МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика воспитательной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент Брагина Л. Н.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Методика воспитательной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствовеедения доцент Нехвядович Л. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствовеедения доцент Нехвядович Л. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами воспитательного процесса, получения навыков и проведения творческо-художественных мероприятий в учреждениях профессионального образования.
Задачи курса:
-дать студентам теоретико-методологические основы воспитательной работы;
-выявить особенности планирования воспитательных мероприятий;
-развивать умения педагогического общения;
-показать специфику организации различных направлений творческо-педагогического воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-7 готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых
ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методах воспитательной деятельности; основах воспитания и воспитательной деятельности; разнообразных современных воспитательных технологиях; методиках воспитательной работы как способы организации воспитательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать глоссарий программного обеспечения;
-основные периоды формирования воспитательной теории и практики в России и за рубежом;
¬концепции авторских школ и современные технологии воспитания;
-закономерности общения и способы управления индивидом и группой;
¬принципы, методы и формы воспитательной работы.
Уметь излагать теоретические основы воспитательной работы;
-различать отдельные виды воспитания;
-выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учётом реальной ситуации;
-использовать полученные знания в период прохождения педагогической практики в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования;
-разрешать педагогические конфликты
-дать психологическую характеристику личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Обладать навыками определять свое место в осуществлении воспитательной деятельности; проводить диагностику развития личности и детского коллектива; навыками применения технологии воспитания с учетом особенностей детского коллектива;
применения технологии воспитательной деятельности для повышения эффективности воспитательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность процесса воспитания
1.1. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания Лекции 3 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.2
1.2. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Классические и современные концепции воспитания Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Классические и современные концепции воспитания Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.5. Классические и современные концепции воспитания Практические 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Сущность процесса воспитания
2.1. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания Лекции 3 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.2
2.2. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Классические и современные концепции воспитания Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Воспитательные системы школы и социума
3.1. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Зарубежные и отечественные воспитательные системы Сам. работа 3 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Зарубежные и отечественные воспитательные системы Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Зарубежные и отечественные воспитательные системы Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Воспитательные системы школы и социума
4.1. Зарубежные и отечественные воспитательные системы Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Система деятельности педагога-воспитателя
5.1. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Лекции 3 2 ПК-2, ПК-9 Л2.1
5.2. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1
Раздел 6. Система деятельности педагога-воспитателя
6.1. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Практические 3 2 ПК-2, ПК-9 Л2.1
6.2. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1
Раздел 7. Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Индивидуальное и коллективное воспитание
7.1. Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1
7.2. Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1
Раздел 8. Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Индивидуальное и коллективное воспитание
8.1. Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе Практические 3 2 ПК-2 Л2.1
8.2. Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация.Детский коллектив в педагогическом процессе Сам. работа 3 2 ПК-7 Л2.1
Раздел 9. Технология в воспитательном процессе
9.1. Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
9.2. Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.3. Технология педагогического общения Роль. Функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта Сам. работа 3 1 ПК-9 Л1.1, Л2.2
9.4. Технология педагогического общения Роль. Функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.5. Методика организации и проведения народного праздника, например «Масленицы» Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.6. Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
9.7. Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
9.8. Составить план этической беседы Сам. работа 3 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.9. Методика подготовки и проведения родительского собрания Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.10. Как помочь учащимся выпустить стенгазету Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
9.11. Методика подготовки и проведения диспута Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.12. Подготовка и проведение пресс-конференции Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2
9.13. Анализ воспитательного мероприятия Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Технология в воспитательном процессе
10.1. Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса Лекции 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
10.2. Технология организации воспитательного процесса Технология Коллективной творческой деятельности (КТД) Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
10.3. Технология педагогического общения Роль. Функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.4. Методика организации и проведения народного праздника, например «Масленицы» Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.5. Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л2.1
10.6. Методика подготовки и проведения собрания Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.7. Методика подготовки и проведения беседы Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.8. Составьте таблицу целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.9. Составить план этической беседы Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.10. Методика подготовки и проведения родительского собрания Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.11. Как помочь учащимся выпустить стенгазету Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
10.12. Методика подготовки и проведения диспута Сам. работа 3 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.13. Подготовка и проведение пресс-конференции Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2
10.14. Анализ воспитательного мероприятия Сам. работа 3 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Воспитание как педагогический компонент социализации.
2. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
3. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
4. Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в современных условиях.
5. Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое).
6. Сопоставительный анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
7. Педагогические условия комплексного использования учебной и внеучебной деятельности в воспитании школьников.
8. Педагогические условия развития детского коллектива.
9. Развитие детского самоуправления.
10.Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка.
11.Условия реализации требований к организации работы с детским коллективом.
12.Детские и молодежные объединения как компонент воспитательной системы российского общества.
13.Проблема критериев и норм воспитанности в педагогической теории и практике.
14.Стратегическая программа развития системы воспитания в Алтайском крае.
15.Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в общеобразовательной школе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.- Теория обучения и воспитания: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: ЮРАЙТ, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
Э3 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
Э4 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс"
Справочная - информационная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения условий освоения дисциплины располагает соответствующей материально-технической базой, сформированной с учетом особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории:
- Лаборатории информационных технологий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.