МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
История и теория дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе;
3.2.Уметь:
3.2.1.
- выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи;
- распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение.Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Поиск информации по индивидуально заданной программе курса. Составление терминологического словаря Сам. работа 3 2 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху Сам. работа 3 2 ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурно­ пространственной среды: ордерная система культового зодчества, обществен­ ная и жилая архитектура. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Сам. работа 3 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.5. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 3 2 ПК-13 Л1.1
2.6. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Лекции 3 2 ПК-31 Л1.1
2.7. Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.8. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Сам. работа 3 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.9. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Сам. работа 3 4 ПК-31 Л1.1, Л2.1
2.10. Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве Сам. работа 3 3 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна Х1Х-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная вы­ ставка Сам. работа 3 2 ПК-13 Л2.1
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Соци­ ально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм мате­ риальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообра­ зование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Сам. работа 3 2 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса.Создание и практика Веркбунда. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка конспекта:Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Практические 3 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
4.4. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства Сам. работа 3 2 ПК-31 Л1.1, Л2.1
4.5. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 3 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
4.6. Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.7. Основные направления развития европейского и американского дизайна Сам. работа 3 4 ПК-31 Л1.1, Л2.1
4.8. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Сам. работа 3 4 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке.Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Лекции 3 4 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Теория и практика школы в Ульме. Стиль «Браун» Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.1
5.3. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 3 2 ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Феномен японского дизайна Сам. работа 3 4 ПК-13 Л2.1
5.6. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.7. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Сам. работа 3 2 ПК-31 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - це­ левая черта Сам. работа 3 4 ПК-9 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. Сам. работа 3 4 ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Сам. работа 3 4 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Подготовка к контрольной работе.Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 3 4 ПК-13 Л1.1, Л2.1
6.5. Экзамен 3 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: учебное пособие М.: Омега-Л // ЭБС «Университетская библиотека online», 2009
Л1.2 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Турлюн Л.Н. История и теория графического дизайна: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История и теория дизайна constitutions.ru
Э2 История и теория дизайна design-theory.ru
Э3 История и теория дизайна rosdesign.com
Э4 История и теория дизайна stvservice.ru
Э5 История и теория дизайна . http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2_%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%C4%E8%E7%E0%E8%ED%E0.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
справочная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.