МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полиграфический дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 69
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 9 13 9 13
Итого 108 112 108 112

Программу составил(и):
доктор ичкусствоведения, доцент Усанова Алла Леонидовна

Рецензент(ы):
профессор искусствоведения, Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Полиграфический дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Полиграфический дизайн" является -вооружить студента необходимыми знания-
ми, умениями и навыками работы со средствами практической реализации методов ин-
формационных технологий, методологическими основами обработки текста и изображе-
ний, их корректуры и профессиональной верстки, что будет способствовать творческому
подходу в решении задач в области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности основных видов печатной продукции и их изготовление, технологию
типографской и дизайнерской работы;
-функциональные и эстетические требования, предъявляемые к изготовлению объектов
графического дизайна;
-цветовое и декоративное оформление объектов графического дизайна;
-основные типы шрифтов и их происхождение.
3.2.Уметь:
3.2.1. -классифицировать объекты печатной продукции графического дизайна;
-обращаться с графическими программами PageMaker, Corel Draw и др.,
-владеть основами проектирования плакатов, буклетов, логотипов, визиток и пр., создать
макет печатной продукции (верстка);
-уметь строить шрифты и применять их в проектировании печатной продукции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-владеть специализированными программами для проектирования. Ознакомиться с
основными понятиями о возможностях изготовления рекламной продукции на основе
программы Adobe Photoshop CS2 и CorelDRAW 12, создание презентации (слайд-шоу) с
использованием графической программы Power Point.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История шрифта. Понятия стиля. Кернинг и интерлиньяж вручную Дизайн текстовых форм и иллюстрирование Правила набора. Классическая книжная типографика.
1.1. Введение. Существо учебной дисциплины, ее методы, основные понятия и термины Лекции 5 2 ПК-36 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Введение. История развития письма Лекции 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Графическая работа Исторические шрифты Сам. работа 5 8 ПК-34 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Практика работы со шрифтами Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Графическая работа 2. Цифровые шрифты. Сам. работа 5 8 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Дизайн текстовых форм и иллюстрирование Правила набора. Классическая книжная типографика. Пропорции, форматы. Типографские сетки .
2.1. Удобочитаемость текстового набора Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Дизайн текстовых форм Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Макет буклета Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Иллюстрирование Сам. работа 5 9 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Иллюстрирование художественной литературы Сам. работа 5 8 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.6. Полиграфический процесс и цветоделение Сам. работа 5 8 ПК-34 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Иллюстрирование художественной литературы Практические 5 2 ПК-34 Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.8. Основные полиграфические материалы Сам. работа 5 4 ПК-34, ПК-36 Л3.1, Л2.2
2.9. Технология формных процессов, печатных процессов, послепечат- ных процессов. Практические 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.10. Оформление печатных изданий Практические 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Шрифты: основные параметры цифровых шрифтов, правила постро- ения, пропорции, виды цифровых шрифтов Сам. работа 5 6 ПК-36 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Макет театральной програмки. Сам. работа 5 4 ПК-36 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.13. Внешнее оформление книги,типы обложек и переплеты. Практические 5 2 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Многостраничные документы. Методы работы со страницами пуб- ликации. Сбор из отдельных частей. Раздельная пагинация глав. Оглавление. Создание алфавитного указателя Сам. работа 5 4 ПК-34 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.15. Макет портфолио Сам. работа 5 6 ПК-34 Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.16. Полиграфические технологии подготовки изображений к репроду- цированию Сам. работа 5 4 ПК-34 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.17. Экзамен 5 13 ПК-34 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л1.2 С.А. Муртазина, В.В. Хамматова. История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие Казанский национальный исследовательский технологический университет/"ЭБС Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Головко С. В. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
Л2.2 Шарков Ф.И. Гостенина В.И. Разработка и технологии производства рекламного продукта: "Дашков и К" //"ЭБС Лань", 2012 books.google.ru
Л2.3 Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама : учебное пособие Издательство "ДМК Пресс"// "ЭБС Лань", 2008 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Графический дизайн seyakovl.narod.ru
Э2 Графический дизайн в современной России www.ref.by
Э3 Графический дизайн,фирменный стиль rosdesign.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )
6.4. Перечень информационных справочных систем
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
Blender,условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/licence/, бессрочная лицензия;
CCorelDRAW Graphics Suite Х5 Education License ML (61), номер лицензии 4087317 от 14.12.2011,бессрочная.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (пр. Ленина, 61, каб. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации на тему: «Наложение орнамента на объемную фигуру».
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204).
Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.