Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствовеедения доцент Нехвядович Л. И.
1.1. | Цель изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами воспитательного процесса, получения навыков и проведения творческо-художественных мероприятий в учреждениях профессионального образования. Задачи курса: -дать студентам теоретико-методологические основы воспитательной работы; -выявить особенности планирования воспитательных мероприятий; -развивать умения педагогического общения; -показать специфику организации различных направлений творческо-педагогического воспитательного процесса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
ПК-7 | готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых |
ПК-9 | готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление о методах воспитательной деятельности; основах воспитания и воспитательной деятельности; разнообразных современных воспитательных технологиях; методиках воспитательной работы как способы организации воспитательного процесса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать глоссарий программного обеспечения; -основные периоды формирования воспитательной теории и практики в России и за рубежом; ¬концепции авторских школ и современные технологии воспитания; -закономерности общения и способы управления индивидом и группой; ¬принципы, методы и формы воспитательной работы. Уметь излагать теоретические основы воспитательной работы; -различать отдельные виды воспитания; -выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учётом реальной ситуации; -использовать полученные знания в период прохождения педагогической практики в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования; -разрешать педагогические конфликты -дать психологическую характеристику личности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Обладать навыками определять свое место в осуществлении воспитательной деятельности; проводить диагностику развития личности и детского коллектива; навыками применения технологии воспитания с учетом особенностей детского коллектива; применения технологии воспитательной деятельности для повышения эффективности воспитательного процесса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность процесса воспитания | ||||||
1.1. | Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Классические и современные концепции воспитания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Классические и современные концепции воспитания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Классические и современные концепции воспитания | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Сущность процесса воспитания | ||||||
2.1. | Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Классические и современные концепции воспитания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Воспитательные системы школы и социума | ||||||
3.1. | Воспитательная система: понятие, структура, характеристика | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Воспитательная система: понятие, структура, характеристика | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Зарубежные и отечественные воспитательные системы | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Зарубежные и отечественные воспитательные системы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Зарубежные и отечественные воспитательные системы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Воспитательные системы школы и социума | ||||||
4.1. | Зарубежные и отечественные воспитательные системы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Система деятельности педагога-воспитателя | ||||||
5.1. | Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-9 | Л2.1 |
5.2. | Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 6. Система деятельности педагога-воспитателя | ||||||
6.1. | Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-9 | Л2.1 |
6.2. | Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 7. Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Индивидуальное и коллективное воспитание | ||||||
7.1. | Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
7.2. | Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1 |
Раздел 8. Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Индивидуальное и коллективное воспитание | ||||||
8.1. | Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе | Практические | 3 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
8.2. | Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л2.1 |
Раздел 9. Технология в воспитательном процессе | ||||||
9.1. | Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
9.2. | Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
9.3. | Технология педагогического общения Роль. Функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
9.4. | Технология педагогического общения Роль. Функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
9.5. | Методика организации и проведения народного праздника, например «Масленицы» | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
9.6. | Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
9.7. | Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
9.8. | Составить план этической беседы | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
9.9. | Методика подготовки и проведения родительского собрания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
9.10. | Как помочь учащимся выпустить стенгазету | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
9.11. | Методика подготовки и проведения диспута | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
9.12. | Подготовка и проведение пресс-конференции | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
9.13. | Анализ воспитательного мероприятия | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 10. Технология в воспитательном процессе | ||||||
10.1. | Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
10.2. | Технология организации воспитательного процесса Технология Коллективной творческой деятельности (КТД) | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
10.3. | Технология педагогического общения Роль. Функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
10.4. | Методика организации и проведения народного праздника, например «Масленицы» | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.5. | Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
10.6. | Методика подготовки и проведения собрания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.7. | Методика подготовки и проведения беседы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.8. | Составьте таблицу целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.9. | Составить план этической беседы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.10. | Методика подготовки и проведения родительского собрания | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.11. | Как помочь учащимся выпустить стенгазету | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
10.12. | Методика подготовки и проведения диспута | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
10.13. | Подготовка и проведение пресс-конференции | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
10.14. | Анализ воспитательного мероприятия | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Воспитание как педагогический компонент социализации. 2. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания. 3. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. 4. Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в современных условиях. 5. Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое). 6. Сопоставительный анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы. 7. Педагогические условия комплексного использования учебной и внеучебной деятельности в воспитании школьников. 8. Педагогические условия развития детского коллектива. 9. Развитие детского самоуправления. 10.Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка. 11.Условия реализации требований к организации работы с детским коллективом. 12.Детские и молодежные объединения как компонент воспитательной системы российского общества. 13.Проблема критериев и норм воспитанности в педагогической теории и практике. 14.Стратегическая программа развития системы воспитания в Алтайском крае. 15.Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в общеобразовательной школе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.- | Теория обучения и воспитания: | ЮРАЙТ, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щуркова Н.Е.- | Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: | ЮРАЙТ, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Щуркова Н.Е. | Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: | ЮРАЙТ, 2020 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт академика РАО Новикова А.М. | www.anovikov.ru | ||
Э2 | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" | www.consultant.ru | ||
Э3 | Сайт академика РАО Новикова А.М. | www.anovikov.ru | ||
Э4 | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" | www.consultant.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media Center | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Справочная - информационная система "Консультант Плюс" Справочная - информационная система "Гарант" |
Для обеспечения условий освоения дисциплины располагает соответствующей материально-технической базой, сформированной с учетом особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории: - Лаборатории информационных технологий. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |