МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор В.П. Федюкин

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент Т.Г. Сердюк

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2016г. №39534)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 03.07.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 03.07.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира;
- об основных разделах философского знания и этапах его развития;
- о философских проблемах и методах их исследования;
- о круге философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.
1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Лекции 2 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Практические 2 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
2.1. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.4
2.2. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Практические 2 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Христианизация средневековой философии. Систематизация и аргументация христианства в патристической философии. Проблема отношения мира к Богу и Бога к миру. Креационизм. Понятие добра и зла. Проблема соотношения знания и веры. Учение о двух истинах. Исторический провиденциализм и эсхатологическая направленность христианской историософии. Конкретизация философской проблематики в трудах Аврелия Августина. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.4
2.6. Методологические проблемы Нового времени. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания.. Индукция как путь познания истины.Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. Формирование классической научной картины мира. Онтологические концепты Нового времени Проблема бытия в философии Декарта. Дуалистическая философия Р.Декарта. Пантеизм Б.Спинозы. Предустановленная гармония в «Монадологии» Г.Лейбница. Социально-политические учения Нового времени. Теория естественного права и общественного договора в трудах Т.Гоббса, Д.Локка. Зарождение основ буржуазной этики.Материализм французского Просвещения. П.Гольбах, Гельвеций, Д. Дидро Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.7. И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Проблема источника знания. И.Кант о познавательных способностях человека. Критерии достоверного знания. Всеобщий характер априорного знания. Границы познавательных способностей. Антиномии чистого разума. Априоризм этики Канта. Обоснование Г.Гегелем системы объективного идеализма. Развитие абсолютной идеи через отчуждение. Воплощение разумного начала в действительности. Единство логики, диалектики и гносеологии в системе Гегеля. Абсолют как субстанция и как субъект. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
2.8. К.Маркс и Ф.Энгельс о диалектико-материалистическом понимании природы и общества. Понятие о единстве мира, способе и формах существования материи. Сознательная деятельность человека как главный фактор исторического процесса. Теория социальной революции. Экономический детерминизм. Монистический характер марксистской диалектики. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
2.9. Философия А.Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Понятие выбора, греха, вины. Тотальный характер отчаяния. Понятие «жизнь» и «воля к власти» в трудах Ф.Ницше. Учение о «сверхчеловеке» и вечном возвращении. Дионисийское и аполлоническое начало в искусстве и жизни. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.10. Специфика русской философии и ее основная проблематика. Русская средневековая философия. Русская философия 18 века. «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Социальная философия славянофилов и западников. Философия В.Соловьева. Философия положительного всеединства и принцип софийности. Теория вселенской теократии и русского мессианства. Творчество и свобода в философии Н.А.Бердяева. Идея богочеловечества. Сам. работа 2 5 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.11. Философия психоанализа. З.Фрейд. Принцип удовольствия и принцип реальности как основные принципы человеческого существования. Понятия «Я», «Сверх-я» и «Оно». Место и роль психоанализа в современной концепции культуры. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.12. Экзистенциальный анализ бытия человека в философии 20 века. М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. А.Камю. Проблема сущности и существования. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти. Суицид как предмет экзистенциального анализа. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Онтология.
3.1. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Понятия бытия, небытия и ничто, объективной и субъективной реальности. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Понятия бытия, небытия и ничто, объективной и субъективной реальности. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Гносеология.
4.1. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Генезис сознания. Сознание и мозг. Психика и интеллект.Сознание, подсознательное и бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение. Понятие информации. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие отражение и его формы. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Социальная философия
5.1. Человек, общество, культура. Человек и природа. Понятие общества. Общество и его структура. Понятие государства, функции государства. Политические и правовые отношения. Гражданское общество и государство. Эволюция философского понимания общественной жизни людей в истории философии. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство, его структура. Производительные силы и производственные отношения. Экономический базис общества. Стадиальный, формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития. Проблема смысла истории. Концепции исторического круговорота и общественного прогресса в философии XX в. Модернизм и неомодернизм в социальной философии XX в. Понятия индустриального (техногенного), постиндустриального и информационного общества. Лекции 2 2 ОК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Человек, общество, культура. Человек и природа. Понятие общества. Общество и его структура. Понятие государства, функции государства. Политические и правовые отношения. Гражданское общество и государство. Эволюция философского понимания общественной жизни людей в истории философии. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство, его структура. Производительные силы и производственные отношения. Экономический базис общества. Стадиальный, формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития. Проблема смысла истории. Концепции исторического круговорота и общественного прогресса в философии XX в. Модернизм и неомодернизм в социальной философии XX в. Понятия индустриального (техногенного), постиндустриального и информационного общества. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 6. Философское учение о человеке.
6.1. Проблема человека в истории философии. Человек как родовое существо. Человек и человечество. Природное и социальное в человеке. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Основные характеристики социального существования человека. Человек, индивид, личность.Понятия творчества и свободы. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Свобода выбора, свобода совести. Свобода и анархия. Личность и массы. Личностное начало в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в компьютеризированном мире. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология и теология о духовности человека. Понятие души. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Концепции предопределения в истории философии. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 7. Философия науки.
7.1. Способы существования науки. Наука как социальный институт. Этос науки. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Понятие агностицизма. Скептицизм и антисциентизм как формы агностицизма. Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Формы организации и развития научного знания (проблема, гипотеза, теория). Структура и виды теорий. Особенности математизированных теорий. Понятие метода научного познания. Типология методов научного познания. Методологические и логико-гносеологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
7.2. Способы существования науки. Наука как социальный институт. Этос науки. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Понятие агностицизма. Скептицизм и антисциентизм как формы агностицизма. Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Формы организации и развития научного знания (проблема, гипотеза, теория). Структура и виды теорий. Особенности математизированных теорий. Понятие метода научного познания. Типология методов научного познания. Методологические и логико-гносеологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 8. Современность и будущее человечества
8.1. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Сам. работа 2 3 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список экзаменационных вопросов:
1. Предмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества.
2. Основные разделы и дисциплины в классическом философском знании.
3. Исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Особенности философского миропонимания. Отношения философии и религии.
4. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ведизм, брахманизм, буддизм и йога.
5. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм.
6. Античная философия досократического периода.
7. Философское учение Платона.
8. Философская система Аристотеля. Логика Аристотеля.
9. Эллинистический период античной философии.
10. Философские учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Номинализм, реализм и концептуализм.
11. Философия эпохи Возрождения.
12. Эмпиризм Фр. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.
13. Философия Просвещения.
14. Философское учение И. Канта.
15. Система, метод и философия истории Г. Гегеля.
16. «Философия жизни».
17. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
18. Феноменология Э. Гуссерля.
19. Основные идеи и этапы развития экзистенциализма.
20. Философские учения марксизма.
21. Русская философия допетровской эпохи.
22. Славянофильство и западничество. Естественнонаучный материализм А.И.Герцена. Антропологический материализм Н.Г.Чернышевского.
23. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX веков, ее основные учения и идеи.
24. Русский космизм, его направления и основные идеи. Идеи философии евразийства.
25. Философская мысль в России XX - начала XXI веков.
26. Понятие бытия. Монистическая и плюралистическая конценции бытия.
27. Понятие материи. Атрибуты материи. Материальное единство мира.
28. Понятие движения. Движение и покой. Формы движения, их взаимосвязь.
29. Понятия пространства и времени. Свойства пространства и времени.
30. Понятия вещи, свойства, отношения. Основные философские категории. Понятия системы, структуры, элемента.
31. Понятие развития. Философские и научные концепции развития. Законы диалектической концепции развития.
32. Объективно-идеалистические концепции бытия. Понятия Абсолюта и Творца.
33. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия.
34. Знание и сознание. Концепции происхождения сознания. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
35. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная истины. Критерии истинности знаний.
36. Особенности чувственного познания. Формы чувственного отражения.
37. Специфические черты рационального познания. Формы мышления.
38. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подсистемы общества. Общественная жизнь, ее сферы. Проблема определения системообразующего начала общественной жизни.
39. Понятие социальной группы. Типологии социальных групп. Понятие социального института. Типология социальных институтов.
40. Проблема движущих сил и факторов социального развития. Формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития.
41. Проблема определения места России в мировом историческом процессе. Понятие русской идеи. Перспективы и возможности России .
42. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и ответственность.
43. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Понятие души. Духовность и вера. Смысл жизни. Человеческая судьба.
44. Природное и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек, индивид, личность.
45. Понятие науки. Функции науки. Наука как социальный институт.
46. Наука как система знаний. Эмпирические и теоретические знания.
47. Научное познание, его особенности. Предмет и методы научного познания. Формы организации и развития научных знаний.
48. Эволюционная и революционная модели развития науки. Прогресс в науке.
49. Процедура верификации научных знаний. Фальсификация научных знаний. Модели динамики научных знаний.
50. Научные знания как ценности культуры. Роль науки в разрешении глобальных проблем современности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет философии. Функции философии. Место философии в духовной жизни общества.
2. Основные разделы и дисциплины в классическом философском знании.
3. Исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Особенности философского миропонимания. Отношения философии и религии.
4. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ведизм, брахманизм, буддизм и йога.
5. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм.
6. Античная философия досократического периода.
7. Философское учение Платона.
8. Философская система Аристотеля. Логика Аристотеля.
9. Эллинистический период античной философии.
10. Философские учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Номинализм, реализм и концептуализм.
11. Философия эпохи Возрождения.
12. Эмпиризм Фр. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.
13. Философия Просвещения.
14. Философское учение И. Канта.
15. Система, метод и философия истории Г. Гегеля.
16. «Философия жизни».
17. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
18. Феноменология Э. Гуссерля.
19. Основные идеи и этапы развития экзистенциализма.
20. Философские учения марксизма.
21. Русская философия допетровской эпохи.
22. Славянофильство и западничество. Естественнонаучный материализм А.И.Герцена. Антропологический материализм Н.Г.Чернышевского.
23. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX веков, ее основные учения и идеи.
24. Русский космизм, его направления и основные идеи. Идеи философии евразийства.
25. Философская мысль в России XX - начала XXI веков.
26. Понятие бытия. Монистическая и плюралистическая конценции бытия.
27. Понятие материи. Атрибуты материи. Материальное единство мира.
28. Понятие движения. Движение и покой. Формы движения, их взаимосвязь.
29. Понятия пространства и времени. Свойства пространства и времени.
30. Понятия вещи, свойства, отношения. Основные философские категории. Понятия системы, структуры, элемента.
31. Понятие развития. Философские и научные концепции развития. Законы диалектической концепции развития.
32. Объективно-идеалистические концепции бытия. Понятия Абсолюта и Творца.
33. Человеческая жизнь как экзистенция. Феноменологические концепции бытия.
34. Знание и сознание. Концепции происхождения сознания. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
35. Знание и познание. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие истины. Абсолютная истина. Относительность истины. Абстрактная и конкретная истины. Критерии истинности знаний.
36. Особенности чувственного познания. Формы чувственного отражения.
37. Специфические черты рационального познания. Формы мышления.
38. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подсистемы общества. Общественная жизнь, ее сферы. Проблема определения системообразующего начала общественной жизни.
39. Понятие социальной группы. Типологии социальных групп. Понятие социального института. Типология социальных институтов.
40. Проблема движущих сил и факторов социального развития. Формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития.
41. Проблема определения места России в мировом историческом процессе. Понятие русской идеи. Перспективы и возможности России .
42. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и ответственность.
43. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Понятие души. Духовность и вера. Смысл жизни. Человеческая судьба.
44. Природное и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек, индивид, личность.
45. Понятие науки. Функции науки. Наука как социальный институт.
46. Наука как система знаний. Эмпирические и теоретические знания.
47. Научное познание, его особенности. Предмет и методы научного познания. Формы организации и развития научных знаний.
48. Эволюционная и революционная модели развития науки. Прогресс в науке.
49. Процедура верификации научных знаний. Фальсификация научных знаний. Модели динамики научных знаний.
50. Научные знания как ценности культуры. Роль науки в разрешении глобальных проблем современности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Ивин, И. П. Никитина Философия: Учебник Юрайт, 2016
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л1.4 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Лавриненко, В. Н. Философия : учебник и практикум для академического М. : Издательство Юрайт, , 2015 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4A811CE9-41BD-497F-9AB0-AD9A007659FB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 8. Поисковая система «Google»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013 Код продукта: 00216-40000-00000-АА694, код Соглашения V1488370, дата начала: 2015-12-23, дата окончания: 2018-12-31
Windows 10 pro Код продукта: 00331-20140-00000-АА026, код Соглашения V1488370, дата начала: 2015-12-23, дата окончания: 2018-12-31
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории (со стационарно установленным разъёмом электрических сетей для возможного подключения переносного видеопроектора)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.

к экзамену.