МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государсвенный университет»

История искусств
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории отечественного и зарубежного искусства
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовкиДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Квалификация
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 227
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
в том числе инт. 2 2 2 2
Сам. работа 227 227 227 227
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения,доцент Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно - прикладное искусство и дизайн от 01 октября 2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
- формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;
- создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
- научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
- помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях разных видов искусства.
Задачи курса:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
- формирование у студентов культурно-исто рической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности.
- ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв;
- развитие навыков стилистического анализа художественных произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-6: готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII века.
1.1. Предмет и задачи курса.Периодизация. Историография.Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. Лекции 1 4 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Историография русского искусства XVIII - первой половины XIX века. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 1 18 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.3. Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. Лекции 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.4. Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. Практические 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.5. Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. (Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 1 24 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.6. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. Сам. работа 1 12 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.7. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 1 24 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.8. Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. Сам. работа 1 12 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
1.9. Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. (Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 1 24 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2
Раздел 2. Искусство первой половины XIX века.
2.10. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. Лекции 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.11. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.12. Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века. Практические 1 2 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.13. Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века.(Подготовка к семинарскому занятию). Сам. работа 1 16 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.14. Стили и направления. Сам. работа 1 18 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.15. К.Брюллов, П.Федотов и др. мастера. Сам. работа 1 18 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.16. Скульптура первой половины XIX века. Сам. работа 1 16 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.17. Развитие русского пейзажа в певой половины XIXв. Сам. работа 1 24 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.18. Стили и направления, виды и жанры, ведущие мастера русского искусства первой четверти XIX века. Сам. работа 1 19 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.19. Итоги развития русского искусства в первой половине XIX века. Лекции 1 4 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.20. Экзамен 1 9 ПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложения
5.2. Темы письменных работ
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт", 2011
Л1.2 Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. : учебник ЮРАЙТ// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. М. Степанская, Л. И. Нехвядович Введение в историю искусства: учеб. пособие // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2008
Л2.2 Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век.: // ЭБС "Лань", 2000
6.1.3. Методические разработки
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007
Л3.2 Степанская А.Г. Русское искусство XVIII века: Программа и учебно-методические материалы Барнаул.- Издательство АГУ, 2008
6.2. Перечень информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Э11. Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э22. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э33. История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека)
Э44. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э55. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э66. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows;
Power Point;
Microsoft Office;
Windows Media Center;
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;
Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для освоения дисциплины, включает в себя лаборатории:
- Лаборатории информационных технологий.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ. Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированный по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся, также, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.