МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансовая политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н. Лепешкина Светлана Викторовна, доцент кафедры финансов и кредита

Рецензент(ы):
к.э.н. Капустян Л.А., доцент кафедры управления персоналом и социально-экономических отношений

Рабочая программа дисциплины
Финансовая политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12 января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Межов С.И., и.о.зав. каф. финансов и кредита


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Межов С.И., и.о.зав. каф. финансов и кредита


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Финансовая политика» является освоение студентами закономерностей управления финансами предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе, применение основных законов финансового управления в систематизированном виде для формирования единой концепции финансового управления предприятием, что придает практическую направленность и группирование знаний по ранее изученным дисциплинам

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о современных концепциях управления, используемых при формировании финансовой политики;знать такие дисциплины, как финансовый менеджмент, инвестиционный анализ, бухгалтерский учет, рынок ценных бумаг, налоги и налогообложение, анализ финансового состояния др.
3.2.Уметь:
3.2.1.
• анализировать информационные и статистические материалы по оценке финансового состояния организации, используя современные методы и показатели такой оценки и уметь применять их на практике;
• использовать методы финансового прогнозирования и планирования, а также бюджетирования текущей деятельности;
• использовать различные методики оценки и управления финансовыми рисками;
• использовать современное программное обеспечение для разработки и реализации финансовых управленческих решений, а также оценки их эффективности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. эффективного построения функционально ориентированных схем финансового управления;
• оценки эффективности финансовой деятельности хозяйственного субъекта и принятия решений по ее повышению;
• разработки бюджетов как краткосрочного, так и долгосрочного характера, а также различных других форм финансовых планов;
формирования конкретных направлений финансовой политики в контексте изменяющейся внешней и внутренней среды деятельности организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая сущность финансовой политики.
1.1. Экономическая сущность финансовой политики. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Экономическая сущность финансовой политики. Практические 7 6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Экономическая сущность финансовой политики. Сам. работа 7 20 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Применение планирования и прогнозирования в формировании финансовой политики.
2.1. Применение планирования и прогнозирования в формировании финансовой политики. Лекции 7 6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Применение планирования и прогнозирования в формировании финансовой политики. Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Применение планирования и прогнозирования в формировании финансовой политики. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Организации системы ценообразования в финансовой деятельности организации.
3.1. Организации системы ценообразования в финансовой деятельности организации. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Организации системы ценообразования в финансовой деятельности организации. Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Организации системы ценообразования в финансовой деятельности организации. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основные направления формирования финансовой политики.
4.1. Основные направления формирования финансовой политики. Лекции 7 6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Основные направления формирования финансовой политики. Практические 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Основные направления формирования финансовой политики. Сам. работа 7 32 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сущность финансовой политики, ее место в системе управления организацией.
2. Понятие финансовой политики: содержание, цели, задачи.
3. Задачи, решаемые финансовой политикой предприятия.
4. Финансовая стратегия и ее роль в формировании общей концепции управления организацией.
5. Структура информационного обеспечения формирования финансовой политики.
6. Финансовая отчетность, концепция ее формирования, направления применения для различных групп пользователей.
7. основные концептуальные теории в формирования финансовой политики, краткая характеристика направлений их использования.
8. Модели оценки капитальных активов.
9. Модели обслуживания долга.
10. Депозитный мультипликатор.
11. Сущность финансового планирования и прогнозирования.
12. Методы прогнозирования, используемые в краткосрочном периоде.
13. Методы прогнозирования, используемые в среднесрочном м долгосрочном периодах.
14. Бюджетирование – основная концепция краткосрочного финансового планирования.
15. Структура бюджетов, логика их построения.
16. Экономическое содержание матрично-балансового метода.
17. Трансляция журнала хозяйственных операций в матричную форму.
18. Метод денежных потоков в рамках применения матрично-балансового метода планирования.
19. Финансовые аспекты ценообразования.
20. Методы определения базовой цены.
21. Модель арбитражного ценообразования.
22. Ценообразование по методу «себестоимость +».
23. Основные составляющие финансовой политики.
24. Определение оптимальной структуры капитала предприятия в рамках реализации различных направлений финансовой политики.
25. Политика управления оборотными активами.
26. Кредитная политика организации.
27. Эмиссионная политика.
28. Политика привлечения финансовых ресурсов.
29. Дивидендная политика.
30. Использование метода оптимизационных построений в оценке формирования финансовой политики.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Взаимосвязь оптимизируемых показателей, корреляционная и регрессионная зависимость
2. Оценка влияния результирующих показателей на формирование финансовой политики
3. Политика привлечения финансовых ресурсов
4. Виды финансовой политики организации в зависимости от отношения к риску (агрессивная, консервативная и т.д.)
5. Методы формирования ставки дисконтирования в оценке финансовых решений.
6. Матрично-балансовый метод планирования
7. Учет ограниченности финансовых ресурсов, варианты использования в принятии управленческих решений.
8. Факторы, влияющие на формирование финансовой политики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и Фонд включает задания в тестовой форме, а для прохождения промежуточной аттестации и фонд расчетных заданий по проблематике денежного обращения, функционирования финансов и кредитования. Также при промежуточной аттестации используется типовая методика оценки уровня освоения дисциплины студентами, предполагающая устный опрос.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Щербаков, Е. А. Приходько Краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л1.2 О. Н. Лихачева, С. А. Щуров Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Я. Лукасевич Финансовый менеджмент: М.: Эксмо, 2011
Л2.2 Е.С. Стоянова Финансовый менеджмент: теория и практика : М.: Перспектива, 2008.
Л2.3 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учеб. для магистров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.iteam.ru – каталог публикаций по экономическим наукам.
Э2 2.. http://www1.minfin.ru/
Э3 3. http://www.finanalis.ru/
Э4 4. http://www.cfin.ru/finanalysis/lytnev/index.shtml
Э5 5. http://www.infofinservice.ru/finansovyi_menedzhment125.htm
Э6 6. http://www.cfin.ru/products/mbp/details.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обсечение используется в рамках самостоятельной работы студентов и представляет набор стандартных инструментов Microsoft Word
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.