МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Описание и анализ памятников искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Описание и анализ памятников искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов с методикой и методологией научного исследования в области изобразительного искусства и архитектуры.
Задачи:
-формирование у студентов представления об организации научно-исследовательской работы на различных уровнях;
-научить студентов осуществлять поиск и отбор источников, а также анализ опубликованных источников и результатов художественной практики;
-научить студентов пользоваться различными методами в архитектурных и искусствоведческих исследованиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ОПК-6 способностью к когнитивной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства;
-основные факты и закономерности историко-художественного процесса;
-значение художественного наследия для современной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать произведение искусства;
-осуществлять сравнительный анализ;
-составлять научный аннотированный каталог;
-определять концепции экспозиций, идею и замысел произведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками анализа конкретных произведений искусства и художественного процесса в целом;
-навыками построения различных типов экспозиций;
-навыками составления различных типов каталогов;
-навыками владения различными методами исследования: аналитическим, системным, историческим, проектным и другими.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы изучения произведений искусства
1.1. Основы научного знания. Лекции 8 2 ОК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.3
1.2. Виды познавательной деятельности. Лекции 8 2 ОК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.3
1.3. Уровни научно-исследовательских работ. Практические 8 2 ОК-2 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Основы теории познания: система понятий. Практические 8 2 ОК-2, ОПК-6 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Реферирование труда Ильина В.В. "Теория познания. Введение. Общие проблемы"(М. - 1993) Сам. работа 8 10 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.3
1.6. Различные типы методов, используемых в описании памятников. Практические 8 1 ОК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников.Единство формы и содержания в художественном образе.
2.1. Замысел и его творческое воплощение. О правилах композиции. Лекции 8 2 ОК-2 Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Описание предметов народного искусства. Лекции 8 2 ОК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Метрика вещей (о размерах произведений). Практические 8 1 ОК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.2
2.4. Символика чисел. Золотое сечение. Практические 8 1 ОК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
3.1. Особенности архитектуры как вида искусства. Лекции 8 4 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.2. Образное содержание искусства архитектуры: умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Практические 8 1 ОК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Конспектирование труда Иконникова А.В. "Художественный язык архитектуры" (М., 1985) Сам. работа 8 12 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3
3.4. Виды скульптуры. Практические 8 1 ОК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.5. Декоративное творчество как самостоятельный вид искусства. Практические 8 1 ОК-2, ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
3.6. Дизайн.Оформительское искусство как область декоративного искусства. Практические 8 1 ОК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.3
3.7. Графика как изобразительное искусство. Практические 8 1 ОК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.3
Раздел 4. Особенности живописи как вида изобразительного искусства.
4.1. Виды живописи и ее выразительные средства. Лекции 8 4 ОК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
4.2. Техники живописи.Портрет. Практические 8 1 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
4.3. Представить письменно описание трех портретов Рембрандта ван Рейна из раннего, зрелого и позднего периодов творчества (на основе плана стилистического анализа живописного произведения). Сам. работа 8 12 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.1
4.4. Пейзаж.Натюрморт. Практические 8 1 ОК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
4.5. Происхождение театрального искусства. Практические 8 1 ОК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
4.6. Представить реферат о деятельности А.Бенуа как театрального художника. Сам. работа 8 10 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3
4.7. Другие жанры живописи. Практические 8 1 ОК-2, ОПК-6 Л2.1, Л3.2, Л1.3
4.8. Составить виртуальную экспозицию на тему "Живописцы Алтая начала ХХI века", мотивировать принципы построения экспозиции, разработать рекламный блок виртуальной выставки. Сам. работа 8 12 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Компоненты восприятия художественного произведения. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении.
5.1. Проблема,идея, фабула и сюжет. Лекции 8 1 ОК-2, ОПК-6 Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1
5.2. Художественный образ. Лекции 8 1 ОК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1
5.3. Типы экспозиций. Практические 8 1 ОК-2, ОПК-6 Л2.2, Л3.2, Л1.3
5.4. Каталог художественной коллекции и художественной выставки: научный, аннотированный, опись. Практические 8 1 ОК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
5.5. Составление каталога виртуальной экспозиции по выбору студента. Сам. работа 8 8 ОК-2 Л2.2, Л3.1, Л1.3
5.6. Конспектирование труда Раушенбаха Б. "Геометрия картины и зрительное восприятие" (СПб, 2001) Сам. работа 8 8 ОК-2, ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОСы в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОСы в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОСы в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гнедич, П. П. История искусств : учебник М: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374
Л1.2 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях: Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Степанская Т.М. Художественная критика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т.М.Степанская Основы научных исследований исследований и методические рекомендации к курсовым работам по специальности "Искусствоведение": Барнаул,Изд-во АлтГУ, 2007
Л3.2 Т.М.Степанская, А.Г.Степанская Искусствоведение: методические рекомендации к выполнению курсовых работ для студентов факультета искусств направление "Искусствоведение" Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайский краевой государственный краеведческий музей www.agkm.ru
Э3 Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки www.museum.ru
Э4 Государственный художественный музей Алтайского края www.arw.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории для проведения практических и лекционных занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.