Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально- педагогическую специальность»: сформировать у студентов знания о содержании, структуре, форме и методах освоения квалификации педагога профессионального обучения, углубление ориентации студентов на педагогическую профессию. Задачи дисциплины: - сформировать в сознании студента современный образ педагога профессионального обучения; - способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоении методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность; - ознакомить студентов с системой НПО и СПО, сущностью, структурой и особенностями; - создать условия для восприятия психолого-педагогических и технологических дисциплин и понимания их роли в педагогической деятельности - способствовать развитию навыков профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-7 | готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых |
ПК-11 | способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся |
ПК-34 | готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о сущности и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения Знать: -сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров, возможности овладения профессиональными навыками в вузе; -основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки; -основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: - планировать режим собственной учебной деятельности; применять эффективные способы усвоения знаний; - пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины; - определять виды педагогической деятельности; анализировать стили педагогической деятельности; - разрабатывать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки: - общей интеллектуальной деятельности, технологиями работы с различного рода источниками информации; - владения методами и формами профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения; - владения личностно ориентированными технологиями реализации профессиональных образовательных программ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание | ||||||
1.1. | Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций | Лекции | 2 | 2 | ПК-7, ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Подготовка письменной работы:Социальная миссия и профессиональные функции педагога | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения | Лекции | 2 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Подготовка эссе: Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-7, ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ | Практические | 2 | 4 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования 1. Содержание и нормативная база обучения в системе НПО, СПО: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. 2. Компетентностно-квалификационные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их назначение и особенности. Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-11, ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога | ||||||
2.1. | Личность педагога профессионального обучения | Лекции | 2 | 2 | ПК-7, ПК-34 | Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Подготовка эссе: Профессиональная компетентность педагога Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-11, ПК-34 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Общие и педагогические способности педагога | Практические | 2 | 4 | ПК-7, ПК-34 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Педагогические стили общения | Лекции | 2 | 4 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Модель профессионально-педагогической культуры. Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры: составление конспекта. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Общая и профессиональная культура педагога | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.7. | Искусство педагогического общения | Лекции | 2 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Педагогические ценности и идеалы: подготовка эссе | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Менеджмент как основа педагогической деятельности | Лекции | 2 | 2 | ПК-11, ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Педагогическое общение как основа создания эффективной системы взаимоотношений между учителем и учеником | Практические | 2 | 2 | ПК-7, ПК-34 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Конспектирование источников.Основные механизмы и принципы профессионольно-педагогического общения Подготовка к семинару | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-34 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Составление конспекта: Мотивационно-целевая деятельность педагога | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Профессиональное становление педагога | ||||||
3.1. | Профессиональное становление педагога профессионального обучения | Лекции | 2 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера | Практические | 2 | 2 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Профессионально-педагогические учебные заведения.Подготовка к аттестации по дисциплине | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-34 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1 Понятия: профессия, специальность. Дифференциация педагогических специальностей. 2 Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности. 3 Цель и задачи профессионально-педагогической деятельности. 4 Виды профессионально-педагогической деятельности. 5 Социальная миссия и профессиональные функции педагога. 6 Педагогическая деятельность как система. Понятие педагогической системы. Структура педагогической системы. 7 Профессиональные требования к личности педагога. Позиция, профессиональные установки, педагогическая готовность. 8 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: общие и педагогические способности, педагогическое призвание. 9 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: педагогические технологии, педагогическая техника. 10 Коммуникативные способности педагога: общительность, эмпатия, распределенность внимания, перцептивные способности. 11 Профессиональная компетентность педагога: теоретическая и практическая готовность. 12 Педагогические стили общения: общие, индивидуальные. Особенности этих стилей. 13 Профессионально-педагогическое общение. Закономерности педагогического общения. 14 Личностно- ориентированное обучение, его особенности в профессиональной школе. 15 Технологии личностно- ориентированного обучения в профессиональной школе. 16 Педагогический менеджмент как основа педагогической деятельности. 17 Организационно-управленческая деятельность педагога профессионального обучения. 18 Принятие педагогических управленческих решений. 19 Методы и приемы педагогического воздействия. 20 Профессиональное становление педагога. 21 Педагогические ценности и идеалы. 22 Компоненты педагогической культуры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Мотивация творческой активности студентов в процессе профессионального обучения. 2. Педагогический менеджмент как основа успешной педагогической деятельности. 3. Творческая индивидуальность педагога как основа формирования личности обучающегося в профессиональной школе. 4. Современный педагог – менеджер 5. Педагогический профессионализм: реалии и перспективы. 6. Профессионально-значимые качества личности педагога профессионального обучения и методы их развития. 7. Инновационные процессы в профессиональном образовании. 8. Самообразование как основа профессиональной компетентности педагога. 9. Вклад отечественных педагогов в развитие гуманистической педагогики. 10. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. | Профессиональная педагогика: учебное пособие | Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мезинов Владимир Николаевич | Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие | Изд-во: Елецкий государственный университет им. Бунина // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2010 г. | |
Л2.2 | Столяренко Алексей Михайлович | Общая педагогика: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Дударева Н. В. | Методика выполнения дипломных работ: методические рекомендации | Барнаул, из- во АлтГу, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Библиотека по педагогике [Электрон.ресурс] | Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml | ||
Э2 | 2. Коллекция: история образования [Электрон. ресурс] | Режим доступа: http://museum.edu.ru/ | ||
Э3 | 3. Московский музей образования [Электрон. ресурс] | Режим доступа: http://www.int-edu.ru/museum/ | ||
Э4 | 4. Российское зарубежье: образование, педагогика, культура 20-50-х гг. ХХ века [Электрон. ресурс] | Режим доступа: http://pedagogics.narod.ru/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Справочная система "Консультант" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения» Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы. |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |