МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пластическая анатомия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Пластическая анатомия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2007-2015 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусстоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусстоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ являются обучение студентов основным законам и принципам реалистической передачи объёмной трехмерной формы; развитие объёмно-пространственного видения и мышления как необходимых компонентов комплекса и свойств вузовской подготовки специалиста – дизайнера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о форме человека изнутри: соединения костей между собой, законы костной связи и т.д.
о роли и значении освоения курса пластической анатомии для будущего специалиста - дизайнера.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы изучения пластической анатомии, строение, форму мышц человека; пропорции человеческого тела; каноны; возрастные половые различия строения внешних форм человеческого тела; теоретическое строение костных и мышечных основ человеческого тела.
использовать метод зарисовок, познания, описания, изучения для грамотного изображения строения головы и скелета человека. Строить голову и фигуру человека на основе пропорциональных соотношений деталей данных объектов и по объемно – пространственному решению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки построения, как отдельных частей, так и всей фигуры человека.
навыки конструктивно – структурного изображения живой формы – одной из главных принципов учебного рисунка; построения фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение о костях.
1.1. Введение. Анатомические термины. Общее понятие о скелете. Состав и функции, структура костей и их классификация. Состав и типы суставов. Соеденения костей. Лекции 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Расчётно - графические работы (строение скелета) Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Расчётно - графические работы (строение суставов) Сам. работа 2 16 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Скелет свободной нижней конечности – ноги. Суставы, движения и пластика нижней конечности Лекции 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Расчётно - графические работы (строение ноги) Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Графические работы (строение суства ноги в движении) Сам. работа 2 12 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Скелет плечевого пояса. Скелет свободной верхней конечности – руки. Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки Лекции 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Расчётно - графические работы (строение сустава руки) Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Графические работы (строение суства руки в движении) Сам. работа 2 12 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.10. Кости черепа и их соеденение. Движение, пластика и построение головы Лекции 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.11. Расчётно - графические работы (строение черепа) Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.12. Графические работы (черепа) Сам. работа 2 6 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Учение о мышцах.
2.1. Расчётно - графические работы (мышцы ног и таза) Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Графические работы (Мышцы бедра, голени, стопы) Сам. работа 2 8 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Мышцы плечевого пояса. Мышцы руки. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки.Мышцы и пластика шеи. Пластика, движения и построение шеи с головой Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Графические работы (мышцы руки) Сам. работа 2 8 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Расчётно - графические работы (мышцы головы) Практические 2 1 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Графические работы (мышцы головы в движении, мимические мышцы) Сам. работа 2 6 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека) Сам. работа 2 6 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.9. Центр тяжести и равновесие. Пропорции тела. Сам. работа 2 6 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.10. Графические работы (зарисовки фигуры человека) Сам. работа 2 7 ОПК-10, ПК-13 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
. Понятие о скелете. Суставы и другие виды соединений костей между собой.
2. Позвоночник, грудная клетка. Их опорные костные точки.
3. Собственно туловище как единое, подвижное целое.
4. Взаимосвязь тела, позвоночника, грудной клетки.
5. Изменения положения тела стоя, сидя, развалившись.
6. Таз – центральное звено построения фигуры.
7. Бедренная кость, её рельеф на модели.
8. Движения в тазобедренном суставе.
9. Кости голени и их рельеф на модели.
10. Движения в коленном суставе и его рельеф на модели.
11. Кости стопы и их рельеф на модели; свод стопы, опорная роль стопы,
пальцев.
12. Движения в голеностопном суставе и в суставах стопы.
13. Движения голени и всего тела относительно стопы.
14. Пронация и супинация стопы.
15. Запястье, пясть, фаланги пальцев.
16. Рельеф запястья; гороховидная кость, лучевое возвышение запястья; рельеф пястья.
17. Суставы кисти.
18. Движения плечевого пояса и в плечевом суставе.
19. Движения в локтевом суставе, супинация и пронация.
20. Движения в лучезапястном суставе.
21. Движения в суставах кисти.
22. Особая роль пястно – запястного сустава I пальца.
23. Лопатка и ключица, их рельеф на модели.
24. Суставы плечевого пояса, ярёмная впадина.
25. Понятие о плечевом поясе. Плечевая кость, её рельеф на модели, плечевой сустав.
26. Локтевая и лучевая кости, их рельеф на модели.
27. Локтевой сустав. Соединения между костями предплечья.
28. Пронация и супинация руки.
29. Череп мозговой. Череп лицевой.
30. Кости черепа: затылочная, височная, теменная, лобная, скуловая, верхнее - челюстная, нижняя челюсть.
31. Глазницы, отверстия носа, рта.
32. Методика построения черепа; «крестовина» и др. основные координаты построения черепа.
33. Возрастные и половые особенности черепа.
34. Передние мышцы голени,
35. Задние поверхностные и задние глубинные мышцы голени.
36. Малоберцовые мышцы.
37. Мышцы стопы.
38. Границы таза и живота.
39. Три мышечных массива бедра.
40. Изменения формы коленного сустава и роль надколенника.
41. Мышцы плеча.
42. Описание подмышечной впадины.
43. Механизм передвижения лопатки.
44. Мышечное возвышение большого пальца и мизинца на кисти.
45. Ладонные и тыльные межкостные мышцы, их действие на пальцы.
46. Кожные и другие покровы кисти.
47. Движения плечевого пояса.
48. Совместные движения плечевого пояса и руки.
49. Неизменность формы грудной клетки.
50. костная и мышечная основа плечевого пояса.
51. Веерообразный свод – основная конструкция кисти.
52. Роль запястья при построении кисти с предплечьем.
53. Два основных массива мышц предплечья и их границы.
54. Группа сгибателей предплечья.
55. Группа разгибателей предплечья.
56. Фиксация кисти.
57. Трапецевидная мышца.
58. Грудино – ключично – сосцевидная мышца.
59. Основные принципы построения шеи с головой вверх от ярёмной впадины, от седьмого шейного позвонка и плечевого пояса и обратно.
60. Мышцы жевательные и мышцы мимические.
61. действие лобных мышц в сочетании с раскрытием глазной щели.
62. Мышцы лица – угрозы, боли, презрения и т.д.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сапин, Михаил Романович Анатомия человека: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Курепина, М.М. Анатомия человека: атлас: атлас М. : ВЛАДОС, 2005 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Лысенков Н. К. Пластическая анатомия: сборник М.: АСТ, 2003
Л2.3 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; проектор: марка Epson; стационарный экран: марка Screenriebla,; Microsoft Windows ; Microsoft Office ).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) для курсового проектирования (учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; проектор: марка Epson; стационарный экран: марка Screenriebla,; Microsoft Windows ; Microsoft Office ).
электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов
– их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
-Понятия пластической анатомии.
-Сведения из истории пластической анатомии.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
-Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков,)
Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения.
Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений:
1.Соблюдение последовательности ведения работы.
2.Аккуратное, грамотное исполнение.
3.Время исполнения
4.Устный ответ, письменный ответ