МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 283
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 8 8 24 24
Сам. работа 204 204 60 60 19 19 283 283
Часы на контроль 4 4 4 4 9 9 17 17
Итого 216 216 72 72 36 36 324 324

Программу составил(и):
к.иск., доцент Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2007-2015 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
-изучить средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о различных видах и техники живописи, методах ведения живописных работ; теоретических и практических принципах гармонизации цветов в композиции; создании живописных композиций различной степени сложности с использованием разнообразных техник.


3.2.Уметь:
3.2.1.использовать свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; разнообразные техники живописи и истории их развития. Понятия: локальный цвет, колорит, цветовые отношения, цветовую гармонию, смешение цветов.
Уметь изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи; анализировать цветовое состояние натуры и передавать в творческой работе. Последовательно вести работу над живописной композицией, составлять хроматические цветовые ряды, распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки выражения цветом формы, объёма, пространства. Иметь навыки способов передачи средствами живописи закономерностей создания цветового строя и световоздушной среды.
Иметь навыки творческой работы на пленэре; навыками работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебный натюрморт
1.1. Живопись простых по форме и окраске предметов быта Практические 1 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.2. Этюды простых по форме и цвету бытовых предметов. Акварель, гуашь Сам. работа 1 54 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.3. Живопись сложных по форме и окраске предметов быта Практические 1 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.4. Этюды сложных по форме и цвету предметов на холодном фоне. Акварель, гуашь Сам. работа 1 54 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.5. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта близких по цветовой гамме Практические 1 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.6. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 1 54 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.7. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта контрастных по цветвой гамме Практические 1 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
1.8. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 1 42 ПК-14 Л1.2, Л2.4
Раздел 2. Тематический натюрморт
2.1. Натюрморт на сближенные цветовые отношения (из трех-четырех предметов). Техника лессировки Практические 2 4 ПК-14
2.2. Натюрморт на контрастные цветовые отношения (из трех-четырех предметов), объеденённых общей темой с преобладанием холодных оттенков. Техника лессировки Практические 2 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
2.3. Этюды сложных по форме и цвету предметов Сам. работа 2 34 ПК-14 Л1.2, Л2.3
2.4. Тематический натюрморт, с введением в композицию постановки гипсовой головы. Тематический натюрморт «Атрибуты искусства». Гуашь. Практические 2 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
2.5. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 2 26 ПК-14 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Живопись фигуры человека
3.1. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Гризайль. Акварель Практические 3 2 ПК-14 Л1.1, Л2.3
3.2. Этюды головы человека. Акварель, гуашь Сам. работа 3 2 ПК-14 Л1.2, Л2.3
3.3. Этюд пожилого человека с плечевым поясом Практические 3 2 ПК-14 Л1.1, Л2.5, Л2.2
3.4. Преобразование портрета - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 3 2 ПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.5. Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель Практические 3 2 ПК-14 Л1.1, Л2.2
3.6. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь Сам. работа 3 4 ПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.7. Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Тематическая постановка. Гуашь. Практические 3 2 ПК-14 Л1.1, Л2.2
3.8. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь Сам. работа 3 4 ПК-14 Л1.2, Л2.3
3.9. Тематическая постановка. Живопись фигуры человека в национальном костюме Сам. работа 3 4 ПК-14 Л1.2, Л2.3
3.10. Преобразование реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 3 3 ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие "воздушная перспектива".
2. Тепло-холодность в живописи.
3. Как изменяются цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.
4. Определение гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов в картине.
5. Последовательность выполнения живописного произведения.
6. Виды освещения.
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации.
9. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
10. Основной цвет предмета без учета внешних влияний.
11. Основные задачи реалистической живописи.
12. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние.
13. С чего начинается работа над живописным этюдом.
14. Как называется наложение одного красочного слоя на другой.
15. Определение светлотного контраста.
16. Ахроматические и хроматические цвета.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ж. Вибер Живопись и ее средства : М. : Сварог и К, , 2000
Л1.2 Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воловик А. Ф. Всё о рисовании: Феникс, , 2001 г.
Л2.2 Ломоносова М. Ф. Графика и живопись: Учебное пособие М.: Астрель, 2002
Л2.3 Шенцова О. Основы цветоведения. Живопись и архитектурная колористика.: М.: Астрель, , 2003
Л2.4 Сапожников С. Полный курс рисования: М: изд –во «Арт – родник»,, 2007
Л2.5 Ломоносова М.Ф. Графика и живопись: Учебное пособие. М.: Изд – во АСТ,, 2003 г.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселёва Н. Е. Практикум основ копийной техники: Для студентов вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 19. http://artgorod.ru/news.php ПОРТАЛ АРТ-ГОРОД
Э2 ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Э3 18. http://www.shazina.com/Category.aspx?CategoryID=1
Э4 Иконы мира на аукционе Антиквариат. Ру
Э5 17. http://www.antikwariat.ru/ikonsworld/
Э6 16. http://www.picturesaivazovsky.org/aivasovsky1.php ГАЛЕРЕЯ АЙВАЗОВ-СКОГО
Э7 http://www.picturesrembrandt.org/
Э8 15. РЕМБРАНДТ Харменс Ван Рейн (1606-1669)
Э9 14. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕ-МЕННОЙ ЖИВОПИСИ США
Э10 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
Э11 галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ
Э12 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э14 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э15 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э16 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э17 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э18 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э19 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э20 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э21 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э22 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э23 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) учебная аудитория для проведения учебной практики для курсового проектирования (учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона, столик для натюрморта, глаз, глаз большой (гипсовая модель), голова Сократа АР-512, горка выставка, деталь губы малые, глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512, деталь губы малые АР - 512, кисть женская АР-341, ; кисть руки большая, конус, мольберт, конус АР-106, конус АР-101, куб большой, куб малый, мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом, натюрмортный столик, ; нос Давида АР-375, обрубовка черепа АР-497, орнамент №22 "Трилистник" АР-2122, орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128, орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент № 19 АР-2119, пирамида малая, орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133, орнамент №6 "Лист клена" АР-2106, орнамент №7 АР-2107,; цилиндр малый, рот, орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая), пирамида АР-107, призма АР-105, стопа натуральная АР-331, трилистник большой,; череп анатомический АР-497,шар большой, цилиндр АР-102, цилиндр малый, череп, череп анатомический АР-497, череп женский, череп мужской, ; череп обрубовка АР-496, череп обрубовочный, шар АР-103, шар большой )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение ЖИВОПИСИ сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски, этюды и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, этюды, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды графических материалов, таких как акварель, гуашь и т. д., и технику работы ими.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество этюдовв и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.