МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецрисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54 108 108
Сам. работа 54 54 27 27 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доцент Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Спецрисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., профессор, Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.иск., профессор, Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование конструктивно – графической компетентности как субъективного опыта и практических конструктивно – графических умений будущего дизайнера, приобретение теоретических и практических знаний и освоение практических приемов в рисунке.
Задачи дисциплины:
Сформировать комплексные знания и практические навыки в области рисунка
Привить студентам умения квалифицированно использовать знания и навыки рисунка в области дизайна
Сформировать у бакалавров пространственное мышление для решения задач в области дизайна
Сформировать профессиональные качества личности и индивидуально – творческий стиль деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы композиции;
основные законы построения изображения на плоскости;
художественные графические материалы, их свойства, техники и способы их применения;
критерии качества рисунка;
методы и подходы к формированию вариативности творческих решений в спецрисунке;
принципы разработки деталей, фактур и текстур в графике;
основные законы стилизации бионической и архитектурной формы,
влияние цвета и фактуры на зрительное восприятие
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания, пользоваться графическими материалами для визуализации проектной идеи;
применять знания законов композиции в графическом дизайне,
интерпретировать реалистическое изображение в стилизованное до знака индекса;
демонстрировать уверенность владения техниками и технологиями графических материалов;
использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, орнамент);
стилизовать натурные объекты в декоративные на основе художественного отбора с амплитудой выполнения от полного сохранения всех существенных особенностей объекта до его предельной схематизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения алгоритмом осмысления поставленных творческих задач;
владения методами перехода от эскиза к выполнению спецрисунка в материале;
владения разнообразными техниками и технологиями графических материалов;
владения основными навыками дизайнерского скетча (наброска);
владения методами решения проектных задач при помощи графических средств;
владения приемами анализа, синтеза, обобщенияв процессе изображения натуры;
владения принципами художественно-образного выражения, как способа организации изображения по формальным и смысловым,логической расстановке акцентов в рисунке, выбору главного и второстепенного, выделения композиционного центра;
правилами оформления эскизов и выполненной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы и закономерности построения графической композиции в дизайне.
1.1. Основы и закономерности построения графической композиции в дизайне. Практические 5 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Осно вные средства композиционного рисунка. Изобразительные возможности основных средств композиционного рисунка. Практические 5 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Стилизация формы при помощи графических средств. Практические 5 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Оформление практической работы Сам. работа 5 18 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Композиционный аналитический рисунок Практические 5 10 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Основные приёмы трактовки формы. Практические 5 10 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Оформление практической работы Сам. работа 5 18 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Создание и воплощение художественного образа в различных графических техниках при разработке полиграфической, мультимедийной, анимационной и другой продукции графического дизайна. Практические 5 10 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Оформление практической работы Сам. работа 5 18 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Композиционный аналитический рисунок драпиров ки Практические 6 6 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.11. Силуэтное решение драпировки на основе аналитического рисунка . Практические 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.12. Графическая переработка аналитического рисунка драпировки в два тона методом раскладки. Практические 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.13. Оформление практической работы Сам. работа 6 6 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.14. Линейный рисунок драпировки. Практические 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.15. Аналитический рисунок несложной тематической постановки из трех – четырех предметов. Практические 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.16. Оформление практической работы Сам. работа 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.17. Одновременное применение силуэтного изображения, раскладки и линии . Форэскиз. Практические 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.18. Окончательный вариант композиции в цветовом эквиваленте. Практические 6 8 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.19. Оформление практических работ Сам. работа 6 13 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Аналитический рисунок несложной тематической постановки из трех – четырех предметов.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какую роль в строении формы играет ее конструкция?
2. Что означает понятие перспектива?
3. Как пользуются правилами перспективы в учебном рисунке?
4. Как построить в перспективе простейшие предметы?
5. Что вы знаете о пропорциях, анатомии, конструкции фигуры?
6. В чём отличие фигуры человека с гипсовой модели от рисунка с живой натуры?
7. В чём отличие кратковременных рисунков от длительных учебных рисунков с натуры?
8. Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок?
9. Как вы понимаете единый процесс изучения формы в рисовании с натуры и по памяти?
10. В какой последовательности выполняется рисунок предметов быта?
11. Из каких стадий состоит процесс рисования геометрических тел с натуры?
12. Как найти верное композиционное размещение изображаемого предмета на плоскости?
13. Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок?
14. Как распределяется свет на предметах, имеющих круглые формы?
15. Что вы знаете об анатомии и пропорциях головы?
16. Каковы особенности каждой последовательной стадии рисунка простого натюрморта?
17. Как используются знания перспективы в построении интерьера?
18. Условно-декоративная стилизация натюрморта из предметов быта.
19. Условно-декоративная стилизация рисунка интерьера
20. Зарисовки фигуры человека
21. Условно-декоративная стилизация изображения фигуры человека
22. Условно-декоративная стилизация изображения фигуры человека в интерьере
23. Абстрактная композиция объема и формы
24. Понятие и виды рисунка
25. Цветовая гамма рисунка
26. Световые решения в рисунке
27. Правила построения рисунка
28. Игра с тенью в рисунке
29. Понятие и виды живописных работ
30. Выполнение живописных работ
31. Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств
32. Знание художественных и эстетических свойств цвета
33. Цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сургутский государственный университет ХМАО (Сургут), Кафедра педагогики Основы изобразительной грамоты (рисунок): учеб. -метод. пособие Сургут: Изд-во СурГУ//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу) ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) учебная аудитория для проведения учебной практики для курсового проектирования (учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона, столик для натюрморта, глаз, глаз большой (гипсовая модель), голова Сократа АР-512, горка выставка, деталь губы малые, глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512, деталь губы малые АР - 512, кисть женская АР-341, ; кисть руки большая, конус, мольберт, конус АР-106, конус АР-101, куб большой, куб малый, мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом, натюрмортный столик, ; нос Давида АР-375, обрубовка черепа АР-497, орнамент №22 "Трилистник" АР-2122, орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128, орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент № 19 АР-2119, пирамида малая, орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133, орнамент №6 "Лист клена" АР-2106, орнамент №7 АР-2107,; цилиндр малый, рот, орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая), пирамида АР-107, призма АР-105, стопа натуральная АР-331, трилистник большой,; череп анатомический АР-497,шар большой, цилиндр АР-102, цилиндр малый, череп, череп анатомический АР-497, череп женский, череп мужской, ; череп обрубовка АР-496, череп обрубовочный, шар АР-103, шар большой )
склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (стеллажи, стол, стул, шкафы)
электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу) ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа является одним из основных методов овладения знаниями в учебной деятельности, приобщая студентов
-бакалавров к индивидуальной практической деятельности.
Основой самостоятельной работы обучающихся являются методические советы и рекомендации преподавателя.
Самостоятельная работа стимулирует творческую инициативу и личную ответственность студента, побуждая к планированию времени, затрачиваемого на постановку проблемы, ее решения, и составления отчета для преподавателя.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов рекомендуется следующий порядок ее организации:
1.Изучение теоретических материалов по соответствующей теме с проработкой основной и дополнительной литературы.
Особое внимание следует обратить на понимание основных понятий и определений, что необходимо для правильного осознания материала и последующейпрактической работы.
2.Выработка алгоритма действий предстоящей практической работы в соответствии с теоретическим обоснованием.
3.Выполнение эскиза работы в формате А3.
4. Предоставление эскиза преподавателю на утверждение.
5. Перенесение утверждённого преподавателем эскиза, без изменений стиля, идеи, цветовой разработки, в размер А1, в технике, утвержденной преподавателем