МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн XXI века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн XXI века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностями данного процесса в ХХI веке.
Задачи курса:
-развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох;
-формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно -практической деятельности в культурно-историческом контексте в ХХI.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы и процесс формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявить определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи; уметь распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные понятия и виды дизайна как творческой практики. Предмет, задачи и структура курса. Историография курса и источники. Требования к итоговой аттестации. Лекции 2 4 ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Дизайн в системе предметного художе­ ственного творчества Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. Особенности ремесел в древнем Египте Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Предметный мир в эпоху Античности Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
2.3. Ремесленное производство в Средневековой Европе Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
2.4. Синтез художественной и инженерной мысли предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
2.5. Особенности организации производства в Европе Нового времени Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
2.6. Ремесла и декоративно-прикладное искусство России 10-18 вв. Сам. работа 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Костюм XIII-XIX вв.:зарождение и дальнейшее развитие моды в Запад­ ной Европе на протяжении XIII-XIX вв. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Становление дизайна как универсальной творческой практики в индустриальном обществе ХIХ –ХХ вв.
3.1. Роль примышленного «бума» ХIХ века в формировании технической эстетики, как самостоятельного вида творческой практики Лекции 2 4 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Промышленные выставки и система художественно-промышленного образования в России ХIХ – нач. ХХ веков. Значение промышленных выставок в Европе XIX века в развитии дизайна Сам. работа 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2
3.5. Прдготовка к практическому занятию Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
3.6. Ч.-Ф.Ворт. Синдикат высокой моды. Дома высокой моды конца XIX в. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2
3.7. Первые промышленные художники и вопросы формообразования в промышленном производстве. Сам. работа 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Идеи реформы костюма конца XIX - начала ХХ веков Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Развитие дизайна в ХХ веке
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Практические 2 8 Л3.1, Л1.2
4.2. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2
4.3. Дизайн костюма 1910­ х гг. Русские сезоны в Париже С.Дягилева. «Русский стиль» в творчестве кутюрье. Сотрудничество с театром. Сам. работа 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Становление промышленного дизайна в США. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.5. Учреждения специализированных учебных заведений для подготовки художественных кадров в индустрии Сам. работа 2 2 Л1.1
4.6. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 2 4 ПК-8 Л1.1
4.7. Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направления. Стиль «Оливетти» Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
4.8. Дизайн Скандинавских стран Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
4.9. Дизайн США во второй половине ХХ века Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
4.10. Формирование школы отечественного дизайна в СССР 1960-1980-х гг. Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.11. Альтернативный дизайн в 1970-е годы Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
4.12. Дизайн постиндустриального общества Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
4.13. Технические достижения и дизайн второй половины XX века Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
4.14. Феномен японского дизайна Сам. работа 2 2 ПК-8 Л1.1
4.15. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Сам. работа 2 2 Л1.1
4.16. Дизайн социалистических стран Восточной Европы Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
4.17. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 2 8 ПК-8 Л1.1
4.18. Исследования дизайна как области творческой деятельности в ХХ веке Сам. работа 2 2 Л1.1
4.19. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Сам. работа 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.20. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Сам. работа 2 2 ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.21. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 2 2 ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.22. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Практические 2 8 Л1.1
4.23. Подготовка к аттестации по дисциплине "История дизайна" Сам. работа 2 6 ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: учебное пособие М.: Омега-Л // ЭБС «Университетская библиотека online», 2009
Л1.2 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э2 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э3 Теория и история дизайна stvservice.ru
Э4 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная система "Консультант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.