МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика цвета и психология восприятия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель каф.ИОиЗИ Францева Н.В.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Физика цвета и психология восприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2014-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.иск., профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать научные представления о цвете, понимание роли этих знаний в усвоении последующих дисциплин профессионального цикла. Сформировать знания о спектральном составе излучения и его связи с цветом, об основных свойствах цветов, об оптических свойствах красок. Познакомить со спецификой восприятия цвета, объяснить эмоциональное и физиологическое воздействие цветов на человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории цвета, физическую и физиологическую основу восприятия цвета;
основные свойства цветов и законы цветоведения;
эмоциональное и физиологическое воздействие цвета на человека;
основы колористики;
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять простые и сложные цветовые смеси, используя различные методы смешения цветов;
составлять ахроматические и хроматические тональные и цветовые ряды;
составлять гармоничные цветовые сочетания, светлотные и цветовые контрасты;
определять и состовлять различные виды цветовых композиций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.художественной терминологией, используемой в работе с цветом;
методами оценки и измерения основных цветовых характеристик;
методами определения и образования колорита;
навыками выбора цветовых решений при создании художественных и декоративно-прикладных изделий;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физическая природа света.
1.1. Науки, изучающие цвет, и их взаимосвязь. Развитие представлений о природе света и цвета. Объективные и субъективные начала феномена цвета. Электромагнитные волны и фотоны. Шкала электромагнитных волн. Дисперсия света. Цветовой спектр.Физическая основа цвета предмета. Светящиеся и несветящиеся объекты. Отражение, пропускание и поглощение света. Основные источники света. Спектральный состав излучения и его связь с цветом. Факторы, влияющие на характер восприятия цвета предмета. Виды освещения и их особенности. Зависимость цвета от вида, характера и интенсивности освещения. Цветовые и световые явления в природе. Виды источников искусственного освещения. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6
1.2. Периодизация учения о цвете. Религиозно-философский этап учения о цвете. Древний Восток. Греко-римская античность. Средние века. Второй этап развития научных представлений о природе света и цвета. Эпоха Возрождения. Эпоха Просвещения. Третий этап. 19-20 века. Современные проблемы изучения цвета. Значение цвета в дизайне и других практических областях. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2
1.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6, Л2.2
Раздел 2. Цветовое зрение.
2.1. Физиология восприятия цвета. Строение и работа глаза. Строение сетчатки. Виды зрения. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Чувствительность зрительных клеток. Эффекты зрительного восприятия. Аккомодация. Зрачковый рефлекс. Адаптация глаза. Виды адаптации. Константность восприятия. Цветовая память и трансформация. Цветоощущение и цветовосприятие. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2
2.2. Дефекты цветового восприятия. Тесты на определение цветовосприятия. Практические 3 1 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2
2.3. Иррадиация цвета. Зрительная индукция. Практические 3 1 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2
2.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.1, Л2.6, Л3.1, Л1.6, Л2.2
Раздел 3. Методы образования цвета.
3.1. Аддитивный синтез цветов. Субтрактивный синтез цветов. Законы синтеза цвета. Способы синтеза цвета. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6, Л2.2
3.2. Ахроматические и хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. условные единицы измерения тонов. Методы и технические приемы построения равноступенчатых шкал. Ахроматическая шкала. Диапазоны светлоты. Ахроматические комбинаторики по диапазонам светлоты (нюансные и контрастные сочетания). Декоративная выразительность ахроматической гаммы в контрастном и нюансном сочетаниях. Психологическая характеристика ахроматических гамм. Хроматические (цветовых) шкалы по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Цветовое сравнение: исходный цвет на фоне тонов трех степеней светлоты и трех видов насыщенности. Комбинаторики монохромной гаммы (нюансные и контрастные сочетания) по трем диапазонам светлоты и видам насыщенности. Декоративная выразительность монохромной гаммы. Психологическая характеристика монохромной гаммы. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
3.3. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 12 Л2.4, Л2.6, Л1.7, Л3.1, Л1.6, Л2.2
Раздел 4. Лингвистика цвета.
4.1. Лингвистика цвета. Классификация названий цветов. Собственные цветовые термины. Название основных цветов пигментов художественных красок. Связь состава цветовых пигментов с цветонаименованием. Отличия в наименовании однотипных пигментов различного состава. Составление палитры цветов пигментов художественных красок. Описательные характеристики в цветообозначении. Приставочные слова для выражения оттенков. Термины цвета, образованные от названий предметов. Развитие и обогащение системы цветообозначений. Уникальные названия цветов встречающихся в практике цветообозначения, их происхождение. Цветонаименования с экспрессивной функцией. Современные тенденции развития лексики цветообозначения. Формирование расширенных цветовых палитр на основе основных групп хроматических цветов с включением цветонаименования. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.8
4.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 10 Л2.4, Л2.6, Л3.1
Раздел 5. Систематика цветов и основы колориметрии.
5.1. История развития систематики цветов. Способы систематизации цветов. Цветовые модели и системы. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.5, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
5.2. Цветовая модель – цветовой круг. Виды цветовых кругов. Построение пятиступенчатого 12-и и 16-и частного цветового круга. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
5.3. Основы колориметрии. Способы количественного описания цветов. Стандартизация цветов. Российские и зарубежные системы классификации цветовых эталонов. Цветовые атласы. Типы цветовых атласов. Методы определения цвета. Координаты цвета. Работа с системой цветовых атласов. Поиск цвета по заданным цветовым координатам. Сравнение цветовых образцов с эталонами цвета. Возможности использования количественного описания цветов в профессиональной деятельности дизайнера, художника. Роль и значение стандартизации цветов в условиях современного производства. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
5.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
Раздел 6. Эстетика цвета. Цветовые гармонии.
6.1. Эстетическая оценка цвета. Понятие «цветовая гармония». Признаки цветовой гармонии. Классические теории цветовой гармонии. Современная типология цветовых гармоний. Составление гармоничных сочетаний цветов по цветовому кругу на основе формализованных схем. Цветовые пары, триады, кватриады. Декоративная выразительность цветовых гармоний. Психологическая характеристика. Неформализованные схемы цветовых гармоничных сочетаний. Комбинирование традиционных формализованных с авторскими схемами цветовых сочетаний. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.8
6.2. Понятие контраст. Классификация цветовых контрастов. Эстетика и эмоциональная выразительность цветовых контрастов. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
6.3. Цветовая композиция. Виды цветовых композиций. Классификации цветовых композиций. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.8
6.4. Основные типы трактовки цвета в живописи. Колорит. Типы колорита. Способы объединения цветов в общий колорит. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.8
6.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л3.1, Л1.6, Л2.2
Раздел 7. Психология зрительного восприятия цвета.
7.1. Основные закономерности восприятия цвета. Виды воздействия цвета. Психо-физиологическое воздействие цвета. Эмоционально-психологическое воздействие цвета. Психологические свойства цветов. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия. Сила эмоционального воздействия цвета. Теория цветовых впечатлений. Теория цветовой выразительности. Цветовые ассоциации. Пути формирования ассоциаций. Виды ассоциаций. Лекции 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л1.8, Л2.3
7.2. Подбор цвета и цветовых сочетаний в соответствии с индивидуальными ассоциациями. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л1.8, Л2.3
7.3. Цветовые гаммы. Интональность. Построение цветовых гамм с заданными свойствами. Способы изменения психологической трактовки цветовой гаммы. Методы усиления и ослабления звучания темы цветовой гаммы. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л1.8, Л2.3
7.4. Символика цвета. Архетипические «образы» основных цветов в цветовой символике различных культур. Практические 3 2 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.8, Л2.3
7.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 3 10 ПК-31 Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л3.1, Л1.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.8, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Данилова Н.Н Психофизиология: Учеб. для вузов : М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Зализняк А. Русская семантика в типологической перспективе: М.: Языки славянской культуры, 2013
Л1.3 Арнхейм Р. В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем: СПб: Алетейя// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012.
Л1.4 Туканов А. 10 упражнений построения цветовых структур: TATLIN, 2014
Л1.5 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л1.6 Месяц С.В. Иоганн Вольфганг гете и его учение о цвете. Ч.1: М.:Кругъ, 2012
Л1.7 Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика: М.: ГЭОТАР-Меди, 2012
Л1.8 Цикулина Н.Л. Сознательное и бессознательное в живописи: Тверь: Триада, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василевич А.П. Наименование цвета в индоевропейских языках. Системный и исторический анализ: М.:URSS, 2007
Л2.2 Иттен И. Искусство цвета: М:Д.Аронов, 2007
Л2.3 Сельченок К.В. Новейшая цветопсихология: Минск: Харвест, 2007
Л2.4 Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
Л2.5 Яньшин П. В. Психосемантика цвета : монография СПб.:Речь, 2006
Л2.6 Фриш С.Э., Тиморёва А.В. курс общей физики: учебник: в 3. т Оптика. Атомная физика: Спб.Лань, 2010
Л2.7 Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие : Благовещенск: БГК им. Б. де Куртене, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Францева Н.В. Цветоведение: рабочая программа ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э3 http://www.Ibooks.ru - Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная среда сервера Windows 2000 Server.
Операционная среда рабочих станций Windows XP Professional, MS Office XP.
Пакет для редактирования изображений Adobe Photoshop.
Пакет графического редактора Adobe Illustrator
Пакет графического редактора Corel Draw
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.