МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техническая эстетика и эргономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Техническая эстетика и эргономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.10.2015 №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у студентов знания в области технической эстетики и художественного конструирования изделий, а также навыки проектирования и художественно-конструкторского анализа промышленных изделий;
- научить студентов использовать принципы и параметры эргономики при проектировании предметов быта и производства и решении других задач дизайна среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-35 готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю развития технической эстетики в России и за рубежом;
- закономерности развития техники, взаимосвязь формы и содержания в технике;
- понятия тектоники и гармонии;
- основные закономерности и основы гармонизации композиции;принципы художественного конструирования. - основы эргономики и научной организации труда

3.2.Уметь:
3.2.1. - формулировать художественно- конструкторский замысел; - конструировать простые по составу технические объекты учебного, бытового и производственного назначения;
- выполнять художественно- конструкторский анализ проектов и готовых изделий;
- находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономи-ческих проблем;
- рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании дизайн-объектов;
- проводить эргономический анализ предметов и предметной среды





3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения основными терминами и понятиями технической эстетики;
- основами художественного конструирования;
- навыки художественно-конструкторского анализа проекта и готового изделия;
- навыками комплексного использования полученной информации и собственных наработок при выполнении практических заданий по другим дисциплинам, в собственной в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование
1.1. Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности, его особенности и значение в создании вещей, предметов, оборудования и техники Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства Сам. работа 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Самостоятельная проработка темы "Стилистические направления в современном дизайне" Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Композиция в дизайне. Формообразование в технике
2.1. Факторы, определяющие композиционное решение проектируемых предметов. Основной закон композиции Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Понятие о колорите и гармонических цветовых сочетаниях. Понятие o цвете Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Объемно-пространственная структура как совокупность визуальных признаков, образующих форму предмета. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности.Форма и мода Практические 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности зрительного восприятия предметной действительности. Оптический эффект. Оптические иллюзии восприятия линий, форм, цветового пятна Сам. работа 5 6 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования
3.1. Эргономические требования к промышленным изделиям, окружающей среде и факторы, их определяющие. Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Эргономические свойства изделий. Эргономические требования к системе «человек-машина-среда». Сам. работа 5 8 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Принципы организации рабочего места. НОТ Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.5. Комплекс санитарно-гигиенических условий труда Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Меры борьбы с вредными влияниями производственной среды Сам. работа 5 22 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Эстетика рабочего места и производственной среды
4.1. Дизайн производственного оборудования, рабочей одежды. Средства эстетической организации среды Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Дизайн производственного оборудования, рабочего инструмента и рабочей одежды Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Эстетические условия, формируемые физической средой труда Сам. работа 5 20 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Эстетические условия, формируемые предметной средой труда Практические 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.5. Цветовое решение интерьера. Использование цветовой информации Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.6. Организация зон отдыха. Мероприятия по обеспечению освещения, вентиляции, снижения шума, вибрации и др. Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.7. Оформление дизайн-проекта проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики, эргономики, эстетической ценности. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 5 8 ПК-35 Л3.1, Л2.3, Л1.2
4.8. Зачет 5 4 ПК-35 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Курбацкая, Т.Б. Эргономика : учебное пособие Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776
Л2.2 Кольтюков Н. А. , Белоусов О. А. Основы эргономики и дизайна : учебное пособие Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ» // Университетская библиотека "Онлайн", 2012
Л2.3 Крутоус В. П. Крутоус В. П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений: СПб: Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2012
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ aquagroup.ru
Э2 Журнал «Труды Академии технической эстетики и дизайна» academy-tad.ru
Э3 Словарь по эстетика: Техническая эстетика esthetiks.ru
Э4 Журнал «Техническая Эстетика» issuu.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная система "Консультант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.