МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовая работа: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 36 36 54
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 126 216 234

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе;
3.2.Уметь:
3.2.1.
- выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи;
- распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение.Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху Лекции 5 4 ПК-31 Л3.1, Л1.1
2.2. Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурно­ пространственной среды: ордерная система культового зодчества, обществен­ ная и жилая архитектура. Сам. работа 5 10 ПК-9 Л1.1
2.3. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Практические 5 4 ПК-13 Л1.1
2.4. Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима Сам. работа 5 10 ПК-9 Л1.1
2.5. Подготовка конспекта:Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды.Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 8 ПК-9 Л1.1
2.6. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Практические 5 4 ПК-13 Л1.1
2.7. Проанализировать процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Сам. работа 5 2 ПК-9 Л1.1
2.8. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Практические 5 4 ПК-13 Л1.1
2.9. Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 5 2 ПК-9 Л1.1
2.10. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Лекции 5 2 ПК-31 Л1.1
2.11. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Практические 5 2 ПК-13 Л1.1
2.12. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Лекции 5 4 ПК-31 Л1.1
2.13. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Практические 5 2 ПК-13 Л1.1
2.14. Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве Сам. работа 5 4 ПК-13 Л1.1
2.15. Поиск информации по индивидуально заданной программе курса. Составление терминологического словаря Сам. работа 5 6 ПК-13 Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна Х1Х-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная вы­ ставка Лекции 5 2 ПК-13
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Соци­ ально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм мате­ риальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообра­ зование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Практические 5 2 ПК-13 Л3.1, Л1.1
3.3. Первые теории дизайна.Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 10 ПК-13
3.4. Составление конспекта:Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования.Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 10 ПК-13 Л3.1, Л1.1
3.5. Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса.Создание и практика Веркбунда. Лекции 5 4 ПК-9 Л1.1
3.6. Подготовка к зачету Сам. работа 5 10 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Зачет 5 0 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л3.1
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Лекции 6 2 ПК-9 Л1.1
4.2. Подготовка конспекта:Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 6 4 ПК-9 Л1.1
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Практические 6 2 ПК-13 Л1.1
4.4. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства Лекции 6 2 ПК-31 Л1.1
4.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 4 ПК-9 Л1.1
4.6. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Практические 6 4 ПК-13 Л1.1, Л2.1
4.7. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 2 ПК-31 Л1.1, Л2.1
4.8. Теоретические концепции советского дизайна.Производственное искусство в Советской России: теория и практика Практические 6 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.9. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 6 2 ПК-31 Л1.1, Л2.1
4.10. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Практические 6 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
4.11. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 6 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке.Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Лекции 6 4 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Теория и практика школы в Ульме. Стиль «Браун» Сам. работа 6 4 ПК-9 Л2.1
5.3. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 6 4 ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 6 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Дизайн Скандинавских стран Практические 6 2 ПК-13 Л2.1
5.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.7. Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направления. Стиль «Оливетти» Практические 6 2 ПК-31 Л1.1, Л2.1
5.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 4 ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.9. Дизайн США во второй половине ХХ века Практические 6 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.10. Феномен японского дизайна Практические 6 2 ПК-13 Л2.1
5.11. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
5.12. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Практические 6 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.13. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Лекции 6 4 ПК-31 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - це­ левая черта Лекции 6 4 ПК-9 Л3.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. Сам. работа 6 2 ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 6 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
6.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 6 4 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 6 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 6 2 ПК-31 Л1.1, Л2.1
6.7. Подготовка к практическому занятию.Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 6 3 ПК-13 Л1.1, Л2.1
6.8. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 6 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.9. Экзамен 6 27 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: учебное пособие М.: Омега-Л // ЭБС «Университетская библиотека online», 2009
Л1.2 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Турлюн Л.Н. История и теория графического дизайна: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна . http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э5 Теория и история дизайна design-theory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
справочная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.