МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Монументально - декоративное искусство в дизайне среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Пойдина Т. В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Монументально - декоративное искусство в дизайне среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.10.2015 №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать профессиональные знания и представления о роли монументально-декоративных средств в формировании визуальных качеств и композиции среды.
Задачи курса – знакомство с традиционными и современными приемами проектирования и использования произведений монументально-декоративного искусства и монументально-декоративных средств в формировании предметно-пространственной среды; ознакомление с возможностями монументально-декоративных средств в решении актуальных задач архитектурно-дизайнерской практики; овладение практическими навыками поиска и реализации средовых задач в различных областях архитектурно-дизайнерского творчества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные задачи проектирования и классификацию видов и форм произведений монументально-декоративного искусства ивизуальных коммуникаций в дизайне среды; -современные и традиционные средства реализации проектных решений, тенденции их развития;
3.2.Уметь:
3.2.1.
-анализировать произведения монументально-декоративного искусства и определять их формообразующую роль в среде;
-анализировать существующие примеры декоративного решения предметно-пространственной среды; подбирать и анализировать аналоги;
-ясно и логично излагать содержание учебного материала, устанавливать междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами цикла и учебным проектированием;
-научиться ставить перед собой творческие задачи и использовать полученные знания в учебном проектировании;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками применения специфики визуальных коммуникаций и декоративных решений в интерьере и экстерьере; иметь навыки поиска и реализации задач в области архитектурно - дизайнерского творчества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Произведения монументально-декоративного искусства и визуальные коммуникации в формообразовании среды
1.1. Произведения монументально-декоративного искусства и визуальные коммуникации как специфические средства формирования предметно-пространственной среды Лекции 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.2. Составление терминологического словаря Сам. работа 5 4 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Подготовка конспекта:Исторически устойчивые формы монументально-декоративных решений и современные тенденции художественного освоения монументально-декоративных форм в дизайне среды Сам. работа 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.4. Письменная работа. Категории «монументальность» и «декоративность» в теории искусства Сам. работа 5 4 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.5. Монументально-декоративное искусство как особый раздел художественного творчества Лекции 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.6. Составление конспекта:Функции монументально-декоративного искусства: эстетическое обогащение и интеграция комплекса пространственных форм, средство достижения ансамблевой целостности. Сам. работа 5 8 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.7. Виды монументально-декоративного искусства: архитектурный декор, декоративные росписи, витраж, мозаика, панно, скульптурные композиции, монументы, вазы Практические 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.8. Виды монументально-декоративной скульптуры. Образцы архитектурно-скульптурного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства Сам. работа 5 8 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.9. Монументально-декоративная скульптура в художественной организации среды Практические 5 2 ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.10. Монументально-декоративная скульптура в дизайне среды: пластические формы городской мебели, скульптура малых форм, детская игровая скульптура, мобили, скульптурные инсталляции. Сам. работа 5 4 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.11. Скульптурные монументы в пространственной организации средовых систем Практические 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.12. Новые формы пространственного творчества: инсталляция, перфоманс, хепенинг Сам. работа 5 4 ПК-13 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.13. Парковая скульптура и фонтанные композиции, взаимодействие с природным окружением Практические 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.14. Подготовка эссе "Синтез монументально-декоративной скульптуры и других средств формирования среды, современные подходы и тенденции развития" Сам. работа 5 4 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
1.15. Монументально-декоративные средства в формировании среды Практические 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.16. Монументально-декоративная живопись в организации архитектурно-пространственной среды. Лекции 5 4 ПК-13 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.17. Образцы архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 6 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.18. Современные тенденции использования мозаичных композиций в интерьере и экстерьере. Практические 5 2 ПК-13 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Подготовка эссе "Современные виды монументально-декоративной живописи в пространственно-пластическом синтезе" Сам. работа 5 6 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.20. Витражное искусство. Синтез витража и архитектуры. Роль витража в архитектурной среде Практические 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.5
1.21. Письменная работа. Функции активной полихромии. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 4 ПК-13 Л3.2, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л2.4
1.22. Традиции и инновации в монументально-декоративном творчестве Практические 5 2 ПК-13 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.23. Составление конспекта:Визуальные коммуникации как специфическое средство формирования среды. Сам. работа 5 2 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.24. Функционально-художественная роль дизайнерских компонентов среды Лекции 5 2 ПК-13 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.25. Подготовка эссе: Роль шрифтовых и абстрактно-декоративных композиций, суперграфики, артдизайна, специфических форм оборудования и предметного наполнения среды в зонировании и артикуляции средовых объектов. подготовка кпарктическому занятию Сам. работа 5 2 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.26. Композиционные средства формирования открытых пространств Практические 5 2 ПК-13 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Комплексное применение в среде средств визуальных коммуникаций, рекламы и монументально-декоративных решений как новый тип синтеза искусств
2.1. Синтез искусств в современной городской среде Лекции 5 2 ПК-13 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Подготовка конспекта: Средовой подход к трактовке понятия «синтез искусств». Современная трактовка приемов и средств синтеза искусств. Составление терминологического словаря в дизайне Сам. работа 5 4 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5
2.3. Декоративные решения и визуальные коммуникации в интерьере Лекции 5 2 ПК-13 Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Подготовка конспекта:Схемы размещения произведений монументально-декоративного искусства в предметном пространстве интерьера Сам. работа 5 4 ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.5. Состаление конспекта:Специфика применения визуальные коммуникаций в интерьере. Ведущие функции: ориентация, деловая информация, информация образная, декоративное обогащение среды Сам. работа 5 2 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Современные задачи проектирования и использования монументально-декоративных форм в средовых ситуациях. Современное проектирование и декоративное оформление средовых объектов Лекции 5 4 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Монументально-декоративные средства в системе медиативно-коммуникационных интерьеров. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 5 4 ПК-13 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
Л1.2 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л2.3 Гнедич, П. П. История искусств : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.5 Пойдина, Татьяна Витальевна История архитектуры, градостроительства и дизайна: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, ЭБС //"университетская библиотека onlain", 2016 elibrary.asu.ru
Л2.6 В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.Д. Иванов, В.В. Иванов Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства : М. : Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
Л3.2 составитель Л.И.Нехвядович Введение в историю искусства: программа и методические рекомендации Барнаул, Изд-во Алтайского государственного университета, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Монументальное искусство monumental-art.ru
Э2 Монументальное искусство www.33plus1.ru
Э3 Монументальное искусство www.artap.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная система "Консультант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.