МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и социология труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
вакансия

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Экономика и социология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 28.06.2017 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 28.06.2017 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков в области социально-экономических отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности, ознакомить его с механизмами и формами практической реализации этих отношений.
Изучение системы отношений, отражающих социально-экономические интересы людей в процессе трудовой деятельности, а также основных теоретических концепций экономики и социологии труда и их основных постулатов.
Приобретение умений в области разработки практических решений по управлению трудом на уровне различных субъектов управления.
Овладение навыками анализа и оценки важнейших социально-трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, численность персонала и др.) и принятия на этой основе управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. теоретические о методологические основы экономики и социологии труда, современные теории о труде.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике теоретические и методологические основы экономики и социологии труда при организации коллективной работы в организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа социально-экономических факторов и оценки важнейших социально-трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, фонд оплаты труда, численность персонала и др.) и принятия на этой основе управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономика труда. Социология труда.
1.1. Цель, задачи и метод экономики труда в современных условиях Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Цель, задачи и метод экономики труда в современных условиях Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Цель, задачи и метод экономики труда в современных условиях Сам. работа 4 4
1.4. Управление трудом в рыночных условиях Лекции 4 2
1.5. Управление трудом в рыночных условиях Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Управление трудом в рыночных условиях Сам. работа 4 4
1.7. Организация и нормирование труда Лекции 4 2
1.8. Организация и нормирование труда Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Организация и нормирование труда Сам. работа 4 4
1.10. Производительность труда Лекции 4 2
1.11. Производительность труда Практические 4 4 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Производительность труда Сам. работа 4 8
1.13. Рынок труда Лекции 4 2
1.14. Рынок труда Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Рынок труда Сам. работа 4 8
1.16. Кадры организации Лекции 4 2
1.17. Кадры организации Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Кадры организации Сам. работа 4 8
1.19. Уровень и качество жизни. Доходы населения Лекции 4 2
1.20. Уровень и качество жизни. Доходы населения Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Уровень и качество жизни. Доходы населения Сам. работа 4 8
1.22. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Лекции 4 2
1.23. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Сам. работа 4 8
1.25. Формы и системы заработной платы Лекции 4 4
1.26. Формы и системы заработной платы Практические 4 4 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Формы и системы заработной платы Сам. работа 4 8
1.28. Формирование удовлетворенности трудом кадров Сам. работа 4 6 ОК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие труда как социально-экономической категории.
2. Содержание и характер труда. Тенденции их изменения в современных условиях.
3. Виды труда: их классификация и характеристика.
4. Особые формы труда в современных условиях. Предпринимательство.
5. Цель, задачи, предмет исследования экономики труда в современных условиях.
6. Система управления трудом.
7. Основные направления государственного управления трудом в РФ.
8. Понятие, цели и задачи организации труда на предприятии.
9. Основные направления организации труда на предприятии.
10. Понятие и виды нормирования труда.
11. Методы нормирования труда.
12. Понятие и классификации видов рабочего времени.
13. Понятие и виды режимов рабочего времени.
14. Методы изучения и учета рабочего времени.
15. Состав и структура Баланса рабочего времени.
16. Основные показатели эффективности использования рабочего времени.
17. Основные категории, характеризующие производительность труда.
18. Система показателей производительности труда.
19. Методы измерения производительности труда.
20. Трудоемкость: понятие, состав и взаимосвязь с производительностью труда.
21. Факторы и резервы роста производительности труда.
22. Анализ и планирование производительности труда.
23. Значение и сущность нормирования труда. Виды норм труда.
24. Основные методы нормирования труда и их развитие.
25. Доходы населения: понятие, виды, проблемы.
26. Заработная плата как социально-экономическая категория. Основные функции заработной платы.
27. Основные элементы и принципы организации оплаты труда.
28. Регулирование оплаты труда в условиях рынка.
29. Основные формы оплаты труда: факторы и условия применения.
30. Сущность и характеристика повременных систем заработной платы.
31. Отличительные особенности сдельных систем заработной платы.
32. Значение тарифных условий оплаты труда, основные элементы.
33. Структура фонда оплаты труда.
34. Методы формирования ФОТ в организации.
35. Ресурсы для труда: основные категории.
36. Понятие, виды и функции рынка труда.
37. Занятость населения.
38. Безработица: понятие, виды, проблемы.
39. Понятие, состав и структура кадров организации.
40. Показатели обеспеченности кадрами организации.
41. Понятие, виды и значение движения кадров. Основные показатели.
42. Развитие и профессиональное обучение кадров, значение и формы.
43. Методы и принципы профессионального обучения работников.
44. Методы планирования численности работников организации.
45. Понятие, факторы и проблемы удовлетворенности трудом.
46. Сущность и механизм трудовой мотивации.
47. Сущность и основные составляющие системы стимулирования труда.
48. Классификация видов стимулирования труда.
49. Социально-трудовые отношения в организации.
50. Трудовые конфликты: понятие, виды и способы их разрешения.
51. Понятие и виды трудовой миграции.
52. Факторы формирования микроклимата в организации.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы докладов и курсовых работ:
1. Особые формы труда в современных условиях. Предпринимательство.
2. Система международного управления трудом. Актуальные проблемы.
3. Основные направления государственного управления трудом в РФ.
4. Научная организация труда в современных условиях.
5. Развитие организации труда на предприятии (направление на выбор).
6. Развитие нормирования труда в современных условиях.
7. Применение нестандартных режимов рабочего времени.
8. Методы изучения и учета рабочего времени.
9. Повышение эффективности использования рабочего времени.
10. Развитие методов измерения производительности труда.
11. Факторы и резервы роста производительности труда в организации.
12. Анализ и планирование производительности труда в организации.
13. Основные методы нормирования труда и их развитие.
14. Доходы населения: понятие, виды, проблемы.
15. Совершенствование оплаты труда в организации.
16. Регулирование оплаты труда в условиях рынка.
17. Традиционные системы оплаты труда в организации.
18. Нетрадиционные системы оплаты труда в организации.
19. Значение тарифных условий оплаты труда в современных условиях.
20. Методы формирования ФОТ в организации.
21. Проблемы формирования и использования трудовых ресурсов территории.
22. Развитие рынка труда.
23. Повышение занятости населения.
24. Проблемы снижения безработицы населения.
25. Методы и принципы профессионального обучения работников.
26. Нетрадиционные методы обучения в организации.
27. Повышение трудовой мотивации работников в организации.
28. Совершенствование системы стимулирования труда.
29. Социально-трудовые отношения в организации.
30. Трудовые конфликты: понятие, виды и способы их разрешения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тема: Организация труда (Рабочее время)
Задача 1.
Необходимо определить Баланс рабочего времени отчетный и плановый. Затем определить коэффициенты эффективности использования рабочего времени в отчетном и плановом периоде (см. табл.):
Показатели Отчет План
1. Календарный фонд рабочего времени, дни. 365 365
2. Выходные и праздничные дни 113 114
3. Номинальный фонд рабочего времени … 26
4. Очередные и дополнительные отпуска 19,1 21,4
5. Максимально возможный фонд РВ …

6. Фактический фонд РВ … …
7.1. Неявки по болезни 3,7 2,9
7.2. Отпуска по беременности и родам, дни 0,6 0,6
7.4. Выполнение гос. и общ. обязанностей 1,5 1,5
9. Целодневные простои, дни 2,8 не план-ся
11. Итого отработанное и неотработанное РВ (с. 5) … …
Коэффициент использования календарного фонда РВ
Кисп КФРВ=(Фактический фонд РВ)/(Календарный фонд РВ) х100%

Коэффициент использования табельного фонда РВ
Кисп ТФРВ=(Фактический фонд РВ)/(Табельный фонд РВ) х100%

Коэффициент использования максимально возможного фонда РВ
Кисп МВФРВ=(Фактический фонд РВ)/(Максимально возможный фонд РВ) х100%
Задача 2.
На основании приведенного ниже баланса рабочего времени (в мин) рассчитать максимально возможное повышение производительности труда при устранении всех прямых потерь и излишних по отношению к нормативам прочих затрат рабочего времени.
Подготовительно-заключительное время - 18
Оперативное время - 350
Обслуживание рабочего места - 22
Отдых и личные надобности - 36
Простои по оргтехпричинам - 42
Простои в связи с нарушением дисциплины - 12

Коэффициент потерь РВ
Кпотерь=(ПНД+ПНТ+∆ОТЛ)/Тсменых100%

Коэффициент использования РВ
КиспРВ=(ПЗ+ОП+ОБС+ОТЛн+ПТ)/Тсменых100%

Процент возможного прироста производительности труда при снижении потерь РВ
%∆ПТза счетснижения потерь РВ=(ПНД+ПНТ+∆ОТЛ)/Топх100%
Тема: Производительность труда (смотрите формулы в лекции!)

Задача 3.
В результате внедрения новой техники выработка повысилась в цехе на 16 %. Определить процент снижения трудоемкости продукции в цехе.

Задача 4.
Объем продукции по плану- 2000 шт., по отчету- 2200 шт., затраты труда по плану- 400 чел.-смен, а по отчету- 423 чел.-смены. Рассчитать рост производительности труда по сравнению с планом.

Задача 5.
Рассчитать рост производительности труда в условно-натуральном измерении (усл. т) на мыловаренном заводе, если известны следующие данные (см. табл.2):
Показатели Базис Отчет
Выработка мыла, т:
Хозяйственного 400 100
Туалетного 40 120
Мыльной стружки 20 150
Отработано чел.-дней 120 130
Коэффициент перевода в условное мыло: хозяйственного- 1,0;
туалетного - 1,8;
мыльной стружки-2,2.
Задача 6.
Товарная продукция предприятия составила за месяц 846 млн. руб., остатки незавершенного производства возросли до 637 млн. руб. Среднесписочная численность работающих - 324 чел. Определить среднюю выработку на одного работающего по товарной и валовой продукции.

Задача 7.
На участке 40 рабочих обрабатывают в течение месяца (22 дня, 8-часовая рабочая смена) 20 тыс. деталей. Коэффициент выполнения норм выработки в среднем по участку составляет 115 %. В следующем месяце за счет внедрения определенных оргтехмероприятий месячная выработка должна возрасти на 9 %.
Определить нормативную, фактическую и плановую трудоемкость обработки детали.
Коэффициент выполнения нормы= (Трудоемкость работ по норме(н-ч))/(Трудоемкость работ фактически (ч))
Коэффициент выполнения плана= (Трудоемкость работ по плану (н-ч))/(Трудоемкость работ фактически (ч))

Задача 8.
Исходя из данных таблицы 3, определить уровни и индексы часовой, дневной и годовой выработки на одного рабочего.
Показатели
Базисный период Отчет. период
Валовая продукция, тыс. руб. 700 800
Отработано рабочими, чел.-час. 194000 174500
Отработано рабочими, чел.-дней 25000 23500
Среднесписочное число рабочих, чел. 110 100
Тема: Формы и системы оплаты труда (формулы смотрите по учебнику!)

Задача 9.
Токарь-сдельщик III разряда выполнил в мае за 20 рабочих дней работу объемом в 220 нормо-часов. Три дня при этом рабочий работал сверхурочно по 3 часа. Кроме того он привлекался к работе 1 и 2 мая, в первый из этих дней рабочий работал повременно, во второй день – сдельно, изготовив 80 деталей с расценкой 120 усл. ед. за деталь.
Определить заработок рабочего за май с учетом доплаты за сверхурочное время и за работу в праздничные дни. Условия работы – нормальные. Часовая тарифная ставка III разряда – 720 усл. Ед.

Задача 10.
Определить бригадную расценку за ремонт одного редуктора.
Норма времени на ремонт редуктора составляет у слесаря 2 разряда 24 час. 3 разряда – 16 час. Часовые тарифные ставки составляют 470 усл. Ед. и 510 усл. Ед.

Задача 11.
Определить заработок рабочего 5 разряда по сдельно-прогрессивной системе оплаты труда.
Часовая тарифная ставка рабочего составляет 630 усл. ед. Рабочий выполнил работу объемом 215 нормо-час. отработав 23 смены по 8 час.
Согласно существующему положению при выполнении норм выше 110 % тариф увеличивается в 1,5 раза.

Задача 12.
Определить размер заработка работников бригады согласно бестарифной системе оплаты труда, исходя из заработанных бригадой за месяц 1770 усл. ед.
Данные для расчета:
Рабочие бригады Квалификационный уровень Отработанное количество часов КТУ
1. Иванов 2,0 150 0,8
2. Петров 2,5 120 1,0
3. Сидоров 1,5 160 1,0
4. Сергеев 2,0 160 1,0
5. Гришин 1,0 80 1,0
Итого:

Задача 13.
Определить абсолютное отклонение по фонду оплаты труда в будущем году.
Данные для расчета:
Объем продукции в сопоставимых ценах предприятия составил в отчетном году 10378 млн. руб., норматив затрат зарплаты на 1 рубль продукции – 0,476. В будущем году планируется увеличить объем продукции до 13486 млн. руб., норматив затрат снизить на 0,014.

Тема: Кадры
Задача 14.
Плановая трудоемкость всех работ по текущему ремонту оборудования в промышленной организации составляет 20 тыс. нормо-часов в месяц. Определить плановую численность ремонтных рабочих, если цех по плану будет работать 22 дня по 8 час.
Чпл= (Трудоемкость производственного задания за планируемый период (н-ч))/(Фонд рабочего времени одного работника за планируемый период (н-ч) )
Задача 15.
Объем работ по среднему и текущему ремонтам оборудования на предприятии составляет 2455 единиц ремонтной сложности. Рассчитать среднюю списочную норму численности ремонтников, если фонд рабочего времени на одного рабочего в год составляет 1820 часов, а средняя трудоемкость одной единицы ремонтной сложности по среднему и текущему ремонтам – 46,7 нормо-час.

Чпл= (Трудоемкость производственного задания за планируемый период (н-ч))/(Фонд рабочего времени одного работника за планируемый период (н-ч) )
Задача 16.
Определить численность и возможный рост технических рабочих, занятых уборкой помещений машиностроительного предприятия, в плановом периоде на основании формулы связи между численностью рабочих и размерами производственных площадей, а также численностью технологических рабочих:
Чр = 0,01х + 2,82z + 3,23 ,
где Чр – численность рабочих, чел.;
х – размер производственных площадей, тыс. м. кв.;
z – численность рабочих технологической группы, сотен чел.
В результате проведения планируемых на предприятии строительных мероприятий планируется увеличение производственных площадей со 125,6 тыс. кв. м. на 7,8 тыс. кв. с., а численность технологических рабочих возрастет с 724 на 51 человек.

Задача 17.
В крупном мебельном магазине-складе пересматривается штатное рас¬писание, согласно которого требует уточнения численность работников на транспортировке, разгрузочных и погрузочных работах. Определить численность работников склада, а также на ее основании состав аппарата управления магазином-складом.
Данные для расчета. Общий годовой объем работы по погрузке и выгрузке-8000 тыс. т., работа производится круглосуточно 365 дней, норма в сутки составляет 120 т, а коэффициент выполнения норм в среднем составлял 1,1 , коэффициент использования номинального фонда рабочего времени равен 0,893.
Согласно принятым нормам управляемости на 1 заведующего секцией приходится 20 работников склада, на 1 заведующего складом- 3 заведующих секцией, на 1 работника отдела управления сбытом, транспортировкой и складированием товара- 4 заведующих складом.
Чкладовщиков= (Qпогрузочно-разгрузочных работ за год (тонн))/(Нw1рабочего х Квып.норм х Дней в году х К исп.ФРВ ) и др.
Задача 18.
Определить среднесписочную численность работников организации, если известны следующие учтенные изменения списочной численности работников организации за май 2016 г.:1 мая - 103
3 мая - 101
8 мая - 107
22 мая –105
29 мая – 104 человек.
Можно использовать формулу средней хронологического ряда (по численности работников - Чi и числу проведенных замеров - n) или формулу средней арифметической (рассчитанной за все дни месяца).

Ч план = (1/2 Ч1+Ч2+⋯1/2 Чn)/(n-1)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скляревская В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К, https://e.lanbook.com/book/93449, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Лясников Н.В., Дудин М.Н., Чеканов Е.В. Экономика и социология труда: учеб. пособие Москва : КноРус; https://e.lanbook.com/book/53608, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубровин И. А., Каменский А. С. Экономика труда: Учебник М.: Дашков и Ко,//ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.zarplata.com – международный электронный журнал «Оплата труда и мотивация персонала»
Э2 www.trud.ru – «Труд»
Э3 www.info.gks.ru – официальные статистические данные России
Э4 www.ilo.ru – официальный сайт МОТ
Э5 www.gov.ru – сайт Правительства РФ
Э6 www.chelt.ru – электронная версия журнала «Человек и труд»
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007 (2010); Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. www.chelt.ru – электронная версия журнала «Человек и труд».
2. www.elibrery.ru - Научная электронная библиотека.
3. www.lib.asu.ru - Научная электронная библиотека АлтГУ.
4. www.ilo.ru – официальный сайт МОТ.
5. www.info.gks.ru – официальные статистические данные России.
6. www.trud.ru – электронная версия журнала «Труд».
7. www.zarplata.com – международный электронный журнал «Оплата труда и мотивация персонала» .

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие компьютеров с доступом в Интернет и современное программное обеспечение (Word 97-2003, 2007,
2010).Для материально-технического обеспечения дисциплины «Современные проблемы управления
персоналом» используются стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения
интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, абонемент гуманитарной и социально
-экономической литературы, читальный зал гуманитарной и социально-экономической литературы с
компьютеризованными рабочими местами.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
В качестве основного учебника можно рекомендовать имеющуюся литературу в библиотечном фонде АлтГУ. При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. список дополнительной литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен (зачет) вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.