Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.иск., профессор Степанская Т.М.
1.1. | Сформировать научные представления о цвете, понимание роли этих знаний в усвоении последующих дисциплин профессионального цикла. Сформировать знания о спектральном составе излучения и его связи с цветом, об основных свойствах цветов, об оптических свойствах красок. Познакомить со спецификой восприятия цвета, объяснить эмоциональное и физиологическое воздействие цветов на человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы теории цвета, физическую и физиологическую основу восприятия цвета; основные свойства цветов и законы цветоведения; эмоциональное и физиологическое воздействие цвета на человека; основы колористики; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | составлять простые и сложные цветовые смеси, используя различные методы смешения цветов; составлять ахроматические и хроматические тональные и цветовые ряды; составлять гармоничные цветовые сочетания, светлотные и цветовые контрасты; определять и состовлять различные виды цветовых композиций; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | художественной терминологией, используемой в работе с цветом; методами оценки и измерения основных цветовых характеристик; методами определения и образования колорита; навыками выбора цветовых решений при создании художественных и декоративно-прикладных изделий; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Физическая природа света. | ||||||
1.1. | Науки, изучающие цвет, и их взаимосвязь. Развитие представлений о природе света и цвета. Объективные и субъективные начала феномена цвета. Электромагнитные волны и фотоны. Шкала электромагнитных волн. Дисперсия света. Цветовой спектр.Физическая основа цвета предмета. Светящиеся и несветящиеся объекты. Отражение, пропускание и поглощение света. Основные источники света. Спектральный состав излучения и его связь с цветом. Факторы, влияющие на характер восприятия цвета предмета. Виды освещения и их особенности. Зависимость цвета от вида, характера и интенсивности освещения. Цветовые и световые явления в природе. Виды источников искусственного освещения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6 |
1.2. | Периодизация учения о цвете. Религиозно-философский этап учения о цвете. Древний Восток. Греко-римская античность. Средние века. Второй этап развития научных представлений о природе света и цвета. Эпоха Возрождения. Эпоха Просвещения. Третий этап. 19-20 века. Современные проблемы изучения цвета. Значение цвета в дизайне и других практических областях. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
1.3. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-31 | Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
Раздел 2. Цветовое зрение. | ||||||
2.1. | Физиология восприятия цвета. Строение и работа глаза. Строение сетчатки. Виды зрения. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Чувствительность зрительных клеток. Эффекты зрительного восприятия. Аккомодация. Зрачковый рефлекс. Адаптация глаза. Виды адаптации. Константность восприятия. Цветовая память и трансформация. Цветоощущение и цветовосприятие. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
2.2. | Дефекты цветового восприятия. Тесты на определение цветовосприятия. | Практические | 3 | 1 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
2.3. | Иррадиация цвета. Зрительная индукция. | Практические | 3 | 1 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
2.4. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л2.6, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
Раздел 3. Методы образования цвета. | ||||||
3.1. | Аддитивный синтез цветов. Субтрактивный синтез цветов. Законы синтеза цвета. Способы синтеза цвета. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
3.2. | Ахроматические и хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. условные единицы измерения тонов. Методы и технические приемы построения равноступенчатых шкал. Ахроматическая шкала. Диапазоны светлоты. Ахроматические комбинаторики по диапазонам светлоты (нюансные и контрастные сочетания). Декоративная выразительность ахроматической гаммы в контрастном и нюансном сочетаниях. Психологическая характеристика ахроматических гамм. Хроматические (цветовых) шкалы по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Цветовое сравнение: исходный цвет на фоне тонов трех степеней светлоты и трех видов насыщенности. Комбинаторики монохромной гаммы (нюансные и контрастные сочетания) по трем диапазонам светлоты и видам насыщенности. Декоративная выразительность монохромной гаммы. Психологическая характеристика монохромной гаммы. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
3.3. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 12 | Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6, Л2.2 | |
Раздел 4. Лингвистика цвета. | ||||||
4.1. | Лингвистика цвета. Классификация названий цветов. Собственные цветовые термины. Название основных цветов пигментов художественных красок. Связь состава цветовых пигментов с цветонаименованием. Отличия в наименовании однотипных пигментов различного состава. Составление палитры цветов пигментов художественных красок. Описательные характеристики в цветообозначении. Приставочные слова для выражения оттенков. Термины цвета, образованные от названий предметов. Развитие и обогащение системы цветообозначений. Уникальные названия цветов встречающихся в практике цветообозначения, их происхождение. Цветонаименования с экспрессивной функцией. Современные тенденции развития лексики цветообозначения. Формирование расширенных цветовых палитр на основе основных групп хроматических цветов с включением цветонаименования. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.8 |
4.2. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 10 | Л2.4, Л2.6, Л3.1 | |
Раздел 5. Систематика цветов и основы колориметрии. | ||||||
5.1. | История развития систематики цветов. Способы систематизации цветов. Цветовые модели и системы. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.5, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
5.2. | Цветовая модель – цветовой круг. Виды цветовых кругов. Построение пятиступенчатого 12-и и 16-и частного цветового круга. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
5.3. | Основы колориметрии. Способы количественного описания цветов. Стандартизация цветов. Российские и зарубежные системы классификации цветовых эталонов. Цветовые атласы. Типы цветовых атласов. Методы определения цвета. Координаты цвета. Работа с системой цветовых атласов. Поиск цвета по заданным цветовым координатам. Сравнение цветовых образцов с эталонами цвета. Возможности использования количественного описания цветов в профессиональной деятельности дизайнера, художника. Роль и значение стандартизации цветов в условиях современного производства. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
5.4. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
Раздел 6. Эстетика цвета. Цветовые гармонии. | ||||||
6.1. | Эстетическая оценка цвета. Понятие «цветовая гармония». Признаки цветовой гармонии. Классические теории цветовой гармонии. Современная типология цветовых гармоний. Составление гармоничных сочетаний цветов по цветовому кругу на основе формализованных схем. Цветовые пары, триады, кватриады. Декоративная выразительность цветовых гармоний. Психологическая характеристика. Неформализованные схемы цветовых гармоничных сочетаний. Комбинирование традиционных формализованных с авторскими схемами цветовых сочетаний. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.8 |
6.2. | Понятие контраст. Классификация цветовых контрастов. Эстетика и эмоциональная выразительность цветовых контрастов. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
6.3. | Цветовая композиция. Виды цветовых композиций. Классификации цветовых композиций. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.8 |
6.4. | Основные типы трактовки цвета в живописи. Колорит. Типы колорита. Способы объединения цветов в общий колорит. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.8 |
6.5. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2 |
Раздел 7. Психология зрительного восприятия цвета. | ||||||
7.1. | Основные закономерности восприятия цвета. Виды воздействия цвета. Психо-физиологическое воздействие цвета. Эмоционально-психологическое воздействие цвета. Психологические свойства цветов. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия. Сила эмоционального воздействия цвета. Теория цветовых впечатлений. Теория цветовой выразительности. Цветовые ассоциации. Пути формирования ассоциаций. Виды ассоциаций. | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л1.8, Л2.3 |
7.2. | Подбор цвета и цветовых сочетаний в соответствии с индивидуальными ассоциациями. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л1.8, Л2.3 |
7.3. | Цветовые гаммы. Интональность. Построение цветовых гамм с заданными свойствами. Способы изменения психологической трактовки цветовой гаммы. Методы усиления и ослабления звучания темы цветовой гаммы. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л1.8, Л2.3 |
7.4. | Символика цвета. Архетипические «образы» основных цветов в цветовой символике различных культур. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.8, Л2.3 |
7.5. | Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-31 | Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.8, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме. «2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно; «3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить; «4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ; «5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Данилова Н.Н | Психофизиология: Учеб. для вузов : | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
Л1.2 | Зализняк А. | Русская семантика в типологической перспективе: | М.: Языки славянской культуры, 2013 | |
Л1.3 | Арнхейм Р. | В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем: | СПб: Алетейя// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012. | |
Л1.4 | Туканов А. | 10 упражнений построения цветовых структур: | TATLIN, 2014 | |
Л1.5 | Бесчастнов, Н. П | Цветная графика: | ВЛАДОС, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.6 | Месяц С.В. | Иоганн Вольфганг гете и его учение о цвете. Ч.1: | М.:Кругъ, 2012 | |
Л1.7 | Ремизов А.Н. | Медицинская и биологическая физика: | М.: ГЭОТАР-Меди, 2012 | |
Л1.8 | Цикулина Н.Л. | Сознательное и бессознательное в живописи: | Тверь: Триада, 2015 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Василевич А.П. | Наименование цвета в индоевропейских языках. Системный и исторический анализ: | М.:URSS, 2007 | |
Л2.2 | Иттен И. | Искусство цвета: | М:Д.Аронов, 2007 | |
Л2.3 | Сельченок К.В. | Новейшая цветопсихология: | Минск: Харвест, 2007 | |
Л2.4 | Шашков Ю.П. | Живопись и ее средства: учеб. пособие для вузов | М.: Академ. Проект, 2010 | |
Л2.5 | Яньшин П. В. | Психосемантика цвета : монография | СПб.:Речь, 2006 | |
Л2.6 | Фриш С.Э., Тиморёва А.В. | курс общей физики: учебник: в 3. т Оптика. Атомная физика: | Спб.Лань, 2010 | |
Л2.7 | Арнхейм, Р. | Искусство и визуальное восприятие : | Благовещенск: БГК им. Б. де Куртене, 2007 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Францева Н.В. | Цветоведение: рабочая программа | ЭБС АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» | |||
Э2 | http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система издательства «Лань» | |||
Э3 | http://www.Ibooks.ru - Электронная библиотечная система учебной и научной литературы | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная среда сервера Windows 2000 Server. Операционная среда рабочих станций Windows XP Professional, MS Office XP. Пакет для редактирования изображений Adobe Photoshop. Пакет графического редактора Adobe Illustrator Пакет графического редактора Corel Draw | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия. |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |