Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 18,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 54 | 54 | 54 | 54 | 108 | 108 |
Сам. работа | 54 | 54 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.иск., профессор, Степанская Т.М.
1.1. | формирование конструктивно – графической компетентности как субъективного опыта и практических конструктивно – графических умений будущего дизайнера, приобретение теоретических и практических знаний и освоение практических приемов в рисунке. Задачи дисциплины: Сформировать комплексные знания и практические навыки в области рисунка Привить студентам умения квалифицированно использовать знания и навыки рисунка в области дизайна Сформировать у бакалавров пространственное мышление для решения задач в области дизайна Сформировать профессиональные качества личности и индивидуально – творческий стиль деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-10 | владением системой эвристических методов и приемов |
ПК-13 | готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы композиции; основные законы построения изображения на плоскости; художественные графические материалы, их свойства, техники и способы их применения; критерии качества рисунка; методы и подходы к формированию вариативности творческих решений в спецрисунке; принципы разработки деталей, фактур и текстур в графике; основные законы стилизации бионической и архитектурной формы, влияние цвета и фактуры на зрительное восприятие |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания, пользоваться графическими материалами для визуализации проектной идеи; применять знания законов композиции в графическом дизайне, интерпретировать реалистическое изображение в стилизованное до знака индекса; демонстрировать уверенность владения техниками и технологиями графических материалов; использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, орнамент); стилизовать натурные объекты в декоративные на основе художественного отбора с амплитудой выполнения от полного сохранения всех существенных особенностей объекта до его предельной схематизации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения алгоритмом осмысления поставленных творческих задач; владения методами перехода от эскиза к выполнению спецрисунка в материале; владения разнообразными техниками и технологиями графических материалов; владения основными навыками дизайнерского скетча (наброска); владения методами решения проектных задач при помощи графических средств; владения приемами анализа, синтеза, обобщенияв процессе изображения натуры; владения принципами художественно-образного выражения, как способа организации изображения по формальным и смысловым,логической расстановке акцентов в рисунке, выбору главного и второстепенного, выделения композиционного центра; правилами оформления эскизов и выполненной работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы и закономерности построения графической композиции в дизайне. | ||||||
1.1. | Основы и закономерности построения графической композиции в дизайне. | Практические | 5 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Осно вные средства композиционного рисунка. Изобразительные возможности основных средств композиционного рисунка. | Практические | 5 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Стилизация формы при помощи графических средств. | Практические | 5 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Оформление практической работы | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Композиционный аналитический рисунок | Практические | 5 | 10 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Основные приёмы трактовки формы. | Практические | 5 | 10 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Оформление практической работы | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Создание и воплощение художественного образа в различных графических техниках при разработке полиграфической, мультимедийной, анимационной и другой продукции графического дизайна. | Практические | 5 | 10 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.9. | Оформление практической работы | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.10. | Композиционный аналитический рисунок драпиров ки | Практические | 6 | 6 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.11. | Силуэтное решение драпировки на основе аналитического рисунка . | Практические | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.12. | Графическая переработка аналитического рисунка драпировки в два тона методом раскладки. | Практические | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.13. | Оформление практической работы | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.14. | Линейный рисунок драпировки. | Практические | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.15. | Аналитический рисунок несложной тематической постановки из трех – четырех предметов. | Практические | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.16. | Оформление практической работы | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.17. | Одновременное применение силуэтного изображения, раскладки и линии . Форэскиз. | Практические | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.18. | Окончательный вариант композиции в цветовом эквиваленте. | Практические | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.19. | Оформление практических работ | Сам. работа | 6 | 13 | ОПК-10, ПК-13 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Аналитический рисунок несложной тематической постановки из трех – четырех предметов. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Какую роль в строении формы играет ее конструкция? 2. Что означает понятие перспектива? 3. Как пользуются правилами перспективы в учебном рисунке? 4. Как построить в перспективе простейшие предметы? 5. Что вы знаете о пропорциях, анатомии, конструкции фигуры? 6. В чём отличие фигуры человека с гипсовой модели от рисунка с живой натуры? 7. В чём отличие кратковременных рисунков от длительных учебных рисунков с натуры? 8. Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок? 9. Как вы понимаете единый процесс изучения формы в рисовании с натуры и по памяти? 10. В какой последовательности выполняется рисунок предметов быта? 11. Из каких стадий состоит процесс рисования геометрических тел с натуры? 12. Как найти верное композиционное размещение изображаемого предмета на плоскости? 13. Какие графические материалы употребляются для набросков и зарисовок? 14. Как распределяется свет на предметах, имеющих круглые формы? 15. Что вы знаете об анатомии и пропорциях головы? 16. Каковы особенности каждой последовательной стадии рисунка простого натюрморта? 17. Как используются знания перспективы в построении интерьера? 18. Условно-декоративная стилизация натюрморта из предметов быта. 19. Условно-декоративная стилизация рисунка интерьера 20. Зарисовки фигуры человека 21. Условно-декоративная стилизация изображения фигуры человека 22. Условно-декоративная стилизация изображения фигуры человека в интерьере 23. Абстрактная композиция объема и формы 24. Понятие и виды рисунка 25. Цветовая гамма рисунка 26. Световые решения в рисунке 27. Правила построения рисунка 28. Игра с тенью в рисунке 29. Понятие и виды живописных работ 30. Выполнение живописных работ 31. Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств 32. Знание художественных и эстетических свойств цвета 33. Цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сургутский государственный университет ХМАО (Сургут), Кафедра педагогики | Основы изобразительной грамоты (рисунок): учеб. -метод. пособие | Сургут: Изд-во СурГУ//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2007 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Киселева Н.Е. | Рисунок: учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу) ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 ) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс" |
класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) учебная аудитория для проведения учебной практики для курсового проектирования (учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона, столик для натюрморта, глаз, глаз большой (гипсовая модель), голова Сократа АР-512, горка выставка, деталь губы малые, глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512, деталь губы малые АР - 512, кисть женская АР-341, ; кисть руки большая, конус, мольберт, конус АР-106, конус АР-101, куб большой, куб малый, мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом, натюрмортный столик, ; нос Давида АР-375, обрубовка черепа АР-497, орнамент №22 "Трилистник" АР-2122, орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128, орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент № 19 АР-2119, пирамида малая, орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133, орнамент №6 "Лист клена" АР-2106, орнамент №7 АР-2107,; цилиндр малый, рот, орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая), пирамида АР-107, призма АР-105, стопа натуральная АР-331, трилистник большой,; череп анатомический АР-497,шар большой, цилиндр АР-102, цилиндр малый, череп, череп анатомический АР-497, череп женский, череп мужской, ; череп обрубовка АР-496, череп обрубовочный, шар АР-103, шар большой ) склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (стеллажи, стол, стул, шкафы) электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу) ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 ) |
Самостоятельная работа является одним из основных методов овладения знаниями в учебной деятельности, приобщая студентов -бакалавров к индивидуальной практической деятельности. Основой самостоятельной работы обучающихся являются методические советы и рекомендации преподавателя. Самостоятельная работа стимулирует творческую инициативу и личную ответственность студента, побуждая к планированию времени, затрачиваемого на постановку проблемы, ее решения, и составления отчета для преподавателя. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов рекомендуется следующий порядок ее организации: 1.Изучение теоретических материалов по соответствующей теме с проработкой основной и дополнительной литературы. Особое внимание следует обратить на понимание основных понятий и определений, что необходимо для правильного осознания материала и последующейпрактической работы. 2.Выработка алгоритма действий предстоящей практической работы в соответствии с теоретическим обоснованием. 3.Выполнение эскиза работы в формате А3. 4. Предоставление эскиза преподавателю на утверждение. 5. Перенесение утверждённого преподавателем эскиза, без изменений стиля, идеи, цветовой разработки, в размер А1, в технике, утвержденной преподавателем |