Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.
1.1. | Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи. Задачи курса: - развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох, - формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию |
ПК-13 | готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи; - распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение.Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Поиск информации по индивидуально заданной программе курса. Составление терминологического словаря | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | ||||||
2.1. | История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурно пространственной среды: ордерная система культового зодчества, обществен ная и жилая архитектура. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л1.1 |
2.6. | Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки | Лекции | 3 | 2 | ПК-31 | Л1.1 |
2.7. | Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-31 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна Х1Х-начало ХХ вв. | ||||||
3.1. | Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная вы ставка | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л2.1 |
3.2. | Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Соци ально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм мате риальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообра зование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса.Создание и практика Веркбунда. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.1 |
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века | ||||||
4.1. | Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Подготовка конспекта:Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Наследие Баухауза и современный дизайн | Практические | 3 | 2 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-31 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Основные направления развития европейского и американского дизайна | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-31 | Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв. | ||||||
5.1. | Развитие дизайна в XX веке.Ведущие мировые школы дизайна и их особенности | Лекции | 3 | 4 | ПК-13 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Теория и практика школы в Ульме. Стиль «Браун» | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л2.1 |
5.3. | Дизайн в странах Западной Европы. | Практические | 3 | 2 | ПК-31 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Феномен японского дизайна | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-13 | Л2.1 |
5.6. | Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.7. | Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-31 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Теоретические основания дизайна | ||||||
6.1. | Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - це левая черта | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-13 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-13 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Подготовка к контрольной работе.Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Экзамен | 3 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковешникова, Н. А. | Дизайн: история и теория: учебное пособие | М.: Омега-Л // ЭБС «Университетская библиотека online», 2009 | |
Л1.2 | Муртазина, С.А. | История графического дизайна и рекламы : учебное пособие | Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Захарченко, Т.Ю. | История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Турлюн Л.Н. | История и теория графического дизайна: [программа] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История и теория дизайна | constitutions.ru | ||
Э2 | История и теория дизайна | design-theory.ru | ||
Э3 | История и теория дизайна | rosdesign.com | ||
Э4 | История и теория дизайна | stvservice.ru | ||
Э5 | История и теория дизайна | . http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2_%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%C4%E8%E7%E0%E8%ED%E0.html | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
справочная система "Гарант" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения» Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы. |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |