МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 20.09.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В.Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 20.09.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В.Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели - формирование у будущего специалиста комплекса знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для построения деловых отношений на основе принципов, правил, норм деловой этики и морали.
Задачи:
- освоение студентами теоретических основ этики деловых отношений;
- выработка умения анализа и регуляции деловых отношений;
- ознакомление с эволюцией этических идей;
- приобретение навыка построения и развития эффективных деловых отношений;
- морально-этическое развитие и совершенствование.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапность развития этических идей;
- основные этические категориии;
- этические концепции, дающие представление об основных этических ценностях, принципах и правилах;
о правилах и нормах деловых отношений;
о создании и функционировании системы этических принципов и правил в организации;
о способах повышения этического уровня организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания на практике, реализовывать в жизнедеятельности основы организационной и профессиональной этики;
- применять базовые принципы и правила управленческой этики;
- реалиизовывать этику исполнительской деятельности.
Уметь организовывать и эффективно осуществлять деловое взаимодействие с учетом принципов, правил и норм деловой этики и этикета;
уметь следовать принципам корпоративной культуры, правилам и нормам этического кодекса, моральным стандартам оргаизации;
создавать деловой имидж на основе универсальных, проыессиональных, деловых, организационных этических постулатов.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диагностики и самодиагностики поведения в деловой ситуации;
- коррекции поведения в ситуации нарушения этических норм;
- осуществления деловой коммуникации с учетом норм и правил деловой этики;
- самоуправления в ситуации деловых конфликтов и стрессов;
- реализации вербального этикета в деловом взаимодействии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в этику и культуру деловых отношений Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1
1.2. Введение в этику и культуру деловых отношений Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1
1.3. Становление этических идей Сам. работа 1 10 ОК-5 Л1.1
1.4. Практическая этика Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1
1.5. Практическая этика Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
1.6. Практическая этика Сам. работа 1 10 ОК-5 Л1.1
1.7. Базовые этические концепции Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1
1.8. Базовые этические концепции Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
1.9. Базовые этические концепции Сам. работа 1 10 ОК-5 Л1.1
1.10. Этика и культура в организации Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1
1.11. Этика и культура в организации Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
1.12. Этика и культура в организации Сам. работа 1 12 ОК-5 Л1.1
1.13. Этика управления Сам. работа 1 14 ОК-5 Л1.1
1.14. Этика исполнительской деятельности Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
1.15. Этика исполнительской деятельности Сам. работа 1 12 ОК-5 Л1.1
1.16. Этические аспекты развития коллектива и организации Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1
1.17. Деловой этикет Сам. работа 1 8 ОК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сущность и содержание профессиональной этики
2. Принципы этики профессиональных отношений
3. Деловой этикет: история и составляющие
4. Общие требования профессионального этикета
5. Приветствие, представление, титулирование в деловой сфере.
6. Визитная карточка, ее история, роль и функции в деловой жизни; виды визитных карточек
7. Требования к одежде и внешнему виду делового мужчины
8. Требования к одежде и внешнему виду деловой женщины
9. Этические стандарты оформления рабочего места сотрудника
10. Деловой этикет и служебное помещение
11. Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины
12. Виды письменного делового общения и этические требования к ним
13. Критика и ее роль в выполнении служебных обязанностей
14. Этические аспекты критики
15. Нормы делового этикета на выставках
16. Цель деловых приемов: требования делового этикета к их организации и проведению
17. Поведение за столом во время деловых приемов
18. Сувениры и подарки в деловой сфере: что, кому, когда и как дарить
19. Роль презентаций в деятельности современных организаций; виды презентаций
20. Требования профессионального этикета к проведению презентаций
21. Этика делового телефонного разговора: что можно и нужно говорить и что нельзя; как начать и как закончить разговор; как добиться его максимальной эффективности
22. Особенности этических норм работы секретаря
23. Деловой этикет руководителя: прием посетителей; проведение совещаний; личные контакты с сотрудниками
24. Роль переводчика в деловых переговорах и нормы этикета в отношении его служебного поведения
25. Деловая риторика: роль и виды речевого воздействия в деловых отношениях
26. Требования делового этикета:
а) к выступающему на собрании;
б) к выступающему на совещании;
в) к проводящему деловую беседу
27. Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этики деловых отношений
28. Этический кодекс, его содержание и назначение
29. Механизмы внедрения этических норм в деловую сферу
30. Этика деловых отношений в мировой практике.
31. Виды коммуникативных барьеров. Причины их возникновения.
32. Сущность коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения.
33. Роль обратной связи в деловом общении.
34. Формы делового общения. Их особенности.
35. Сущность стиля общения. Факторы определяющие стиль общения.
36. Функции делового общения.
37. Сущность методов управления общением.
38. Виды делового общения работников в организации.
39. Сущность принципов делового общения.
40. Виды дискуссий. Отличие дискуссий от спора.
41. Принципы делового характера дискуссии.
42. Сущность, функции и виды невербальных коммуникаций.
43. Факторы, определяющие особенности невербального языка.
44. Классификация невербальных средств общения
45. Кинесические особенности невербального общения: поза, жест, мимика, походка, взгляд
46. Проксемические особенности невербального общения.
47. Особенности манипуляции как метода воздействия на партнера.
48. Общие правила нейтрализации манипуляций.
49. Особенности манипуляций, используемых в переговорном процессе. Способы их нейтрализации.
50. Виды конфликтогенных действий.
51. Сущность приемов «Я-утверждение», «Мы-высказывание», «Вы-подход». В каких случаях они используются.
52. Стили слушания. Барьеры мешающие эффективному слушанию.
53. Предрассудки и их психологические источники (перцептивная сторона общения).
54. Социальная перцепция: аттракция, эмпатия, рефлексия. Внешние и внутренние факторы аттракции.
56. Основные элементы коммуникации. Типы коммуникативных позиций.
57. Имидж делового человека: понятие, его составляющие, свойства.
59. Искусство комплимента: классификация, основные требования.
60. Особенности делового общения с иностранными партнерами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Этика, нравственность и мораль.
Проблема формирования нравственного поведения.
Структура морали.
Мораль и культура.
Становление этики как научной дисциплины.
Основные категории и понятия этики.
Этика и этикет.
Общечеловеческая этика и ее основные постулаты.
Этические принципы и нормы. Универсальные положения морали.
Профессиональная этика.
Этика управления как профессиональная этика.
Основное содержание профессионально-деловых норм.
Марксистско-ленинская этика.
Черты морально-нравственной личности.
Практическая нравственность и мораль в России.
Развитие торговой и промышленной этики.
Современная деловая этика и этика управления в РФ.
Практическая этика в Европе и США.
Этические требования к менеджменту, понятие социальной ответственности.
Концепция смешанной экономики как зарождение этики менеджмента.
Развитие этических начал в управлении экономикой.
Этика в современных мирохозяйственных связях.
Этика в современном международном менеджменте.
Этика власти.
Политическая этика.
Масштабы политической этики: цели, институты, действия.
Административная этика.
Этические аспекты работы руководителя с коллективом.
Проблема служебных разоблачений в организации.
Этические аспекты принятия решений.
Этические проблемы распорядительной деятельности.
Этика оценочной деятельности.
Моральный кодекс руководителя.
Этика исполнительской деятельности.
Формализация этических требований.
Всеобщая декларация прав человека.
Нравственный долг, права и справедливость.
Права человека.
Обязанности работников в аспекте этики и морали.
Типология исполнителей, их морально-нравственные качества.
Корпоративная культура и корпоративная этика.
Организация и моральные стандарты.
Этические аспекты развития коллектива.
Межличностные отношения и их влияние на поведение.
Этика взаимной оценки менеджера и коллектива.
Способы повышения этического уровня организации.
Корпорации и нравственность. Корпоративная социальная ответственность.
Этика денежных отношений.
Деловой этикет.
Этикет как часть внешней этической культуры общества.
Вербальный этикет.
Имидж руководителя.
Этикет служебной переписки.
Международные правила переписки.
Визитные карточки, их символы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример практического задания:

Упражнение "Этические дилеммы"

Оцените поведение людей в указанных ситуациях как "совершенно правильное", "несколько сомнительное", "неправильное, но допустимое при некоторых обстоятельствах", "неправильное при любых обстоятельствах".

Задание для группы 1.

1.1 Илона Ивановна — член профессорско-преподавательского коллектива крупного университета. Поскольку она курирует работу заочного отделения, ей приходится общаться со студентами, живущими в отдаленных районах, и она должна иметь возможность звонить им со своего рабочего номера. Кроме того, она использует эту возможность для личных междугородних звонков в рабочее время.
1.2 Брайан, австралийский бизнесмен, хочет открыть офис в России. Он понимает, что закон этой страны запрещает организациям брать взятки за предоставление подрядов иностранным компаниям. Однако человек, представляющий его интересы в России, уверяет его, что он не получит никаких подрядов, пока не заплатит каждой компании, с которой намеревается вести дела. Брайан проверяет, не нарушает ли он каких-нибудь австралийских законов, затем дает необходимые взятки через своего представителя.
1.3 Михаил Петрович — частный водопроводчик, он устанавливает оборудование, производит ремонт и прочие работы в домах заказчиков. Он никак не регистрирует свой "бизнес", не подает налоговую декларацию. Это дает ему ежегодный доход в 120 000 рублей, не облагаемый налогом.
1.4 Наталья — студентка, которая отчаянно нуждается в средствах к существованию и потому устроилась подрабатывать на кухню в местное кафе. Она рада этой работе, так как найти работу поближе к дому – задача не из легких. Однако кухня очень грязная, а по продуктам бегают тараканы. Она махнула наукой, но однажды услышала разговоры студентов, которые говорили, что отравились в этом ресторане. После некоторых колебаний, Наташа решила ничего не говорить ни студентам, ни своему начальству в ресторане.

Задание для группы 2.

2.1 Илона Ивановна — член профессорско-преподавательского коллектива крупного университета. Она собрала у группы студентов деньги на подарок заведующему кафедрой, отмечающему юбилей. Каждый студент пожертвовал по 500 рублей из своего скромного бюджета, однако подарок, купленный Илоной Ивановной, выглядит дороже, чем есть на самом деле. Из сэкономленных денег она могла бы вернуть студентам по 100 рублей каждому. Однако она встречается с ними нерегулярно, а разыскивать их ей некогда, поэтому она оставляет деньги себе.
2.2 Брайан, австралийский учитель, занимает руководящий пост в департаменте школьного образования Нового Южного Уэльса. К Рождеству он получает дорогой кожаный портфель: подарок от поставщика бумаги, с которым он заключил крупный контракт в истекшем году.
2.3 Михаил Петрович — частный водопроводчик, он устанавливает оборудование, производит ремонт и прочие работы в домах заказчиков. В основном ему платят наличными, и он очень мало занимается документацией, но из налоговых соображений зарегистрировал фирму и устроил себе в гараже маленький офис, секретаршей которого является его дочка-подросток. Эти меры значительно снижают сумму дохода, облагаемого налогом.
2.4 Наталья одна растит троих маленьких детей. Ей очень трудно с жильем, но большинство домовладельцев не хотят сдавать дома многодетным родителям. Она отправляется к агенту по недвижимости в другой район, заявляет, что у нее нет детей, и получает возможность снять двухкомнатную квартиру по разумной цене. Она оставляет детей у своей матери на несколько дней, переезжает, а после спокойно забирает их в новый дом.

Задание для группы 3.

3.1 Илона Ивановна — член профессорско-преподавательского коллектива престижного и дорогого института, занимающегося бизнес-образованием, ориентированным на топ-менеджеров. Институт регулярно организует встречи новых групп менеджеров, выпускные вечера и прочие мероприятия. Еда и спиртное там всегда очень высокого качества, и Илона Ивановна взяла за правило посещать каждое мероприятие независимо от того, участвуют в нем ее студенты или нет.
3.2. Брайан, австралийский бизнесмен, заключил контракт на строительство нескольких особняков. Все расчеты были одобрены местным советом. Однако работы заняли больше времени, чем предполагалось, и к моменту ее завершения были утверждены уже новые правила, предписывающие выделить больше парковочных мест, чем в свое время разрешалось Брайану. Он отправляется к сотруднице городской администрации и предлагает ей годовую бесплатную аренду одного из домов в случае, если она поставит дату окончания строительства задним числом — до принятия новых правил.
3.3. Михаил Петрович не имеет официального заработка и регулярно получает пособие по безработице. Когда чиновник биржи труда направляет его на собеседования, Михаил Петрович нарочно одевается так бедно и преподносит себя в столь невыгодном свете, что вряд ли когда-либо получит работу. В то же время он, так как в прошлом работал в ЖЭУ, от случая к случаю "шабашит" в соседних домах слесарно-водопроводными работами. Ему платят наличными, и он нигде не показывает этот доход, чтобы не лишиться пособия.
3.4 Наталья учится в университете и работает, так как весьма стеснена в средствах. Из-за этого она так устает, что не успевает написать курсовую работу. Преподаватель – человек очень строгий, поэтому Наталья берет курсовую своего приятеля, написанную на похожую тему у другого научного руководителя, меняет титульный лист и сдает как свою.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 7, 8; Microsoft Office 2010 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 9.0; Microsoft Office SharePoint 2010 Rus
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Этика делового общения» используются стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, абонемент гуманитарной и социально-экономической литературы, читальный зал гуманитарной и социально-экономической литературы с компьютеризованными рабочими местами.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. список дополнительной литературы).
Самостоятельная деятельность студента по данной дисциплине предполагает:
- самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенных вопросам;
- выполнение творческих заданий;
- поиск и презентацию упражнений, игр, тестов;
- развитие необходимых педагогических техник во внеурочной деятельности;
- составление плановой документации;
- выработку умений научной организации труда.
Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у студента умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. При этом алгоритм подготовки будет следующим:
1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;
2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;
3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос;
4 этап – поиск примеров по данной проблематике (тестов, игр, упражнений и др.).
В случае подготовки презентации изучаемой темы необходимо:
 продумать форму презентации (устно, наглядно, с привлечением компьютерной техники и др.);
 найти или изготовить наглядный материал;
 продумать текст презентации на 5-10 минут.
В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на каждом занятии при обсуждении теоретических вопросов и в процессе выполнения практических заданий, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций. По окончании изучения дисциплины проводится зачёт по предложенным вопросам.
Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте вопроса студенту предлагается повторная подготовка и перезачёт.
Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе;
3) обязательно выполнять все домашние задания;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту;
5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно «отрабатывать» пропущенное занятие преподавателю во время индивидуальных консультаций.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен (зачет) вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.