МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Декоративная живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доцент Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Декоративная живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2007-2015 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Декоративная живопись» - научить изображать объекты окружающего мира средствами декоративной живописи на основе основных закономерностей создания цветового строя.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
-изучить средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать основные термины декоративного искусства и живописи; принципы и этапы выполнения декоративной композиции; законы композиционного и цветового построения пространства; основные приемы преобразования реалистических образов в декоративные; основные живописные технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь создавать декоративные живописные композиции; применять приемы стилизации в декоративно-живописных композициях; применять основные композиционные законы в создании декоративных композиций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами анализа выбора изобразительного решения; живописными материалами; методами создания декоративных образов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цвет в декоративной живописи
1.1. Сложный декоративный натюрморт. Живопись предметов быта разных по фактуре. Посещение выставки произведений декоративной живописи. Практические 2 2 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Посещение выставки. Сам. работа 2 29 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта близких по цветовой гамме Практические 2 2 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 2 36 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Декоративная стилизация в натюрморте
2.1. Разработка трехцветного декоративного решения натюрморта, построенного на системе цветовых пятен Сам. работа 2 33 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Практические 2 2 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Фигура человека в декоративной живописи. Посещение выставки Практические 2 2 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Разработка формы фигуры как элемента в системе средств декоративного построения Сам. работа 2 34 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие "воздушная перспектива".
2. Тепло-холодность в живописи.
3. Как изменяются цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.
4. Определение гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов в картине.
5. Последовательность выполнения живописного произведения.
6. Виды освещения.
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации.
9. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
10. Основной цвет предмета без учета внешних влияний.
11. Основные задачи декоративной живописи.
12. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние.
13. С чего начинается работа над живописно-декоративным этюдом.
14. Как называется наложение одного красочного слоя на другой.
15. Определение светлотного контраста.
16. Ахроматические и хроматические цвета.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ж. Вибер Живопись и ее средства : М. : Сварог и К, , 2000
Л1.2 Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шенцова О. Основы цветоведения. Живопись и архитектурная колористика.: М.: Астрель, , 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н. Е. Основные положения изображения живой натуры в живописи: Учебное пособие Изд-во АлтГу, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 19. http://artgorod.ru/news.php ПОРТАЛ АРТ-ГОРОД
Э2 ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Э3 18. http://www.shazina.com/Category.aspx?CategoryID=1
Э4 Иконы мира на аукционе Антиквариат. Ру
Э5 17. http://www.antikwariat.ru/ikonsworld/
Э6 16. http://www.picturesaivazovsky.org/aivasovsky1.php ГАЛЕРЕЯ АЙВАЗОВ-СКОГО
Э7 http://www.picturesrembrandt.org/
Э8 15. РЕМБРАНДТ Харменс Ван Рейн (1606-1669)
Э9 14. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕ-МЕННОЙ ЖИВОПИСИ США
Э10 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
Э11 галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ
Э12 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э14 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э15 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э16 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э17 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э18 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э19 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э20 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э21 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э22 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э23 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
6.3. Перечень программного обеспечения
1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу) ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) учебная аудитория для проведения учебной практики для курсового проектирования (учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона, столик для натюрморта, глаз, глаз большой (гипсовая модель), голова Сократа АР-512, горка выставка, деталь губы малые, глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512, деталь губы малые АР - 512, кисть женская АР-341, ; кисть руки большая, конус, мольберт, конус АР-106, конус АР-101, куб большой, куб малый, мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом, натюрмортный столик, ; нос Давида АР-375, обрубовка черепа АР-497, орнамент №22 "Трилистник" АР-2122, орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128, орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент № 19 АР-2119, пирамида малая, орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133, орнамент №6 "Лист клена" АР-2106, орнамент №7 АР-2107,; цилиндр малый, рот, орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая), пирамида АР-107, призма АР-105, стопа натуральная АР-331, трилистник большой,; череп анатомический АР-497,шар большой, цилиндр АР-102, цилиндр малый, череп, череп анатомический АР-497, череп женский, череп мужской, ; череп обрубовка АР-496, череп обрубовочный, шар АР-103, шар большой )
склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (стеллажи, стол, стул, шкафы)
электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу) ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т. д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.