МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Межова Людмила Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,проф. Соколова Ольга Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,проф. Соколова Ольга Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• объективные тенденции развития современного менеджмента;
• закономерности, принципы и методы управления социально-экономическими системами;
• методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке управленческих решений и планов;
• основные организационные структуры управления организациями;
• основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике управления организациями;
• тенденции и перспективы развития менеджмента в будущем.
3.2.Уметь:
3.2.1.• ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
• использовать принципы и методы принятия организационно-управленческих решений, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать пути их преодоления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
• современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
• в формировании и поддержании благоприятного морально-психологического климата в организации;
• в исследовательской деятельности процесса совершенствования разработки и принятия управленческих решений в организации;
• в оценке деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения;
• методами принятия эффективных организационно-управленческих решений, различными способами передачи их исполнителям;
• способностью находить управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы менеджмента
1.1. Становление менеджмента как научной дисциплины Лекции 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Становление менеджмента как научной дисциплины. Основные школы управления. Практические 3 4 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Становление менеджмента как научной дисцмплины. Основные школы управления Сам. работа 3 14 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Роль, модели, функции и методы менеджмента в системе социально-экономических отношений Лекции 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Роль, модели, функции и методы менеджмента в системе социально-экономических отношений Практические 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Роль, модели, функции и методы менеджмента в системе социально-экономических отношений Сам. работа 3 14 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Связующие процессы в менеджменте Лекции 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Связующие процессы в менеджменте Практические 3 8 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Связующие процессы в менеджменте Сам. работа 3 14 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Планиррование как функция менеджмента Лекции 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Планирование как функция менеджмента Практические 3 8 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.12. Планирование как функция менеджмента Сам. работа 3 14 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.13. Организация, коордминация и контроль в системе менеджмента Лекции 3 8 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.14. Организация, коордминация и контроль в системе менеджмента Практические 3 8 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.15. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 3 14 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.16. Групповая динамика и руководство Лекции 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.17. Групповая динамика и руководство Практические 3 4 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.18. Групповая динамика и руководство Сам. работа 3 16 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.19. Обеспечение эффективности деятельности организации Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.20. Обеспечение эффективности деятельности организации Практические 3 6 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.21. Обеспечение эффективности деятельности организации Сам. работа 3 17 ОПК-4 Л1.4, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История управленческой мысли
2. Школа научного управления
3. Классическая (административная) школа менеджмента
4. Школа человеческих отношений
5. Школа поведенческих наук
6. Количественная школа в управлении
7. Основные модели менеджмента.
8. Проблемы формирования российской менеджмента
9. Роль и классификация функций управления
10. Методы менеджмента.
11. Организация как объект управления.
12. Типология и основные модели организации (М.Вебер, А.Файоль, Ч.Барнард, Л.Урвик, Т. Дж. Питерс, Р.Х. Уотерман и Д.Р. Филипс (7S), М.Р. Вайсборд (модель шести ячеек)
13. Пять идеальных конфигураций по Минцбергу
14. Организация как система
15. Модель Барнарда (организация как социальная система)
16. Система управления организацией (элементы, характеристики)
17. Планирование как функция менеджмента.
18. Элементы и этапы планирования как функции менеджмента.
19. Методы и модели функции планирования
20. Организация как функция менеджмента.
21. Организационно-правовые формы бизнеса.
22. Типология организационных структур.
23. Линейно-функциональные организационные структуры.
24. Дивизиональные организационные структуры (продуктовые, клиентские, региональные и др.).
25. Матричные организационные структуры.
26. Проектные организационные структуры.
27. Сетевые (модульные) организационные структуры.
28. Интегрированные структуры.
29. Гибридные организационные структуры.
30. Стимулирование как функция управления.
31. Мотивация: основные концепции.
32. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
33. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
34. Теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда
35. Теория ERG Альдерфера
36. Теория ожидания В. Врума
37. Теория справедливости Дж. Адамса
38. Сущность менеджмента. Содержательные аспекты менеджмента.
39. Связь между базовыми категориями - "менеджмент" и "управление".
40. Эволюция менеджмента как научной дисциплины.
41. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
42. Управленческие идеи в России и СССР.
43. Организационно-технические концепции управления в России
44. Социальные группы концепций управления в России
45. Этапы и элементы управленческой деятельности
46. Формы управленческого труда
47. Управленческие работы, операции, процедуры и их классификация
48. Показатели эффективности управления. Качество управления
49. Система управления и ее элементы. Характеристики системы управления
50. Структура системы управления: управляющая и управляемая подсистема
51. Основные признаки и особенности социальной системы
52. Задачи и технология управления. Виды технологий управления.
53. Понятие, признаки и характеристики организаций.
54. Цикл жизненного цикла и основные законы организации
55. Методы планирования.
56. Управление персоналом предприятия
57. Понятие и признаки трудового коллектива
58. Мотивационная структура и мотивационный механизм
59. Типы мотивированности.
60. Стимулирование: понятие, основные функции, способы выплаты вознаграждения.
61. Неэкономические способы стимулирования
62. Основные концепции содержательного подхода к мотивации
63. Основные концепции процессного подхода к мотивации
64. Управление трудовыми ресурсами
65. Контроль в управлении. Основные функции контроля
66. Виды управленческого контроля
67. Процесс контроля: основные этапы контроля.
68. Групповая динамика в менеджменте
69. Лидерство и власть.
70. Типология стилей управления
71. Подходы к лидерству: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход
72. Четыре ситуативных модели руководства (модель Фидлера, Митчелла и Хауса, П.Херси и К.Бланшар,Врума-Йеттона
73. Теория Р. Блейка и Дж. Моутона
74. Коммуникации как связующие процессы в управлении
75. Категории управленческой информации и требования к ней.
76. Этапы коммуникационного процесса
77. Виды и типы коммуникационных сетей
78. Коммуникационные стили
79. Современные методы управления персоналом
80. Обеспечение эффективности деятельности организации
81. Классификация управленческих решений
82. Блок-схема разработки управленческих решений
83. Концепция эффективности системы менеджмента
84. Результативность деятельности (экономический эффект; показатели рентабельности; период окупаемости капитала; точка безубыточности ведения хозяйства).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Количественная школа в управлении (Н. Винер, И. Ансофф и др.).
2. Современные школы менеджмента (Г. Минцберг, О. Уильямсон).
3. Советская школа управления (А.К. Гастев, А. Богданов, П. Керженцев, А. Журавский, Н. Витке и др.).
4. Современная российская школа менеджмента.
5. Понятие и сущность управления социально-экономическими процессами и системами.
6. Роль и классификация функций управления
7. Менеджмент как управление коммерческой организацией (бизнесом).
8. Школа научного управления
3. Классическая (административная) школа менеджмента
4. Школа человеческих отношений
5. Школа поведенческих наук .
6. Количественная школа в управлении
7. Современные школы менеджмента .
8. Советская школа управления.
9. Роль и классификация функций управления.
10. Менеджмент как управление коммерческой организацией.
11. Администрирование как управление некоммерческими организациями и публично-властными органами.
12. Планирование как функция менеджмента.
13. Планирование на основе системы сбалансированных показателей (ССП).
14. Экономико-математические методы и модели планирования.
15. Бюджетирование.
16. Бизнес-планирование.
17. Планирование номенклатуры и ассортимента товаров.
18. Планирование в условиях риска и неопределенности.
19. Планирование инновационной деятельности.
20. Организация как функция менеджмента.
21. Проектные организационные структуры.
22. Процессные организационные структуры.
23. Сетевые организационные структуры.
24. Интегрированные организационные структуры.
25. Содержание и типы организационных культур.
26. Стимулирование как функция управления.
27. Реорганизация и реструктуризация бизнеса.
28. Менеджмент в условиях оздоровления и банкротства организации.
29. Информатизация и компьютеризация менеджмента.
30. Различные подходы в управлении персоналом
31. Зависимость управления организацией от ее миссии.
32. Принцип разделения труда в управлении персоналом.
33. Роль коммуникаций и передачи информации в управлении.
34. Проблемы выбора управленческих решений.
35. Мотивация и стимулирование в управлении.
36. Менеджер как лидер, авторитет и начальник.
37. Контроль, учет и статистика в управлении.
38. Маркетинг и менеджмент в условиях конкуренции.
39. Эффективность управления.
40. Современные теории в менеджменте.
41. Построение системы управления.
42. .Оценка эффективности управления.
43. История развития менеджмента.
44. Повышение конкурентоспособности методами менеджмента.
45. Организационная культура.
46. Риск и менеджмент.
47. Планирование и оперативный контроль.
48. Карьера в системе управления персоналом.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л1.3 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие. Кн.2 : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.3 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
Л2.4 Р.А.Исаев Основы менеджмента /: ЭБС «Лань» М.: Дашков и К,, 2012
Л2.5 Бусов, Владимир Иванович. Управленческие решения : учеб. для бакалавров ГУУ. - М. :Юрайт, 2013
Л2.6 В.А. Репнев Кризисный менеджмент: теория и практика : ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Директ-Медиа, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
6.3. Перечень программного обеспечения
1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
4.www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
5.http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
8.Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
9.http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
10. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
14.Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
15.Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
16.Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
17.Образовательные ресурсы интернета – Экономика: http://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
18.Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Редактор Audacity http://www.audacityteam.org/
Среда разработки Мicrosoft visual studio С++ (версия не ниже 2008)
Редактор диаграмм https://www.draw.io
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, ГарантРусскоязычные Интернет-ресурсы по экономике и менеджменту:
1. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
2. www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"
3. www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"
4. ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
5. www.fira.ru – база данных по российским компаниям
6. Русскоязычные Интернет-ресурсы по экономике и менеджменту:
1. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
2. www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"
3. www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"
4. ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
5. www.fira.ru – база данных по российским компаниям
6. www.raexpert.ru – Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ РА
7. www.rbc.ru – РИА РБК
8. www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"
www.raexpert.ru – Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ РА
7. www.rbc.ru – РИА РБК
8. www.sf-online.ru – Журнал "Секрет фирмы"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.