МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения,доцент Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) от 10 октября 2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
- формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;
- создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
- научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
- помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях разных видов искусства.
Задачи курса:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
- формирование у студентов культурно-исто рической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности.
- ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв;
- развитие навыков стилистического анализа художественных произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ОПК-6 способностью к когнитивной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII века.
1.1. Предмет и задачи курса.Периодизация. Историография.Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. Лекции 3 10 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Историография русского искусства XVIII - первой половины XIX века. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.3. Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. Лекции 3 10 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.4. Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.5. Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. (Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.6. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.7. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.8. Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. Практические 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.9. Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. (Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2
Раздел 2. Искусство первой половины XIX века.
2.1. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. Лекции 3 10 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века. Практические 3 12 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века.(Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Стили и направления. Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.6. К.Брюллов, П.Федотов и др. мастера. Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.7. Скульптура первой половины XIX века. Сам. работа 3 3 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.8. Развитие русского пейзажа в певой половины XIXв. Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.9. Стили и направления, виды и жанры, ведущие мастера русского искусства первой четверти XIX века. Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.10. Итоги развития русского искусства в первой половине XIX века. Лекции 3 6 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.11. Экзамен 3 27 ОК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Ильина Т.В. : учебник ЮРАЙТ// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2018
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
Л3.2 Степанская А.Г. Русское искусство XVIII века: Программа и учебно-методические материалы Барнаул.- Издательство АГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 3. История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека)
Э4 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э5 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э6 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows;
Power Point;
Microsoft Office;
Windows Media Center;
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;
Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории:
- Лаборатории информационных технологий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.