Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.04.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 54_04_03_ХПК-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 12 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 8 | 8 | 26 | 26 |
Практические | 14 | 14 | 32 | 32 | 46 | 46 |
Сам. работа | 76 | 76 | 59 | 59 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой д. и. Степанская Т. М.
1.1. | Цель освоения дисциплины - систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-2 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности |
ОК-6 | способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте; - современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия; - место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; - сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе; - использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ; - анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства; - самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение; - применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры; - готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами; - методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности; - методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов; - навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; -навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций; - методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания | ||||||
1.1. | Первоначальный период (Античность и Средние века) | Лекции | 1 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Эпоха Возрождения и Вазари | Сам. работа | 1 | 34 | ОК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана | Практические | 1 | 6 | ОК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Особенности анализа событий художественно- эстетического содержания и направленности | Лекции | 1 | 6 | ||
1.5. | Искусствознание в пределах всеобщей истории | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII – XIX вв | ||||||
2.1. | Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв | Лекции | 1 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Проработка лекций | Сам. работа | 1 | 22 | ОК-2 | Л1.2 |
2.3. | Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в | Практические | 1 | 8 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Специфика психолого- педагогических и социологических исследований в области искусства и художественного образования | Лекции | 1 | 4 | ||
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства) | ||||||
3.1. | Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Иконология Э.Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) | Практические | 2 | 8 | ОК-2, ОК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-2 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма | Практические | 2 | 10 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.5. | Концепции А.Ригля и М.Дворжака | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.6. | Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) | Лекции | 2 | 4 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.7. | Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.8. | Семиотика в искусствознании | Практические | 2 | 8 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.9. | Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации | Лекции | 2 | 2 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3 |
3.10. | Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский | Практические | 2 | 6 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.11. | Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) | Сам. работа | 2 | 11 | ОК-2 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
3.12. | Экзамен | 2 | 9 | ОК-2, ОК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | отв. ред. Н.Л. Прокопова | Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства : сб. науч. тр. | Кемерово: КемГУКИ // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | |
Л1.2 | Г.И. Рузавин | Методология научного познания : учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шестаков, В.П. | Гештальт и искусство. Психология искусства Рудольфа Арнхейма : | СПб : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2014 | |
Л2.2 | В. А. Ельчанинов | Логика научного исследования и основные проблемы методологии науки: [учеб. пособие] | Барнаул: Изд-во АГМУ, 2009 | |
Л2.3 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
Л2.4 | отв. ред. Г.А. Жерновой | Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Традиция в истории искусств : сб. науч. тр. | Кемерово: КемГУКИ //ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии | Методология истории искусства: [программа и метод. рекомендации] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА | iskunstvo.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media Center | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |