МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор С.М. Будкеев

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская

Рабочая программа дисциплины
История и методология науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №№253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистров общего представления о науке как целостной когнитивно-социальной системе в ее культурно-историческом развитии, методологических основ мышления и общих принципов использования методов в учебной и научной работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийно-категориальный аппарат методологии и истории науки
основные этапы культурно-исторического развития мировой и отечественной науки, основные особенности и закономерности развития науки как целостного когнитивно-социального феномена
3.2.Уметь:
3.2.1.- аналитически представлять важнейшие события в истории и философии науки, роль и значение выдающихся ученых и философов;
проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники
проводить квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельной постановки и решения локальной исследовательской историко-научной проблемы;
навыками работы с основными видами источников по истории и философии науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки: основные этапы
1.1. Введение в дисциплину «История и методология науки» Лекции 3 4 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.2. Наука как культурный и социальный феномен Практические 3 6 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.3. Проблемы периодизации развития науки и основные стадии ее историче-ской эволюции Лекции 3 4 ОК-1 Л2.1, Л2.3
1.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 12 ОК-1 Л2.3, Л1.1
1.5. Преднаучный период становления науки и зарождение научной рациональности в античности Практические 3 6 ОК-1 Л2.3, Л1.1
1.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 5 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.7. Метаморфозы рациональности в культуре Возрождения и становление классического этапа развития научной рациональности Практические 3 6 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 8 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.9. Развитие науки в конце XVIII – XIX вв. Основные научные открытия и их последствия Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.10. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 5 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.11. Неклассический этап научной рациональности и его философские основания Сам. работа 3 8 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.12. Выполнение реферата по истории науки Сам. работа 3 12 ОК-1 Л2.3, Л1.1
1.13. Основные черты и тенденции развития современной науки Лекции 3 2 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Методология науки
2.1. Методология научного исследования. Основные принципы Практические 3 6 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 8 ОК-1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Особенности методологии социальных и гуманитарных наук: дискуссия Сам. работа 3 5 ОК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.4. Зачет 3 9 ОК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Моисеева И.Ю. История и методология науки: уч.пособие Оренбург : ОГУ//ЭБС Лань, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие СПб.: Издательство "Лань"; Издательство "ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Кнорринг, В.Г. История и методология науки и техники. Информационная сфера человеческой деятельности с древнейших времен до начала XVI века: учебное пособие СПбГПУ// ЭБС Лань, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/C5CEC294-1DFD-41F4-B9B7-16A7539FD768?
Л2.3 Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие для магистров: Юрайт // ЭБС "Лань", 2012, URL: http://socioline.ru/book/filosofiya-nauki-pod-red-sa-lebedeva
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Вопросы философии" http://vphil.ru/ vphil.ru
Э2 История науки. Цифровая библиотека http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nauki/51 platona.net
Э3 Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ filosof.historic.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс"
Справочная - информационная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 208).
Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «История и методология науки».
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы– читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе к курсу.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование).
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.