МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 90 88 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 110 108 110

Программу составил(и):
доцент Брагина Л. А.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Педагогические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Нехвядович Л. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Нехвядович Л. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: подготовка выпускника способного создать условия для реализации педагогических технологий, а также осуществление инновационной преподавательской деятельности в сфере профессионального обучения.
Задачи:
- усвоение базовых знаний за счет универсального их использования в учебно-воспитательных ситуациях;
- самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации;
- приобретение коммуникативных, исследовательских умений в групповой работе;
- научиться логике деятельности;
- на конкретном практическом материале курса выявление проблем системного мышления;
- использовать опыт обучаемого в педагогическом проектировании;
- умение разрабатывать и выполнять учебные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-6 готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об алгоритмах педагогического воздействия и взаимодействия нескольких психолого-педагогических технологий; проектировании педагогической среды; педагогического процесса и педагогических ситуаций
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- модели обучения;
- современные педагогические технологии, их назначение и особенности;
- виды учебных проектов;
- отечественные и зарубежные технологии проектного обучения;
-систему действий педагога и учащихся при разработке проектов;
- задачный подход как технологическую основу целостного педагогического процесса
Уметь:
- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- обосновывать решение о выборе методов работы;
- ставить проблемы в научно-исследовательской деятельности;
- моделировать производственные ситуации с максимальным приближением к реальным условиям будущей профессиональной деятельности;
- высказывать аргументированную точку зрения и приводить доказательства в технологиях проектного обучения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть:
- целеполаганием индивидуальных и групповых проектов;
- научно-вспомогательной деятельностью в составе группы;
- привлечением инновационных методов;
- аналитическим представлением результатов исследовательской работы;
- навыками организации коммуникативно-диалоговой деятельности;
-составлением рефератов и библиографических списков;
- оформлением проектной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий
1.1. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе Лекции 3 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Современные педагогические технологии Практические 3 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Составление доклада "Аннотирование обязательной и дополнительной литературы" Сам. работа 3 18 ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Назначение и особенности педагогических технологий. Модели обучения Лекции 3 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Составление реферата "Развитие и творческих умений" Сам. работа 3 5 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Сущность и особенности основных педагогических технологий
2.1. Характеристика основных педагогических технологий Сам. работа 3 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Средства технического обеспечения традиционной формы обучения Сам. работа 3 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Работа с лекционным материалом Сам. работа 3 2 ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Педагогические технологии авторских школ Сам. работа 3 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Моделирование дизайн - образования Сам. работа 3 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Работа с лекционным материалом Сам. работа 3 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса
3.1. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач. Технология решения педагогических задач Сам. работа 3 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Разработать план проведения учебной дисскуссии по какой - либо социально - педагогической ситуации Сам. работа 3 2 ПК-6, ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Составление конспекта "Формы организации коллективной деятельности" Сам. работа 3 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Проектирование педагогических систем Сам. работа 3 3 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Разработать опорную схему - конспект по любой теме какого - либо курса Сам. работа 3 8 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Составление конспекта "Отличительные особенности современных информационных технологий" Сам. работа 3 8 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Проектирование педагогического процесса Сам. работа 3 8 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Проектирование педагогических ситуаций Практические 3 2 ПК-6 Л3.1, Л1.1
3.9. Составление конспекта "Проблемное обучение" Сам. работа 3 8 ПК-6 Л3.1, Л1.1
3.10. Проектирование педагогических ситуаций Лекции 3 4 ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Работа с лекционным материалом Сам. работа 3 8 ПК-14 Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сравнительный анализ классификаций педагогических технологий
2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
3. Сравнительный анализ развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
4. Отличительные особенности современных информационных технологий
5. Специфика технологии дидактической дискусии. Виды и приёмы подготовки и проведения дидактической дискусии
6. Особенности задачного подхода в обучении
7. Характеристика особенностей знаково-контекстного обучения
8. Преимущества проблемного обучения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Сластенин В.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дударева Н. В. Методика выполнения дипломных работ: методические рекомендации Барнаул, из- во АлтГу, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Современные педагогические технологии как объективная реальность. Электронный учебник. - URL : http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html// (дата обращения 08.05.2011).
Э2 2. Портал учебной литературы. - URL : http://www.bookucheba.com/page/pedagogs/ist/ist-4--idz-ax251.html// (дата обращения 08.05.2011).
Э3 3. Определения педагогической технологии. - URL : http://bank.orenipk.ru/Text/t10_228.htm (дата обращения 08.05.2011).
Э4 4. Библиотека культурно-образовательных инициатив. - URL : http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8609.php // (дата обращения 08.05.2011).
Э5 5. Школа свободного развития (авторская школа). - URL : http://www.khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_free_development.htm // (дата обращения 08.05.2011).
Э6 6. Электронная библиотека диссертаций «педагогические науки». - URL : http://www.dslib.net/pedagogika.html // (дата обращения 08.05.2011).
Э7 7. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я). - URL : http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_p_r.txt// (дата обращения 08.05.2011).
Э8 8. Словари и энциклопедии на Академике. - URL : http://dic.academic.ru/ (дата обращения 08.05.2011).
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс"
Справочная - информационная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения условий освоения дисциплины располагает соответствующей материально-технической базой, сформированной с учетом особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории:
- Лаборатории информационных технологий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.