Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.04.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 54_04_03_ХПК-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностями данного процесса в ХХI веке. Задачи курса: -развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох; -формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно -практической деятельности в культурно-историческом контексте в ХХI. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-8 | способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Этапы и процесс формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявить определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи; уметь распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Основные понятия и виды дизайна как творческой практики. Предмет, задачи и структура курса. Историография курса и источники. Требования к итоговой аттестации. | Лекции | 2 | 4 | ПК-8 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Дизайн в системе предметного художе ственного творчества | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху | ||||||
2.1. | Особенности ремесел в древнем Египте | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Предметный мир в эпоху Античности | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
2.3. | Ремесленное производство в Средневековой Европе | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
2.4. | Синтез художественной и инженерной мысли предметной среды эпохи Возрождения | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
2.5. | Особенности организации производства в Европе Нового времени | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
2.6. | Ремесла и декоративно-прикладное искусство России 10-18 вв. | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.7. | Костюм XIII-XIX вв.:зарождение и дальнейшее развитие моды в Запад ной Европе на протяжении XIII-XIX вв. | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Становление дизайна как универсальной творческой практики в индустриальном обществе ХIХ –ХХ вв. | ||||||
3.1. | Роль примышленного «бума» ХIХ века в формировании технической эстетики, как самостоятельного вида творческой практики | Лекции | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Промышленные выставки и система художественно-промышленного образования в России ХIХ – нач. ХХ веков. Значение промышленных выставок в Европе XIX века в развитии дизайна | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Прдготовка к практическому занятию | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.6. | Ч.-Ф.Ворт. Синдикат высокой моды. Дома высокой моды конца XIX в. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Первые промышленные художники и вопросы формообразования в промышленном производстве. | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.8. | Идеи реформы костюма конца XIX - начала ХХ веков | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Развитие дизайна в ХХ веке | ||||||
4.1. | Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века | Практические | 2 | 8 | Л3.1, Л1.2 | |
4.2. | Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Дизайн костюма 1910 х гг. Русские сезоны в Париже С.Дягилева. «Русский стиль» в творчестве кутюрье. Сотрудничество с театром. | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.4. | Становление промышленного дизайна в США. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Учреждения специализированных учебных заведений для подготовки художественных кадров в индустрии | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1 | |
4.6. | Дизайн в странах Западной Европы. | Практические | 2 | 4 | ПК-8 | Л1.1 |
4.7. | Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направления. Стиль «Оливетти» | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.8. | Дизайн Скандинавских стран | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
4.9. | Дизайн США во второй половине ХХ века | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.10. | Формирование школы отечественного дизайна в СССР 1960-1980-х гг. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
4.11. | Альтернативный дизайн в 1970-е годы | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.12. | Дизайн постиндустриального общества | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
4.13. | Технические достижения и дизайн второй половины XX века | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.14. | Феномен японского дизайна | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.1 |
4.15. | Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1 | |
4.16. | Дизайн социалистических стран Восточной Европы | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.17. | Современные формы дизайнерской деятельности | Практические | 2 | 8 | ПК-8 | Л1.1 |
4.18. | Исследования дизайна как области творческой деятельности в ХХ веке | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1 | |
4.19. | Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн | Сам. работа | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.20. | Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
4.21. | Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
4.22. | Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века | Практические | 2 | 8 | Л1.1 | |
4.23. | Подготовка к аттестации по дисциплине "История дизайна" | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-8 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковешникова, Н. А. | Дизайн: история и теория: учебное пособие | М.: Омега-Л // ЭБС «Университетская библиотека online», 2009 | |
Л1.2 | Муртазина, С.А. | История графического дизайна и рекламы : учебное пособие | Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова Л. В. | Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория и история дизайна | design-theory.ru | ||
Э2 | Теория и история дизайна | rosdesign.com | ||
Э3 | Теория и история дизайна | stvservice.ru | ||
Э4 | Теория и история дизайна | lib.vvsu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Справочная система "Консультант" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения» Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы. |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |