МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационный менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20
Практические 22 22 22
Сам. работа 66 66 66
Итого 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Соколова Ольга Николаевна, профессор кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"; к.э.н., Горбунов Юрий Вадимович, доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"

Рецензент(ы):
к.э.н., Капустян Лариса Анатольевна, доцент кафедры «Региональной экономики и управления»

Рабочая программа дисциплины
Инновационный менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Соколова Ольга Николаевна, профессор кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., Соколова Ольга Николаевна, профессор кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование понимания социально значимых процессов в развитии современного общества в парадигме открытых инноваций;
- ознакомление с теоретическими и методологическими основами инновационного менеджмента;
- анализ нормативно-правовой базы инновационной сферы Российской Федерации;
- выявление особенностей применения технологий инновационного менеджмента на отечественных предприятиях, использование их в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность и содержание основных понятий и категорий инновационного менеджмента
Роль и значение необходимости инновационного развития экономики, управления инновационным развитием социально-экономических систем Основные теоретические и методологические положения инновационного менеджмента, нормативно-правовую базу
Технологию принятия и оценки управленческих решений по внедрению инноваций и инновационных проектов с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
Использовать в работе основные теоретические и методологические положения инновационного менеджмента, нормативно-правовую базу. Управлять инновациями, используя сущность и содержание основных понятий и категорий инновационного менеджмента
Анализировать готовность и способность организации участвовать в инновационной деятельности; технологии принятия и оценки управленческих решений по внедрению инноваций и инновационных проектов с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
Навыками правильного воспроизведения терминов и понятий
Навыками применения теоретических и методологических положений инновационного менеджмента в практике разработки и анализа управленческих решений на практике.
Навыками применения нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере инноваций, инновационного менеджмента
Оценивает существующее состояние управления инновационным развитием организации; готовность и способность организации участвовать в инновационной деятельности; технологии принятия и оценки управленческих решений по внедрению инноваций и инновационных проектов с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ
1.1. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Практические 5 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Лекции 5 8 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Сам. работа 5 14 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Лекции 5 4 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Практические 5 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Сам. работа 5 15 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Лекции 5 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Практические 5 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Сам. работа 5 16 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
4.1. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Лекции 5 4 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Практические 5 3 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Сам. работа 5 15 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
5.1. Управление инновационными проектами.Оценка эффективности инноваций Сам. работа 5 6 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Роль государства в регулировании инновационной деятельности Лекции 5 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Роль государства в регулировании инновационной деятельности Практические 5 13 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Возникновение и развитие понятия «инновация».
2.Взгляды разных авторов на определение понятия «инновация».
3.Инновация и новшество: сходства и различия.
4.Инновация как экономическая категория, критерии инновации.
5.Инновация, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, инновационный климат.
6.Классификационные подходы к группированию и организации инноваций.
7.Классификация инноваций по структурной характеристике инновационного из-менения.
8.Классификация инноваций по интенсивности инновационного изменения.
9.Инновационный процесс.
10.Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии).
11.Сущность и содержание инновационного менеджмента.
12.Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние.
13.Цели, задачи, функции инновационного менеджмента.
14.Основные (предметные) функции инновационного менеджмента.
15.Обеспечивающие функции инновационного менеджмента.
16.Менеджмент в инновационной сфере.
17.Инновационный менеджмент и научно-техническая политика предприятия.
18.Уровни, определяющие формирование научно-технической политики и инновационного менеджмента.
19.Роль инновационного менеджмента в повышении эффектив¬ности деятельности организации.
20.Организационные структуры в управлении инновационными процессами.
21.Основные виды организационных структур.
22.Программно-целевые и гибкие организационные структуры.
23.Границы формального и неформального в инновационном менеджменте.
24.Творчество в инновационном менеджменте.
25.Классификация инновационных организаций.
26.Особенности деятельности инновационных организаций раз¬ных видов.
27.Инновационное предпринимательство.
28.Венчурные фирмы.
29.Роль и место стратегии управления инновациями в общей стратегии развития организации.
30.Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии.
31.Подходы разных авторов к классификации инновационных стратегий.
32.Сущность, условия применения и примеры различных типов инновационных стратегий.
33.Сущность и понятие инновационных проектов.
34.Элементы инновационного проекта.
35.Виды и содержание инновационных проектов.
36.Принципы управления инновационными проектами.
37.Стадии инновационного проекта.
38.Участники инновационного проекта.
39.Проблемы оценки эффективности инноваций.
40.Виды эффективности.
41.Методы оценки экономической эффективности инновацион¬ных проектов.
42.Система показателей эффективности инновационной деятельности.
43.Функции государственных органов в инновационной сфере.
44.Государственная инновационная политика.
45.Государственные приоритеты в инновационной сфере.
46.Прямые методы государственной поддержки инновационной деятельности.
47.Косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.
48.Правовое регулирование инновационной деятельности.
49.Антикризисное управление инновационными организациями.
50.Национальные и региональные инновационные системы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика курсовых работ:
1)Формирование инновационной политики региона.
2)Воздействие нововведений на развитие региона.
3)Проблемы научно-технического развития региона.
4)Управление научно-техническими нововведениями.
5)Финансовая оценка научно-технических проектов.
6)Управление инновационной фирмой.
7)Стратегия управления инновациями в организации.
8)Особенности управления инновационными процессами в промышленно развитых странах мира.
9)Оценка эффективности инноваций.
10)Роль организационных структур в управлении инновационными процессами.
11)Инновации как средство экономического развития.
12)Классификация инноваций.
13)Значение и задачи анализа спроса на инновации.
14)Методы отбора инновационных проектов.
15)Характеристика результатов инновационной деятельности.
16)Малые научно-технические фирмы (зарубежный и отечествен¬ный опыт).
17)Инновации в организациях, проблемы реализации.
18)Структура и закономерности инновационного процесса.
19)Длинные волны: роль инноваций в экономическом развитии.
20)Моделирование инновационных процессов.
21)Роль человеческого фактора в активизации инновационной деятельности.
22)Инновационная политика фирмы.
23)Роль и значение инновационной деятельности для органи¬зации.
24)Инновационный менеджмент организации.
25)Факторы, влияющие на успех нововведения.
26)Роль и место стратегии управления инновациями в общей стратегии развития предприятия.
27)Классификация инновационных стратегий.
28)Характеристика, роль временных рабочих групп в осуществлении производствен-ых инноваций.
29)Государственная поддержка инновационной деятельности.
30)Стимулирование персонала в инновационной деятельности.
31)Творчество в инновационном менеджменте.
32)Отбор и оценка проектов.
33)Изобретательская и рационализаторская деятельность в орга¬низации: проблемы, пути их решения.
34)Зарубежный опыт и инновационные стратегии фирм на рос¬сийском рынке.
35)Основные источники инвестиций в инновационной деятельности.
36)Инновационная деятельность российских предприятий в со¬временных условиях.
37)Нововведения как объект инновационного менеджмента.
38)Особенности научно-технической деятельности венчурных организаций.
39)Национальные и региональные инновационные системы.
40)Проблемы государственно-частного партнерства в инновационной сфере
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Учебная дисциплина в полном объеме обеспечена необходимыми контрольно-измерительными материалами, необходимыми для оценки знаний, умений и навыков обучающихся, позволяющих установить уровень овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной. По результатам проведенной оценки студентами выставляется одна из следующих отметок:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, который дал исчерпывающий и полный, развернутый ответ на вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии по дисциплине. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа, либо с помощью преподавателя; могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки.
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не сумел правильно ответить на основной и дополнительные вопросы. Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса практического занятия с другими объектами темы. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология по дисциплине не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк Инновационный менеджмент : Учебник М. :Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119436
Л1.2 В. М. Кожухар Инновациооный менеджмент: Практикум: Учебник М. : Дашков и К, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров: Учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2014, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Б. Т. Кузнецов Инновационный менеджмент : учебное пособие : Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 2. Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 8. Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах Рос-сии» : regions.extech.ru
Э4 7. Информационный портал «ИнфоНТР» : www.infontr.ru
Э5 6. Электронное изд. «Наука и технологии России» : www.strf.ru
Э6 5. Информационный интернет-канал «Наука и инновации» : www.rsci.ru
Э7 4. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» : www.innovbusiness.ru
Э8 3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности : www.sci-innov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Перечень программного обеспечения
1. Open Office
2. 3D Canvas
3. Blender
4. Visual Studio 2008
5. Python c расширениями PIL, Py OpenGL
6. FAR (с плагином colorer)
7. XnView
8. 7-Zip
9. AcrobatReader
10. GIMP
11. Inkscape
12. Paint.net
13. VBox
14. Ghostscript
15. PS printer
16. ImageMagik
17. Mozila FireFox
18. Chrome
19. AVP Kasperskiy
20. Eclipse(PHP,C++, Phortran)
21. PSPP
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций и практических/семинарских занятий: видеопроектор, экран настенный, компьютер с доступом в интернет. Аудитории, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет и к справочно-поисковым системам Гарант и КонсультантПлюс.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.