МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в истории культуры и современности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Костюм в истории культуры и современности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №№253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврентьев Г.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лаврентьев Г.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление об основных характерных чертах различных периодов развития костюма в истории культуры, а также о современном состоянии моды в сфере художественного проектирования костюма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характерные черты различных периодов развития предметного мира
современное состояние моды в различных областях швейного производства
приемы художественного проектирования костюма
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать сущность и социальную значимость костюма в истории культуры и современности
ориентироваться в исторических эпохах и стилях
проводить анализ исторических этапов в художественном проектировании костюма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения основных характерных черт различных периодов развития предметного мира и костюма
навыками художественного проектирования костюма
приемами традиционных и инновационных средств при проектировании костюма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение одежды и орнамента
1.1. Введение. Цели и задачи курса. Понятие костюма. Материалы для одежды. Привлечение различных литературных источников (этноархеологических научно-популярных публикаций, учебно-методических материалов, публикаций в периодической печати и т.д.), выполнение зарисовок и фотографий музейных экспонатов для изучения одежды, ее покроя и орнаментики. Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций. Сам. работа 1 19 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Характеристика пропорций, общих и характерных особенностей этнонационального костюма и орнамента
2.1. Зарождение ткачества. Особенности декорирования костюма. Особенности декора, символики, кроя обрядовой и культовой одежды народов Африки, Океании, Америки, Австралии. Костюм коренных народов российского Дальнего Востока (Приморье, Приамурье, о.Сахалин, п-ов Камчатка, Чукотский п-ов). Традиционная и современная материальная и духовная культура. Одежда, украшения, головные уборы, обувь. Контакты коренных народов и их влияние на костюм. Шаманизм. Лекции 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Эскизирование костюма кореных народов Дальнего Востока Практические 1 14 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 22 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Костюм народов Зарубежной Азии Лекции 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Региональные особенности формирования эстетического идеала. Костюм народов Индии. Традиционный текстиль. Изменения костюма под влиянием исторических и религиозных процессов. Практические 1 12 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 22 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
проектор: марка HDMI CASIO; стационарный экран: марка Lumien,; Microsoft Windows ; Microsoft Office ).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ 111 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации для курсового проектирования практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) (учебная мебель на 60 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; тумба; проектор: марка HDMI CASIO; стационарный экран: марка Lumien,; Microsoft Windows ; Microsoft Office ).
№ 519 – электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.