МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент Брагина Л. А.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Педагогические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Нехвядович Л. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Нехвядович Л. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: подготовка выпускника способного создать условия для реализации педагогических технологий, а также осуществление инновационной преподавательской деятельности в сфере профессионального обучения.
Задачи:
- усвоение базовых знаний за счет универсального их использования в учебно-воспитательных ситуациях;
- самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации;
- приобретение коммуникативных, исследовательских умений в групповой работе;
- научиться логике деятельности;
- на конкретном практическом материале курса выявление проблем системного мышления;
- использовать опыт обучаемого в педагогическом проектировании;
- умение разрабатывать и выполнять учебные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-6 готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об алгоритмах педагогического воздействия и взаимодействия нескольких психолого-педагогических технологий; проектировании педагогической среды; педагогического процесса и педагогических ситуаций
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- модели обучения;
- современные педагогические технологии, их назначение и особенности;
- виды учебных проектов;
- отечественные и зарубежные технологии проектного обучения;
-систему действий педагога и учащихся при разработке проектов;
- задачный подход как технологическую основу целостного педагогического процесса
Уметь:
- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- обосновывать решение о выборе методов работы;
- ставить проблемы в научно-исследовательской деятельности;
- моделировать производственные ситуации с максимальным приближением к реальным условиям будущей профессиональной деятельности;
- высказывать аргументированную точку зрения и приводить доказательства в технологиях проектного обучения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть:
- целеполаганием индивидуальных и групповых проектов;
- научно-вспомогательной деятельностью в составе группы;
- привлечением инновационных методов;
- аналитическим представлением результатов исследовательской работы;
- навыками организации коммуникативно-диалоговой деятельности;
-составлением рефератов и библиографических списков;
- оформлением проектной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий
1.1. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе Лекции 6 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Современные педагогические технологии Практические 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Составление доклада "Аннотирование обязательной и дополнительной литературы" Сам. работа 6 18 ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Назначение и особенности педагогических технологий. Модели обучения Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Разработка проекта использования одной из изученных технологий (например: дизайн - бюро расписаний) Практические 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Составление реферата "Развитие и творческих умений" Сам. работа 6 12 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Сущность и особенности основных педагогических технологий
2.1. Характеристика основных педагогических технологий Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Средства технического обеспечения традиционной формы обучения Практические 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Работа с лекционным материалом Сам. работа 6 12 ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Педагогические технологии авторских школ Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Моделирование дизайн - образования Практические 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Работа с лекционным материалом Сам. работа 6 11 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса
3.1. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач. Технология решения педагогических задач Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Разработать план проведения учебной дисскуссии по какой - либо социально - педагогической ситуации Практические 6 2 ПК-6, ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Составление конспекта "Формы организации коллективной деятельности" Сам. работа 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Проектирование педагогических систем Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Разработать опорную схему - конспект по любой теме какого - либо курса Практические 6 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Составление конспекта "Отличительные особенности современных информационных технологий" Сам. работа 6 12 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Проектирование педагогического процесса Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Проектирование педагогических ситуаций Практические 6 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1
3.9. Составление конспекта "Проблемное обучение" Сам. работа 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1
3.10. Проектирование педагогических ситуаций Лекции 6 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Работа с лекционным материалом Сам. работа 6 12 ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сравнительный анализ классификаций педагогических технологий
2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
3. Сравнительный анализ развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
4. Отличительные особенности современных информационных технологий
5. Специфика технологии дидактической дискусии. Виды и приёмы подготовки и проведения дидактической дискусии
6. Особенности задачного подхода в обучении
7. Характеристика особенностей знаково-контекстного обучения
8. Преимущества проблемного обучения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Сластенин В.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дударева Н. В. Методика выполнения дипломных работ: методические рекомендации Барнаул, из- во АлтГу, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Современные педагогические технологии как объективная реальность. Электронный учебник. - URL : http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html// (дата обращения 08.05.2011).
Э2 2. Портал учебной литературы. - URL : http://www.bookucheba.com/page/pedagogs/ist/ist-4--idz-ax251.html// (дата обращения 08.05.2011).
Э3 3. Определения педагогической технологии. - URL : http://bank.orenipk.ru/Text/t10_228.htm (дата обращения 08.05.2011).
Э4 4. Библиотека культурно-образовательных инициатив. - URL : http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8609.php // (дата обращения 08.05.2011).
Э5 5. Школа свободного развития (авторская школа). - URL : http://www.khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_free_development.htm // (дата обращения 08.05.2011).
Э6 6. Электронная библиотека диссертаций «педагогические науки». - URL : http://www.dslib.net/pedagogika.html // (дата обращения 08.05.2011).
Э7 7. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я). - URL : http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_p_r.txt// (дата обращения 08.05.2011).
Э8 8. Словари и энциклопедии на Академике. - URL : http://dic.academic.ru/ (дата обращения 08.05.2011).
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс"
Справочная - информационная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения условий освоения дисциплины располагает соответствующей материально-технической базой, сформированной с учетом особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории:
- Лаборатории информационных технологий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.