МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессионально - педагогическую специальность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Пойдина Т. В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессионально - педагогическую специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.10.2015 №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально- педагогическую специальность»: сформировать у студентов знания о содержании, структуре, форме и методах освоения квалификации педагога профессионального обучения, углубление ориентации студентов на педагогическую профессию.
Задачи дисциплины:
- сформировать в сознании студента современный образ педагога профессионального обучения;
- способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоении методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность;
- ознакомить студентов с системой НПО и СПО, сущностью, структурой и особенностями;
- создать условия для восприятия психолого-педагогических и технологических дисциплин и понимания их роли в педагогической деятельности
- способствовать развитию навыков профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых
ПК-11 способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся
ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения
Знать:
-сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров, возможности овладения профессиональными навыками в вузе;
-основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
-основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- планировать режим собственной учебной деятельности; применять эффективные способы усвоения знаний;
- пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины;
- определять виды педагогической деятельности; анализировать стили педагогической деятельности;
- разрабатывать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
- общей интеллектуальной деятельности, технологиями работы с различного рода источниками информации;
- владения методами и формами профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения;
- владения личностно ориентированными технологиями реализации профессиональных образовательных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание
1.1. Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций Лекции 2 2 ПК-7, ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовка письменной работы:Социальная миссия и профессиональные функции педагога Сам. работа 2 8 ПК-7 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения Лекции 2 2 ПК-34 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Подготовка эссе: Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару Сам. работа 2 12 ПК-7, ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ Практические 2 4 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования 1. Содержание и нормативная база обучения в системе НПО, СПО: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. 2. Компетентностно-квалификационные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их назначение и особенности. Подготовка к семинару Сам. работа 2 12 ПК-11, ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога
2.1. Личность педагога профессионального обучения Лекции 2 2 ПК-7, ПК-34 Л3.1, Л1.1
2.2. Подготовка эссе: Профессиональная компетентность педагога Подготовка к семинару Сам. работа 2 10 ПК-11, ПК-34 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Общие и педагогические способности педагога Практические 2 4 ПК-7, ПК-34 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Педагогические стили общения Лекции 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Модель профессионально-педагогической культуры. Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры: составление конспекта. Сам. работа 2 8 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Общая и профессиональная культура педагога Практические 2 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Искусство педагогического общения Лекции 2 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Педагогические ценности и идеалы: подготовка эссе Сам. работа 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.9. Менеджмент как основа педагогической деятельности Лекции 2 2 ПК-11, ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Педагогическое общение как основа создания эффективной системы взаимоотношений между учителем и учеником Практические 2 2 ПК-7, ПК-34 Л2.1, Л1.1
2.11. Конспектирование источников.Основные механизмы и принципы профессионольно-педагогического общения Подготовка к семинару Сам. работа 2 4 ПК-34 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Составление конспекта: Мотивационно-целевая деятельность педагога Сам. работа 2 10 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление педагога
3.1. Профессиональное становление педагога профессионального обучения Лекции 2 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера Практические 2 2 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Профессионально-педагогические учебные заведения.Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 2 8 ПК-34 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1 Понятия: профессия, специальность. Дифференциация педагогических специальностей.
2 Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности.
3 Цель и задачи профессионально-педагогической деятельности.
4 Виды профессионально-педагогической деятельности.
5 Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
6 Педагогическая деятельность как система. Понятие педагогической системы. Структура педагогической системы.
7 Профессиональные требования к личности педагога. Позиция, профессиональные установки, педагогическая готовность.
8 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: общие и педагогические способности, педагогическое призвание.
9 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: педагогические технологии, педагогическая техника.
10 Коммуникативные способности педагога: общительность, эмпатия, распределенность внимания, перцептивные способности.
11 Профессиональная компетентность педагога: теоретическая и практическая готовность.
12 Педагогические стили общения: общие, индивидуальные. Особенности этих стилей.
13 Профессионально-педагогическое общение. Закономерности педагогического общения.
14 Личностно- ориентированное обучение, его особенности в профессиональной школе.
15 Технологии личностно- ориентированного обучения в профессиональной школе.
16 Педагогический менеджмент как основа педагогической деятельности.
17 Организационно-управленческая деятельность педагога профессионального обучения.
18 Принятие педагогических управленческих решений.
19 Методы и приемы педагогического воздействия.
20 Профессиональное становление педагога.
21 Педагогические ценности и идеалы.
22 Компоненты педагогической культуры.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мотивация творческой активности студентов в процессе профессионального обучения.
2. Педагогический менеджмент как основа успешной педагогической деятельности.
3. Творческая индивидуальность педагога как основа формирования личности обучающегося в профессиональной школе.
4. Современный педагог – менеджер
5. Педагогический профессионализм: реалии и перспективы.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога профессионального обучения и методы их развития.
7. Инновационные процессы в профессиональном образовании.
8. Самообразование как основа профессиональной компетентности педагога.
9. Вклад отечественных педагогов в развитие гуманистической педагогики.
10. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. Профессиональная педагогика: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мезинов Владимир Николаевич Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие Изд-во: Елецкий государственный университет им. Бунина // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2010 г.
Л2.2 Столяренко Алексей Михайлович Общая педагогика: учебное пособие Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дударева Н. В. Методика выполнения дипломных работ: методические рекомендации Барнаул, из- во АлтГу, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Библиотека по педагогике [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml
Э2 2. Коллекция: история образования [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://museum.edu.ru/
Э3 3. Московский музей образования [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.int-edu.ru/museum/
Э4 4. Российское зарубежье: образование, педагогика, культура 20-50-х гг. ХХ века [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://pedagogics.narod.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная система "Консультант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.