МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 135
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 8 8 26 26
Практические 14 14 32 32 46 46
Сам. работа 76 76 59 59 135 135
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения,профессор Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
д. и. Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Методология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №№253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. и. Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой д. и. Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
- важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте;
- современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия;
- место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания;
- сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе;
- использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ;
- анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства;
- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение;
- применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры;
- готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами;
- методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности;
- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;
- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
-навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций;
- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания
1.1. Первоначальный период (Античность и Средние века) Лекции 1 4 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Эпоха Возрождения и Вазари Сам. работа 1 34 ОК-2 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана Практические 1 6 ОК-2 Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3
1.4. Особенности анализа событий художественно- эстетического содержания и направленности Лекции 1 6
1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории Сам. работа 1 20 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII – XIX вв
2.1. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв Лекции 1 4 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Проработка лекций Сам. работа 1 22 ОК-2 Л1.2
2.3. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в Практические 1 8 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Специфика психолого- педагогических и социологических исследований в области искусства и художественного образования Лекции 1 4
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства)
3.1. Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Иконология Э.Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) Практические 2 8 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики Сам. работа 2 14 ОК-2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма Практические 2 10 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Концепции А.Ригля и М.Дворжака Сам. работа 2 18 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) Лекции 2 4 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский Сам. работа 2 16 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Семиотика в искусствознании Практические 2 8 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.9. Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.10. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский Практические 2 6 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.11. Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) Сам. работа 2 11 ОК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.12. Экзамен 2 9 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. Н.Л. Прокопова Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства : сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011
Л1.2 Г.И. Рузавин Методология научного познания : учебник М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шестаков, В.П. Гештальт и искусство. Психология искусства Рудольфа Арнхейма : СПб : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2014
Л2.2 В. А. Ельчанинов Логика научного исследования и основные проблемы методологии науки: [учеб. пособие] Барнаул: Изд-во АГМУ, 2009
Л2.3 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
Л2.4 отв. ред. Г.А. Жерновой Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Традиция в истории искусств : сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ //ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии Методология истории искусства: [программа и метод. рекомендации] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА iskunstvo.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.