в управленческой деятельности. Этические кодексы в отечественных и зарубежных фирмах. Сам. работа 4 12 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Культура делопроизводства. Организация формы и содержания информационных сообщений при вертикальных, горизонтальных организационных коммуникациях. Деловой этикет внешнего информационного взаимодействия. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Формы деловой коммуникации
4.1. Понятие деловой коммуникации, ее виды и функции. Устные и письменные виды коммуникации. Деловая корреспонденция. Проведение выставок, презентаций и конференций. Празднества и юбилеи. Прием посетителей. Беседы с сотрудниками. Производственные совещания. Лекции 4 2 ОПК-7 Л1.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Этика использования технических средств деловой коммуникации. Этика телефонного разговора. Этические нормы использования Интернета. Практические 4 2 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Конспект на тему: Этика рекламы. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Деловые переговоры и их национальные особенности.
5.1. Организация переговоров: подготовка, начало, содержание и анализ результатов. Соблюдение и учет национальных стилей ведения переговоров – условие реализации совместных проектов. Характерные особенности этики деловых отношений и стратегий переговорных процессов в западных странах. Лекции 4 1 ОПК-7 Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.2. Западный стиль ведения переговоров. Особенности американского стиля переговоров. Российский стиль ведения переговоров. Практические 4 2 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.3. Разработать различные модели проведения переговоров. Сам. работа 4 8 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Деловой этикет
6.1. Понятие этикета, его функции и принципы, основные вехи в его истории. Имидж делового человека. Внешний вид и манеры поведения сотрудников. Внешний вид как «визитная карточка» делового человека и необходимый компонент имиджа делового человека. Роль первого впечатления от встречи с коллегой или деловым партнером. Лекции 4 1 ОПК-7, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.2. Приветствия, представления, поздравления. Подарки в деловой сфере. Визитная карточка и ее назначение. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л1.2, Л2.3, Л2.1
6.3. Разработать оформление рабочего места, кабинета. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Служебные взаимоотношения
7.1. Стили руководства: командный, коллегиальный и либеральный. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере. Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях. Лекции 4 1 ОПК-7, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
7.2. Конфликты в профессиональной сфере и управленческая этика. Причины и профилактика служебных конфликтов. Этические аспекты критики, поощрений. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
7.3. Справедливость и ответственность как выражение правильности, целесообразности и нормы в деловых отношениях. Справедливость и проблема одобрения или осуждения деловым сообществом решений, программ, поведения деловых партнеров. Сам. работа 4 10 ПК-9 Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОСы в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОСы в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Кибанова А.Я. Управление персоналом. Теория и практика. Управление организационной культурой: учебное пособие Проспект // ЭБС "Лань", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учебник Проспект // ЭБС "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Н.Н. Романова, А.В. Филиппов Культура речевого общения: этика, прагматика, психология : Словарь. ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие Лань, Планета музыки // ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.etiquette.ru Этикет в современном мире
Э2 www.elitarium.ru – методы социального влияния
Э3 www.rambler.ru – понятие этикета
Э4 www.stylemania.ru – этикет для женщин
Э5 www.womakineurope.com – правила этикета в Европе
Э6 www.glossary.ru – определение этикета
Э7 www.allinfo100.narod.ru/kakdarit.html - Как дарить подарки
Э8 www.acapod.ru – что, кому, когда дарить
Э9 www.etiket.net.ru - подарки
Э10 www.pr-dialog.com - о подарках
Э11 www.pizdr.h1.ru – как дарить подарки
Э12 www.7days.belta.by – откуда пришел обычай дарить подарки
Э13 www.frankland.ru/os.html - осетинский этикет
Э14 www.zhestov.net – о невербальном общении
Э15 www.nonverbal.freest.org – невербальное общение
Э16 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82 - об этикете
Э17 http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/ - правила этикета
Э18 http://www.krugosvet.ru/articles/66/1006651/1006651a1.htm - правила речевого этикета
Э19 http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002744 – деловой этикет
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.