МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 135
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 8 8 26 26
Практические 14 14 32 32 46 46
Сам. работа 76 76 59 59 135 135
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методология дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №№253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврентьев Г.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лаврентьев Г.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение научно-методологического подхода к художественно-проектному творчеству

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы отбора информационных технологий
основные категории проектной деятельности дизайнера
категории проектной деятельности дизайнера.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту
синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
научно обосновать свои предложения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования информационных технологий
приемами отбора оптимальной информации в практической деятельности
навыками реализации проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы дизайн-проектирования
1.1. Место дизайна в обществе, качество продукции и среды, удовлетворение эстетических и других потребностей, постановка и решение творческих задач в условиях дефицита ресурсов, проектирование лучшего будущего. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные термины и категории методологии дизайна Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Культура, искусственная среда, ремесло, искусство, техника, проектирование, конструирование, целесообразность, ценность, совершенство, прекрасное, кра­ сота, польза, прочность, долговечность, техническая эстетика, форма, содержание, макетирование, моделирование, тектоника и др. Методы, методика, методология. Понятие о методологии дизайн-проектирования. Лекции 1 6 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Проектная деятельность: Канонический тип деятельности («ремесленное проектирование»). Проектный тип деятельности и его отличие от канонического. Различие между проектированием и конструированием. «Чертежное проектирование» в отличие от «ремесленного проектирования»; «новые» методы проектирования в отличие от чертежного проектирования. Проектные подходы: технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный, дизайнерский. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе Сам. работа 1 76 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Проектная деятельность: Канонический тип деятельности («ремесленное проектирование»). Проектный тип деятельности и его отличие от канонического. Различие между проектированием и конструированием. «Чертежное проектирование» в отличие от «ремесленного проектирования»; «новые» методы проектирования в отличие от чертежного проектирования. Проектные подходы: технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный, дизайнерский. Практические 1 14 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Дизайн как проектная деятельность: Место дизайна в современном обществе, его отличие и сходство с наукой и искусством. Особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. Определения дизайна: Семинара в Брюгге, Конгресса ICSID, Большой советской энциклопедии, Вячеслава Глазычева, выдающихся дизайнеров. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, дизайн системных объектов, дизайн-программи­ рование, тотальный дизайн, футуродизайн, нон-дизайн. Организационные формы дизайна: стафф и фриланс; договорные отношения Лекции 2 8 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе Сам. работа 2 23 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Дизайн как проектная деятельность: Место дизайна в современном обществе, его отличие и сходство с наукой и искусством. Особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. Определения дизайна: Семинара в Брюгге, Конгресса ICSID, Большой советской энциклопедии, Вячеслава Глазычева, выдающихся дизайнеров. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, дизайн системных объектов, дизайн-программи­ рование, тотальный дизайн, футуродизайн, нон-дизайн. Организационные формы дизайна: стафф и фриланс; договорные отношения Практические 2 32 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Проработка конспекта лекций Сам. работа 2 36 ОК-2, ОК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
проектор: марка HDMI CASIO; стационарный экран: марка Lumien,; Microsoft Windows ; Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации для курсового проектирования практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) (учебная мебель на 60 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; тумба; проектор: марка HDMI CASIO; стационарный экран: марка Lumien,; Microsoft Windows ; Microsoft Office ).
электронный читальный зал с доступом к ресурсам «президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина» для самостоятельной работы для предоставления удаленного доступа к электронным ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (учебная мебель на 46 посадочных мест; рабочее место преподавателя; 1 Флипчарт; компьютеры: марка GLX - 6 единиц; переносной ноутбук: марка HP ProBook модель LY479EA - 7 единиц; проектор: марка Panasonic модель PT-ST10E - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta модель 10200123 - 1единиц; Система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20,; конгресс система Bosch DCN Next Generation,; 8 ЖК панелей; Переносные ноутбуки (по запросу), ; Microsoft Windows 7 ; Microsoft Office 2010 )

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.