Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 72 | 72 | 72 | 84 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 228 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.
1.1. | - сформировать у студентов знания в области технической эстетики и художественного конструирования изделий, а также навыки проектирования и художественно-конструкторского анализа промышленных изделий; - научить студентов использовать принципы и параметры эргономики при проектировании предметов быта и производства и решении других задач дизайна среды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-35 | готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю развития технической эстетики в России и за рубежом; - закономерности развития техники, взаимосвязь формы и содержания в технике; - понятия тектоники и гармонии; - основные закономерности и основы гармонизации композиции;принципы художественного конструирования. - основы эргономики и научной организации труда |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - формулировать художественно- конструкторский замысел; - конструировать простые по составу технические объекты учебного, бытового и производственного назначения; - выполнять художественно- конструкторский анализ проектов и готовых изделий; - находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономи-ческих проблем; - рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании дизайн-объектов; - проводить эргономический анализ предметов и предметной среды |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владения основными терминами и понятиями технической эстетики; - основами художественного конструирования; - навыки художественно-конструкторского анализа проекта и готового изделия; - навыками комплексного использования полученной информации и собственных наработок при выполнении практических заданий по другим дисциплинам, в собственной в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование | ||||||
1.1. | Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности, его особенности и значение в создании вещей, предметов, оборудования и техники | Практические | 5 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов | Практические | 5 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Самостоятельная проработка темы "Стилистические направления в современном дизайне" | Сам. работа | 5 | 9 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Композиция в дизайне. Формообразование в технике | ||||||
2.1. | Факторы, определяющие композиционное решение проектируемых предметов. Основной закон композиции | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Понятие о колорите и гармонических цветовых сочетаниях. Понятие o цвете | Практические | 5 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Объемно-пространственная структура как совокупность визуальных признаков, образующих форму предмета. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия | Практические | 6 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности | Практические | 6 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности.Форма и мода | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности зрительного восприятия предметной действительности. Оптический эффект. Оптические иллюзии восприятия линий, форм, цветового пятна | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования | ||||||
3.1. | Эргономические требования к промышленным изделиям, окружающей среде и факторы, их определяющие. | Практические | 5 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2 |
3.2. | Эргономические свойства изделий. Эргономические требования к системе «человек-машина-среда». | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования | Практические | 5 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Принципы организации рабочего места. НОТ | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Комплекс санитарно-гигиенических условий труда | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2 |
3.6. | Меры борьбы с вредными влияниями производственной среды | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Эстетика рабочего места и производственной среды | ||||||
4.1. | Дизайн производственного оборудования, рабочей одежды. Средства эстетической организации среды | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Дизайн производственного оборудования, рабочего инструмента и рабочей одежды | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Эстетические условия, формируемые физической средой труда | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Эстетические условия, формируемые предметной средой труда | Практические | 5 | 6 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
4.5. | Цветовое решение интерьера. Использование цветовой информации | Практические | 5 | 4 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Организация зон отдыха. Мероприятия по обеспечению освещения, вентиляции, снижения шума, вибрации и др. | Практические | 5 | 8 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Оформление дизайн-проекта проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики, эргономики, эстетической ценности. Подготовка к аттестации по дисциплине | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-35 | Л3.1, Л2.3, Л1.2 |
4.8. | Экзамен | 5 | 27 | ПК-35 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Захарченко, Т.Ю. | История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Курбацкая, Т.Б. | Эргономика : учебное пособие | Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Барциц, Р.Ч. | Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография | МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776 |
Л2.2 | Кольтюков Н. А. , Белоусов О. А. | Основы эргономики и дизайна : учебное пособие | Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ» // Университетская библиотека "Онлайн", 2012 | |
Л2.3 | Крутоус В. П. | Крутоус В. П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений: | СПб: Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2012 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал «Техническая Эстетика» | issuu.com | ||
Э2 | Словарь по эстетика: Техническая эстетика | esthetiks.ru | ||
Э3 | Журнал «Труды Академии технической эстетики и дизайна» | academy-tad.ru | ||
Э4 | СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ | aquagroup.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Справочная система "Консультант" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения» Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы. |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |