МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техническая эстетика и эргономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 84
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 228

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Техническая эстетика и эргономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.10.2015

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у студентов знания в области технической эстетики и художественного конструирования изделий, а также навыки проектирования и художественно-конструкторского анализа промышленных изделий;
- научить студентов использовать принципы и параметры эргономики при проектировании предметов быта и производства и решении других задач дизайна среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-35 готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю развития технической эстетики в России и за рубежом;
- закономерности развития техники, взаимосвязь формы и содержания в технике;
- понятия тектоники и гармонии;
- основные закономерности и основы гармонизации композиции;принципы художественного конструирования. - основы эргономики и научной организации труда

3.2.Уметь:
3.2.1. - формулировать художественно- конструкторский замысел; - конструировать простые по составу технические объекты учебного, бытового и производственного назначения;
- выполнять художественно- конструкторский анализ проектов и готовых изделий;
- находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономи-ческих проблем;
- рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании дизайн-объектов;
- проводить эргономический анализ предметов и предметной среды





3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения основными терминами и понятиями технической эстетики;
- основами художественного конструирования;
- навыки художественно-конструкторского анализа проекта и готового изделия;
- навыками комплексного использования полученной информации и собственных наработок при выполнении практических заданий по другим дисциплинам, в собственной в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование
1.1. Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности, его особенности и значение в создании вещей, предметов, оборудования и техники Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства Сам. работа 5 12 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Самостоятельная проработка темы "Стилистические направления в современном дизайне" Сам. работа 5 9 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Композиция в дизайне. Формообразование в технике
2.1. Факторы, определяющие композиционное решение проектируемых предметов. Основной закон композиции Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Понятие о колорите и гармонических цветовых сочетаниях. Понятие o цвете Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Объемно-пространственная структура как совокупность визуальных признаков, образующих форму предмета. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия Практические 6 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности Практические 6 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности.Форма и мода Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности зрительного восприятия предметной действительности. Оптический эффект. Оптические иллюзии восприятия линий, форм, цветового пятна Сам. работа 5 20 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования
3.1. Эргономические требования к промышленным изделиям, окружающей среде и факторы, их определяющие. Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Эргономические свойства изделий. Эргономические требования к системе «человек-машина-среда». Сам. работа 5 12 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Принципы организации рабочего места. НОТ Сам. работа 5 14 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.5. Комплекс санитарно-гигиенических условий труда Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Меры борьбы с вредными влияниями производственной среды Сам. работа 5 20 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Эстетика рабочего места и производственной среды
4.1. Дизайн производственного оборудования, рабочей одежды. Средства эстетической организации среды Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Дизайн производственного оборудования, рабочего инструмента и рабочей одежды Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Эстетические условия, формируемые физической средой труда Сам. работа 5 10 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Эстетические условия, формируемые предметной средой труда Практические 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.5. Цветовое решение интерьера. Использование цветовой информации Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.6. Организация зон отдыха. Мероприятия по обеспечению освещения, вентиляции, снижения шума, вибрации и др. Практические 5 8 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.7. Оформление дизайн-проекта проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики, эргономики, эстетической ценности. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 5 20 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
4.8. Экзамен 5 27 ПК-35 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Курбацкая, Т.Б. Эргономика : учебное пособие Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776
Л2.2 Кольтюков Н. А. , Белоусов О. А. Основы эргономики и дизайна : учебное пособие Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ» // Университетская библиотека "Онлайн", 2012
Л2.3 Крутоус В. П. Крутоус В. П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений: СПб: Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2012
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Техническая Эстетика» issuu.com
Э2 Словарь по эстетика: Техническая эстетика esthetiks.ru
Э3 Журнал «Труды Академии технической эстетики и дизайна» academy-tad.ru
Э4 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ aquagroup.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная система "Консультант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.