МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и профессиональная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент Брагина Л. А.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Общая и профессиональная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1018)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: подготовка выпускника способного осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях начального, среднего и высшего специального образования
Задачи дисциплины:
-раскрыть основные периоды становления отечественной и зарубежной педагогической науки;
-организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования;
-разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации;
-охарактеризовать сущность, проблемы дидактики и теории воспитания, принципы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
-применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
ПК-5 способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации
ПК-10 готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методологических основах классического педагогического знания; новых концепциях профессионального образования; социокультурных функций профессионального образования и его решающей роли в становлении профессионализма;
значении компетентностного подхода в формировании конкуренто­способности выпускника на рынке труда; основных этапах становления профессионального образования в России и за рубежом; современных инновационных подходах к организации про­цессов целенаправленного развития личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать о сущности, составе, структуре, движущих силах, основных направлениях развития педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
целях, принципах, закономерностях, содержании, методах, средствах, формах педагогическогоУметь анализировать частные и общие проблемы преподавания;
применять управленческие основы педагогическим процессом;
распространять и популяризировать знания по дизайну, истории искусств в учреждениях образования;
готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и воспитательной работы на основе существующих методик;
моделировать стратегию и технологию общения для решения профессионально-педагогических задач;
использовать современные воспитательные технологии для формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть анализом профессионально-педагогических ситуаций;
навыками организации учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности;
технологиями педагогического проектирования в соответствие с конкретными условиями производственной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дидактические основы общей и профессиональной педагогики
1.1. Актуальность, предмет и задачи, место в системе гуманитарного знания Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Основные тенденции развития системы профессионального образования. Развитие отраслевых профессиональных педагогик. Объект, предмет, функции педагогики. Методы педагогического исследования. Социальный опыт и его составляющие. Образование как феномен культуры, ценности и смыслы образования. Соотношение «образования», «обучения», «воспитания» Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.1
1.3. Работа с лекционным материалом: "Профессиональное образование за рубежом" Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Педагогический процесс как система
2.1. Система общего и профессионального образования России. Педагогический процесс в профессиональных образовательных учреждениях Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.3
2.2. Сущность, состав, структура, движущие силы и основные направления развития педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.3
2.3. Принципы организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования Практические 2 2 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.1
2.4. Подготовка эссе: "Педагогическая инновация" Сам. работа 2 12 ОПК-8 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Структура и содержание педагогического процесса
3.1. Педагогические цели. Педагогические принципы Сам. работа 2 12 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.1
3.2. Педагогическое содержание Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-10 Л1.2, Л2.1
3.3. Педагогические методы и средства. Педагогические формы Лекции 2 2 ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.3
3.4. Педагогические методы Сам. работа 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3
3.5. Формы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях Практические 2 2 ОПК-8, ПК-10 Л1.2, Л2.3
3.6. Работа с лекционным материалом: "Формы организации учебно-воспитательного процесса" Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Воспитание профессиональной школы: стратегия и тактика
4.1. Педагогическая информация: поиск, отбор, систематизация, хранение и использование Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Подготовка к семинару "Образовательная политика России. Система профессионального образования (начальное, среднее, высшее)" Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-10
Раздел 5. Основы педагогического проектирования
5.1. Технология педагогического проектирования. Проектирование педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1
5.2. Методы научно-педагогических исследований: наблюдение, методы опроса Практические 2 2 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.3, Л2.2
5.3. Подготовка к семинару: "Развитие инновационных процессов в учреждениях системы профессионального образования" Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Понятие индивидуального стиля деятельности. Педагогическая компетентность
6.1. Индивидуальные качества личности педагога Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-10 Л1.2, Л2.1
6.2. Методы научно-педагогических исследований: эксперимент Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1
6.3. Работа с лекционным материалом: "Коммуникативные педагогические способности" Сам. работа 2 7 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Актуальные проблемы профессионального образования. Гуманистическая направленность системы профессиональной подготовки студентов в профессиональных образовательных учреждениях
7.1. Непрерывное образование Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.2, Л2.1
7.2. Создание развивающей среды для обучающихся в учебных заведениях системы НПО-СПО-ВПО Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.3
7.3. Подготовка к семинару: "Система образования в Европе: тенденции и проблемы. Болонский процесс" Сам. работа 2 18 ОПК-8, ПК-5 Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пидкасистый П.И. Педагогика: Юрайт, , 2020
Л1.2 Кузнецов В.В Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/37288DC1-4074-4EAC-BD6C-468AE95C7F3B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Кривцун О.А. Психология искусства: Юрайт, 2017
Л2.3 Сластенин В.А. Психология и педагогика в 2 ч: Юрайт, 2020
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 -Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) www.obrnadzor.gov.ru
Э2 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс"
Справочная - информационная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения условий освоения дисциплины располагает соответствующей материально-технической базой, сформированной с учетом особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории:
- Лаборатории информационных технологий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.